Судебная практика

Дело № 5-353/2019

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 июня 2019 года                                                       г. Курск   

  

 Мировой судья судебного участка № 11 судебного района Центрального округа г. Курска Шиханова А.В. (г. Курск, ул. К. Зеленко, д. 7),

с участием представителей лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении -  ˂Наименование учреждения˃ по доверенности от <ДАТА2> ˂ФИО˃, от <ДАТА3> ˂ФИО˃, ˂ФИО˃

специалиста-эксперта Управления Роскомнадзора по Курской области ˂ФИО˃,

заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Курской области ˂ФИО˃

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

юридического лица - ˂Наименование учреждения˃ (<АДРЕС> ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - <ДАТА4>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Управлением Роскомнадзора по Курской области составлен протоколом об административном правонарушении в отношении ˂Наименование учреждения˃, в котором указано, что Комитетом совершено административное правонарушение, выразившееся в несоответствии содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации. А именно, при анализе формы согласия на обработку персональных данных выявлено несоответствие требованиям ч. 4 ст. 9 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных»: отсутствует адрес Оператора; отсутствует перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель ˂Наименование учреждения˃ по доверенности от 14.05.2019 года ˂ФИО˃ считала необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием доказанного события административного правонарушения.  Указала, что  с 01.04.2019 года по 26.04.2019 года Роскомнадзором по Курской области была проведена плановая проверка ˂Наименование учреждения˃, в ходе, которой допущено ряд нарушений: Комитет не был извещен о проводимой плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения; акт проверки оформлен до ее завершения; форма согласия  на обработку персональных данных <ФИО1> от 16.02.2012 года соответствует всем необходимым требованиям; срок давности привлечения к административной ответственности Комитета в настоящее время истек. 

Представители  ˂Наименование учреждения˃ по доверенности от 13.05.2019 года ˂ФИО˃, ˂ФИО˃ поддержали позицию ˂ФИО˃.

В судебном заседании специалист-эксперт  Управления Роскомнадзора по Курской области ˂ФИО˃ и заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Курской области ˂ФИО˃ полагали необходимы привлечь к административной ответственности ˂Наименование учреждения˃ по ст. 13.11 ч.2 КоАП РФ, поскольку 26.03.2019 года по средствам электронной почты в адрес Комитета было направлено уведомление о проведении плановой выездной проверки со всеми необходимыми документами. Данное уведомление было сформировано по средствам специальной программы документооборота Роскомнадзора и «успешно направлено» 26.03.2019 года в адрес Комитета, о чем имеется отметка в программе, которая делается автоматически программой после отправления электронного письма. Полагали, что ˂Наименование учреждения˃ пользуется не сертифицированным почтовым ящиком, а потому их доводы  о том, что Комитет не был извещен о начале проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до даты начала ее проведения не могут быть принятии судом во внимание.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Часть 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за  обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 4) цель обработки персональных данных; 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9) подпись субъекта персональных данных.

В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела следует, что на основании Приказа №˂Номер˃ от 26.03.2019 г. Управления Роскомнадзора по Курской области проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области обработки персональных данных ˂Наименование учреждения˃.

Согласно представленной копии акта проверки ˂Наименование учреждения˃ А-46/4/15-нд/18 плановая выездная проверка была осуществлена в период с 01.04.2019 г. по 26.04.2019 г., по результатом которой выявлено несоответствие содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

 Согласно представленного мировому судье на обозрение электронного почтового ящика ˂Ссылка на страницу сайта˃ 27.03.2019 года в 10 часов 30 минут ˂Наименование учреждения˃ получил уведомление о проведении выездной плановой проверки <НОМЕР> от 26.03.2019 года.

В соответствии с частью 1.1 статьи 23 Федерального закона "О персональных данных" Правительство Российской Федерации 13.02.2019 года  приняло постановление №146, которым утвердило прилагаемые Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных.

В силу гл. 4 п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 146 "Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных" проверки проводятся органом по контролю и надзору на основании приказа, изданного уполномоченным должностным лицом, в форме документарной или выездной проверки.

