Судебная практика

№ 16-5090/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Санкт-Петербург                                               26 ноября 2024 года

 Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия ФИО на вступившее в законную силу решение судьи Кондопожского районного суда Республики Карелия от 27 февраля 2024 года, вынесенное в отношении Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кондопожского района Республики Карелия от 26 января 2024 года Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

 Решением судьи Кондопожского районного суда Республики Карелия от 27 февраля 2024 года постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кондопожского района Республики Карелия от 26 января 2024 года отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

 В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия Коснов Р.И. просит решение судьи Кондопожского районного суда Республики Карелия от 27 февраля 2024 года отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

 Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы, представило возражения. Согласно которым просит отказать в удовлетворении жалобы как необоснованной.

 Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

 Частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

 В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции) совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, удаление, уничтожение персональных данных; под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

 Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях, установленных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

 Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»).

 Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия дела об административном правонарушении послужило то, что 30 марта 2023 года в 11:00 Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия по адресу: Республика Карелия, <адрес>, совершила обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, что выразилось в получении в результате взлома и заражения вредоносными программами интернет-сайта Администрации https://______ неустановленными лицами доступа к разделу «Обращения граждан», что повлекло раскрытие третьим лицам персональных данных 481 субъектов персональных данных без их согласия в объеме: фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона, адрес электронной почты. Таким образом, Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия нарушила требования ч.1 ст.6, ст.7 и ст.10.1 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» в части предоставления неправомерного доступа к базе данных оператора, содержащей персональные данные лиц, направивших обращения в адрес Администрации в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 Судьей районного суда установлено, что 31 марта 2023 года Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия направила уведомление  о факте неправомерной или случайной передачи персональных данных повлекшей нарушение прав субъектов персональных данных, указав на произошедший взлом официального сайта, неработоспособность главной страницы, на несанкционированный доступ к персональным данным 481 граждан, содержащиеся в обращениях в объеме данных: ФИО, адрес, телефон, электронная почта, наименование организаций.

 04 апреля 2023 года Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия направила уведомление  о факте неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов персональных данных, указав в дополнении к ранее направленному уведомлению результаты внутреннего расследования инцидента, который произошел из-за наличия уязвимости программного обеспечения «Битрикс» устаревшей версии. Программное обеспечение не обновлялось с декабря 2018 года из-за отсутствия лицензии на активацию техподдержки и обновления. Инцидент состоял во взломе и заражении сайте и порче главной страницы.

 07 ноября 2023 года Администрация Кондопожского муниципального района в ответ запрос Управления Роскомнадзора по Республике Карелия сообщило, что вышеуказанный инцидент состоял из заражения и порчи главной страницы интернет-сайта с использованием уязвимостей необновленного программного обеспечения, факт утечки персональных данных не подтвердился.

 Отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда на основании вышеизложенных обстоятельств обоснованно исходил из того, что сам по себе факт взлома и заражения сайта https://kmrl0.ru вредоносными программами безусловно не означает предоставление Администрацией неустановленным лицам доступа к персональным данным граждан, содержащимся в разделе сайта «Обращения граждан». В уведомлении от 04 апреля 2023 года Администрация указала на то, что произошедший инцидент состоял из заражения и порчи главной страницы интернет-сайта с использованием уязвимостей необновленного программного обеспечения. Административным органом не представлены доказательства взаимосвязи между заражением и порчи главной страницы интернет-сайта Администрации и неправомерным доступом третьих лиц к персональным данным граждан, содержащимся в разделе «Обращения граждан». Поскольку достоверных сведений о том, что Администрацией Кондопожского муниципального района Республики Карелия совершены действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных, в том числе в раскрытии персональных данных без согласия субъекта персональных данных, судьей обоснованно сделан вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.11 названного Кодекса, составляет 1 год.

 Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, которые послужили основанием для возбуждения в отношении Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия дела об административном правонарушении, имели место в марте 2023 года.

 Следовательно, на день рассмотрения жалобы в Третьем кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, по настоящему делу истек.

 В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

 Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013 (вопрос № 6), истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда. То есть в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

 Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

 Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

 Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

 Данной нормой не предусмотрена возможность отмены решения судьи, которым производство по делу об административном правонарушении прекращено, с оставлением в силе постановления о привлечении лица к административной ответственности.

Фундаментальных нарушений требований действующего законодательства при рассмотрении данного дела не установлено.

 При таких обстоятельствах решение судьи Кондопожского районного суда Республики Карелия от 27 февраля 2024 года, вынесенное в отношении Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено быть не может.

 Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Кондопожского районного суда Республики Карелия от 27 февраля 2024 года, вынесенное в отношении Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия ФИО – без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда                                                      общей юрисдикции                                                           К.В. Рябинин

Источник: https://3kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=19215686&delo_id=2550001&new=0&text_number=1 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Третий Кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Рябинин К.В.
Дата решения
2024-11-26
Категории
Сайт
Разглашение
Прекращение производства по делу
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие документов в соответствии с законодательством о персональных данных

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных.

Размещение на портале протокола об административном правонарушении, содержащего персональные данные гражданина

Размещение фотографии в социальной сети "ВКонтакте"

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом

Обработка персональных данных после отзыва субъектом согласия на обработку его персональных данных

Факт наличия базы данных, содержащей персональные данные работников, клиентов оператора, в объеме: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, год рождения

Обработка персональных данных по договору

Письменная форма согласия не отвечает требованиям законодательства в области персональных данных

Поручение обработки персональных данных без согласия жильцов

Не конвертированные квитанции, отсутствие локальных актов

Отсутствие на сайте образовательного учреждения политики

Направление субъекту персональных данных письма рекламного характера без его предварительного согласия

Размещение в ГИС ЖКХ в общедоступном просмотре персональных данных

Превышение объема обработки персональных данных, предусмотренного унифицированной формой № Т-2