Судебная практика

Дело № 5-251/46-2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

 

город Якутск                                                           17 мая 2018 года   

                         

Мировой судья по судебному участку №46  города Якутск Республики Саха (Якутия) Федорова Н.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении

должностного лица - ˂Должность˃ ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃, ___ года рождения, уроженки ___, проживающей по адресу: ___, к административной ответственности за совершение правонарушений в области связи и информации ранее не привлекавшейся,  

У С Т А Н О В И Л:

согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, 23 апреля 2018 года прокуратурой города Якутска проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет соблюдения законодательства о персональных данных несовершеннолетних, в том числе на официальном сайте ˂Наименование учреждения˃ , в ходе которого выявлены нарушения требований федерального законодательства «О персональных данных».

В связи с чем, 27 апреля 2018 года заместителем прокурора города Якутска ___. в отношении ˂Должность˃ ˂Наименование учреждения˃  ˂ФИО˃ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела прокурор, участвующий в деле, - помощник прокурора города Якутска ˂ФИО˃ доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, поддержала.

˂ФИО˃ с постановлением прокурора согласилась, пояснила, что персональные данные несовершеннолетних были размещены на сайте школы по требованию Управления образования.  

Представитель ˂ФИО˃ - ˂ФИО˃ по обстоятельствам, изложенным в постановлении прокурора, пояснил, что ˂Должность˃ ˂Наименование учреждения˃  руководствовалась приказом Управления образования.

Заслушав участников судебного разбирательства, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Основанием   привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ является обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

 В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

 В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

 Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

 Согласно п. 9 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582, при размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства РФ о персональных данных.

В силу ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

 Из положений ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» следует, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.

 Согласно ч. 8 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

 Из материалов дела усматривается, что 23 апреля 2018 года прокуратурой города Якутска проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет соблюдения законодательства о персональных данных несовершеннолетних, в том числе на официальном сайте ˂Наименование учреждения˃ .

В ходе мониторинга установлено, что на сайте ˂Наименование учреждения˃ , расположенном в сети «Интернет» по адресу: ___, размещен список о зачислении в 1 класс школы детей с указанием их фамилий, имен и отчеств. Такой способ обработки данных представляет собой распространение собранных данных неопределенному кругу лиц.

Таким образом, образовательным учреждением осуществлено размещение персональных данных с нарушением требований к целям сбора персональных данных, в связи с чем, 27 апреля 2018 года в отношении ˂Должность˃ ˂Наименование учреждения˃  ˂ФИО˃ возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, которые получены в установленном законом порядке, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и оцениваются судом в совокупности как относимые, достоверные и достаточные, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, вынесено заместителем прокурора города Якутска ___. в соответствии с требованиями ст. 28.4 КоАП РФ. Содержание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.

Оснований не доверять составленным в установленном административным законодательством порядке материалам не имеется.

Таким образом, суд считает вину ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, установленной и полностью доказанной.

Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, при рассмотрении дела не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит признание вины в совершении правонарушения.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что административное правонарушение совершено ˂ФИО˃ впервые, что с учетом положений ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ также следует признать обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

С учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, принимая во внимание, что административное правонарушение совершено ˂ФИО˃ впервые, суд считает возможным назначить ей административное наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией данной статьи, что обеспечит достижение целей наказания без применения более строгого наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.     На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.1-29.11 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

признать ˂Должность˃ ˂Наименование учреждения˃  ˂ФИО˃ виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                        Н.М. Федорова

 

Источник: http://sakha46.yak.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=32043016&delo_id=1500001

 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 46 города Якутск Республики Саха (Якутия)
Судья
Федорова Н.М.
Дата решения
2018-05-17
Категории
Сайт
Учащиеся
Согласие
Распространение
Неожиданные решения
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Обработка персональных данных учащихся без письменного согласия законных представителей

Не получено в письменной форме согласие законных представителей обучающихся и работников учреждения на размещение их фотографии на сайте

Размещение на сайте информацию о номерах телефонов депутатов поселкового совета

Отсутствие на сайте УК политики

В ходе проверки по обращению Уполномоченного по правам ребенка выявлены нарушения ст.6,19 федерального закона "О персональных данных"

Размещение на сайте фотографий несовершеннолетних обучающихся без согласия их законных представителей

Обработка персональных данных работников без их письменного согласия

Нарушения законодательства о персональных данных в процессе деятельности образовательного учреждения

Обработка персональных данных лиц, вступающих в некоммерческое партнерство

Не обеспечен доступ неограниченного круга лиц к документу, определяющему политику организации в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Публикация в газете статьи, содержащей персональные данные субъекта

Пост с раскрытием персональных данных в социальной сети

В акционерном обществе выявлены нарушения

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных

Отсутствие письменного согласия  у представителя субъекта персональных данных при оказании социальных услуг