Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

      по делу об административном правонарушении

 

02  ноября 2018 г.                      г. Москва

                                                  Новочеркасский бульвар, д.5, стр.3

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018  года.

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2018 года.

 

          Мировой судья судебного участка №259 района «Марьино»        г.  Москвы Караева Л.Ш., с участием прокурора 21 отдела прокуратуры г. Москвы ˂ФИО˃, рассмотрев материалы административного дела №5-515/18-259 по ч. 2 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица, специалиста по мобилизационной работе отдела гражданской обороны и мобилизационной работы ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃, *** года рождения, уроженца ***, зарегистрированного по адресу: *** , 

УСТАНОВИЛ:

 

Специалист по мобилизационной работе отдела гражданской обороны и мобилизационной работы ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃ совершил обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.  Действия не содержат уголовно наказуемого деяния,

*** года в период времени с 10.00 до 17.00 по адресу: *** , ˂Наименование учреждения˃ при проведении Прокуратурой г. Москвы проверки исполнения требований федерального законодательства по охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе при обеспечении их лекарственными препаратами, поликлиникой, установлено, что специалист по мобилизационной работе отдела гражданской обороны и мобилизационной работы ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃ совершил обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

 Прокуратурой г. Москвы на основании решения от 25.09.2018 года в период с 26.09.2018 года по 15.10.2018 года проведена проверка исполнения требований федерального законодательства по охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе при обеспечении их лекарственными препаратами, поликлиникой. Организация действует на основании Устава, утвержденного приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 27.07.2017 года №518.

В ходе проверки установлено, что на основании Устава целями деятельности учреждения является оказание медицинской помощи населению.

Согласно объяснению главного врача учреждения ˂ФИО˃ от *** года согласие на обработку персональных данных несовершеннолетних пациентов отбирается одновременно с заполнением заявления о прикреплении к поликлинике операторами ЭВМ, согласия хранятся в делах хранения по наименованиям страховых компаний. Копия согласия подшивается в медицинскую карту ребенка.

Проверка показала, что в нарушение требований п.1 ч.1 ст. 6, ч.1 ст. 9 Закона №152-ФЗ в медицинских картах несовершеннолетних пациентов ˂ФИО˃ *** г.р., ˂ФИО˃ ***  г.р., ˂ФИО˃ ***  г.р. письменное согласие законного представителя на обработку персональных данных несовершеннолетнего отсутствует.

При этом медицинские карты содержат следующие персональные данные: ФИО, дата рождения, пол, домашний адрес, номер телефона, место учебы, адрес места жительства, группы крови и инвалидности, наличие льгот, полис ОМС, СНИЛС, диагноз, сведения о родственниках и их номер телефона.

Поликлиника включена в реестр операторов обработки персональных данных под регистрационным номером *** .

Приказом главного врача ДГП №***  от 07.03.2018 №60 ответственным за обработку персональных данных лиц, состоящих на учете в поликлинике, назначен ˂ФИО˃

Действия должностного лица, специалиста по мобилизационной работе отдела гражданской обороны и мобилизационной работы ˂Наименование учреждения˃  ДЗМ» ˂ФИО˃ квалифицированы по ч.2 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

           ˂ФИО˃ в судебное заседание явился, вину в правонарушении признал и пояснил, что все нарушения будут устранены и впредь подобные нарушения допускаться не будут.

           Прокурор 21 отдела прокуратуры г. Москвы ˂ФИО˃ в судебное заседание явилась, поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, просила привлечь ˂ФИО˃ к административной ответственности.

          Суд, заслушав ˂ФИО˃, прокурора ˂ФИО˃, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Положениями ст.23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч.1 ст.24 Конституции РФ не допускается.

В соответствии  с ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным (ч. 1 ст. 1 настоящего Закона).

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ под обработкой персональных данных подразумевается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, -удаление, уничтожение персональных данных.