В силу п.11 указанного постановления Правительства РФ орган по контролю и надзору уведомляет оператора о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до даты начала ее проведения посредством направления копии приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, по адресу электронной почты оператора, если такой адрес содержится на сайте оператора в сети "Интернет" либо ранее был представлен оператором в орган по контролю и надзору, или иным доступным способом.

На основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение данного срока является нарушением законодательства при осуществлении контроля, в связи с чем мировой судья приходит к выводу, что результаты проверки в отношении ˂Наименование учреждения˃, проведенной органом государственного надзора получены с нарушением требования п. 11 «Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных"  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146.

Так, ˂Наименование учреждения˃ о проводимой в отношении него плановой выездной проверки был извещен 27.03.2019 года в 10 часов 30 минут по средствам электронной почты,  то есть в среду, поскольку течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, то 3-х  дневный срок начинает течь с 28.03.2019 года (четверг), вместе с тем проведение проверки было начато 01.04.2019 года (понедельник).

Таким образом, Управлением Роскомнадзора по Курской области пропущен срок уведомления оператора - ˂Наименование учреждения˃ о проведении плановой выездной проверки, поскольку Приказ о проведении проверки был издан 26.03.2019 г., оператор был извещен 27.03.2019 года, а началом проверки является 01.04.2019 г., следовательно Комитет должен был быть уведомлен о данной проверке не позднее 26.03.2019 г.

Мировой судья, не может согласится с доводами Управления Роскомнадзора по Курской области о том, что оператор был извещен о выездной плановой проверки 26.03.2019 года, поскольку должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при направлении  оператору уведомления о проведении плановой выездной проверки, с учетом указанного постановления Правительства от 13.02.2019 N 146 по электронной почте или по средствам иного извещения должны учитывать сроки доставки почтовой корреспонденции. Проверяемое лицо должно быть уведомлено о проведении в отношении него плановой выездной проверки за 3 рабочих дня до даты начала ее проведения, в этот срок почтовое отправление или электронное письмо, должно быть уже получено юридическим лицом. Следовательно, начинать проверку по истечении трех дней с даты направления копии приказа по почте должностные лица вправе, только если они направили копию приказа способом, который позволяет подтвердить (иметь доказательство) получение оператором документа в этот день.

На основании изложенного, мировой судья приходит к выводу о том, что результаты проверки Управлением Роскомнадзора по Курской области с 01.04.2019 года по 26.04.2019 года в отношении оператора ˂Наименование учреждения˃ не могут служить доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований нормативно правовых актов в области обработки персональных данных.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ˂Наименование учреждения˃, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Копию постановления направить в ˂Наименование учреждения˃ и в Управление Роскомнадзора по Курской области.

Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г. Курска в течение десяти суток со дня получения его копии.

Мировой судья                                              А.В. Шиханова

Источник: http://centr-kursk11.krs.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=29693284&delo_id=1500001

 

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 11 судебного района Центрального округа г. Курска
Судья
Шиханова А.В.
Дата решения
2019-06-11
Категории
Отсутствие состава административного правонарушения
Прекращение производства по делу
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие согласий работников и локального акта, регламентирующего обработку персональных данных

Обработка специальной категории персональных данных пациентов без их согласия

Обработка персональных данных жителей региональным оператором по обращению с ТКО без их письменного согласия

Обработка персональных данных работников без их письменного согласия

Обработка ФГУП "Почта России" персональных данных гражданки в случаях, не предусмотренных законом

Отсутствие письменного согласия родителей на обработку персональных данных ребенка при оказании медицинской помощи

Обработка персональных данных несовершеннолетних без письменного согласия законных представителей

Размещение на информационном стенде многоквартирного дома персональных данных субъекта

Распространение через почтовые ящики жильцов персональных данных должников

Размещение «Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей поддержки муниципального района" на сайте без обезличивания персональных данных

Обработка персональных данных несовершеннолетних без согласия в письменной форме

Отсутствие согласий работников на обработку персональных данных

Обработка персональных данных работников без их письменного согласия

Обществом не проведено ознакомление работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных

Обработка персональных данных посетителей