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

            Согласно ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и допускается в случае, если такая обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Такое решение должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу, что вина специалиста по мобилизационной работе отдела гражданской обороны и мобилизационной работы ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, доказана и подтверждается следующими доказательствами:

       - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от *** года (л.д. 1-4);

       - решением о проведении проверки (л.д.6);

       - справкой о проведенной проверке (л.д.7);

       - приказом о приеме на работу ˂ФИО˃ от 01.04.2016 года (л.д.8);

       - объяснениями главного врача ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃ (л.д.11-12);

       - приказом от 07.03.2018 года о назначении ответственным за обработку персональных данных лиц, состоящих на учете в поликлинике специалиста по мобилизационной работе отдела гражданской обороны и мобилизационной работы ˂ФИО˃ (л.д.13);

       - политикой  ˂Наименование учреждения˃ в отношении обработки персональных данных (л.д.14-18);

       - должностной инструкцией ответственного за организацию обработки персональных данных в ˂Наименование учреждения˃ (л.д.19-20);

       - уставом ˂Наименование учреждения˃ (л.д.21-30);

       - трудовым договором (л.д.31-37);

       - приказом от 15.05.2018 года №790-к (л.д.38));

       - выпиской из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных (л.д.39);

       - копиями медицинских карт амбулаторного больного (л.д.40-51).

Решая вопрос о достоверности и объективности, исследованных по делу доказательств, суд находит все доказательства, приведенные выше, допустимыми, документы составлены в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях и объективно фиксируют фактические данные.

Таким образом, представленные доказательства у суда сомнений не вызывают, оснований не доверять им не имеется.

Характер, совершенного правонарушения по ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ, объектом посягательства которого является правонарушения в области связи и
информации, необходимость соблюдения и охраны которого вытекает из обязанности граждан и юридических лиц соблюдать Конституцию РФ, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере, выразившегося в пренебрежительном отношении к административному законодательству и исполнению обязанности перед государством.

         Оценивая в совокупности все имеющиеся по делу доказательства,  суд приходит к выводу, что вина  должностного лица, специалиста по мобилизационной работе отдела гражданской обороны и мобилизационной работы ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃ полностью доказана, действия  квалифицированы правильно по ч.2 ст.13.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как он совершил обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.  Действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При назначении наказания, суд учитывает данные о личности привлекаемого, его имущественном положении, характере совершенного им административного правонарушения, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность и считает необходимым назначить наказание в виде штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 13.11 ч. 2, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

                                     ПОСТАНОВИЛ:

           Признать ˂ФИО˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.13.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях и  подвергнуть  административному наказанию в   виде штрафа в размере *** рублей.

           Штраф оплатить по следующим реквизитам и предоставить квитанцию на судебный участок №259:

УФК по г. Москве (Прокуратура г. Москвы л/с 04731443380)

ИНН 7705019420

КПП 770501001

БИК 044525000

р/с 40101810045250010041

ОКТМО 45381000

ГУ Банка России по ЦФО

КБК 41511690020026000140

 

Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Люблинский районный суд г. Москвы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба подается через судебный участок № 259 района Марьино г. Москвы.

Мировой судья                                                 Л.Ш. Караева

Источник: http://mos-sud.ru/services/servicetext/servicetextas/?id=13841592&year=2018  

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №259 района «Марьино» г.  Москвы
Судья
Караева Л.Ш.
Дата решения
2018-11-02
Категории
Неожиданные решения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Обработка персональных данных учащихся без согласия

Обработка биометрических персональных данных учащихся

Хранение копий паспортов работников без их письменного согласия

Отсутствие политики на сайте образовательной организации

Обработка персональных данных собственников жилых помещений без их письменного согласия

В личных делах подопечных  письменные согласия опекунов несовершеннолетних не отвечают требованиям, закрепленным в ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"

Предоставление персональных данных консьержам

Письменное согласие работника на передачу персональных данных не соответствует требованиям законодательства

Размещение на сайте Думы скан-копий документов с персональными данными

Сбор персональных данных посредством сайта без согласия

Отсутствие политики на сайте и возможности выражения согласия на обработку персональных данных пациента

Обработка персональных данных пациентов без письменного согласия

Письменные согласия работников и воспитанников дошкольного учреждения не соответствуют законодательству о персональных данных

Персональные данные пациента внесены в медицинскую карту без наличия его письменного согласия

Персональные данные субъекта в СМИ