Судебная практика

Решение по административному делу

Дело №3-300/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

23 мая 2016 года
г. Златоуст Челябинской области                                                        

Мировой судья судебного участка №6 г. Златоуста Челябинской области Паршукова С.А.,

при секретаре фио, с участием помощника прокурора г. Златоуста ФИО, представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, расположенного по юридическому адресу: <АДРЕС>, по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

 Общество с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее по тексту постановления «ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»), расположенное по адресу <АДРЕС>, в нарушение ст. 3, 5, 7 Федерального закона от <ДАТА2> <НОМЕР> «О персональных данных» в период с февраля по март 2016 года, точная дата не установлена, хранило, использовало и распространяло персональные данные <ИО1> без его согласия.  А именно, как следует из постановления от 18 апреля 2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении <ДАТА> года <ИО1> получил от ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» квитанцию об оплате услуг за кабельное телевидение, содержащую его персональные данные: фамилию, имя, отчество, сведения о том, что он является собственником квартиры <НОМЕР> в доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> При этом с ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» у <ИО1> договорных отношений не имеется, согласия на обработку и распространение его персональных данных он не давал. Указанная квитанция была оставлена неизвестными <ИО1> лицами, и является доступной неопределенному кругу лиц.

Представитель ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» ФИО в судебном заседании вину общества признала частично. Пояснила, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет услуги связи для целей кабельного вещания на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. До 01 января 2016 года начисления за оплату услуг кабельного телевидения производилось в общей квитанции ООО «КГХ» на основании агентского договора. С 01 января 2016 года ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» агентский договор с ООО «КГХ» был расторгнут. После чего ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» были выставлены первые отдельные квитанции на оплату услуг кабельного телевидения на основании данных, содержащихся в собственной агентской базе ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», которая была сформирована до вступления в силу Федерального закона «О персональных данных», в дальнейшем происходила лишь корректировка данных, содержащихся в абонентской базе, на основании договоров услуг, которые заключались с абонентами ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Предоставление услуг кабельного телевидения абоненту, проживающему по адресу г. <АДРЕС>, осуществлялось на основании договора публичной оферты в  соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество признает вину в том, что использовало и хранило персональные данные <ИО1>, которые  имелись в собственной абонентской базе общества. Услуги кабельного телевидения <ИО1> оказывались. Когда плата за услуги связи за кабельное телевидение содержалась в общей квитанции ООО «КГХ», <ИО1> все оплачивал. Затем услуга не изменилась, появилась лишь новая квитанция на оплату услуг кабельного телевидения. ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» через средства массовой информации - через газету «Златоусовский рабочий» абонентам ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» неоднократно предлагало подойти в офис организации для заключения договоров, также в газете «Златоустовский рабочий» от 17 декабря 2015 года ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» размещало статью о том, что с 2016 года за кабельное телевидение будет выставляться отдельная квитанция. В квитанции ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» за январь 2016 года была информация о том, что если абонент не нуждается в услуге, то он вправе от нее отказаться. Квитанции на оплату услуг кабельного телевидения ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» печатали самостоятельно, затем сотрудники ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» разносили квитанции на оплату и оставляли их в почтовых ящиках абонентов. Поэтому ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не согласно с тем, что оно распространяло персональные данные <ИО1> без его согласия. Общество не распространяло квитанции, содержащие данные абонента неограниченному кругу лиц. С апреля 2016 года хранение, использование и распространение персональных данных абонента <ИО1> обществом прекращено. Персональные данные в информационной системе и на квитанциях об оплате, доставляемых в почтовый ящик абонента, обезличены.  Представитель ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» просила учесть, что общество совершило правонарушение впервые, не причинило вреда и не повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем просила признать правонарушение малозначительным.

По факту хранения, использования и распространения ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» персональных данных <ИО1> без его согласия исполняющим обязанности прокурора г. Златоуста старшим советником юстиции ФИО возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При производстве по делу постановление прокурора поддержала помощник прокурора <ИО3>, и указала, что должен быть заключен договор с абонентом, в котором он бы выразил свое согласие на использование, обработку и распространение его персональных данных. Договор между ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и <ИО1> заключен не был, данный факт подтверждает представитель ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>».

Положениями ст.23 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст.24  Конституции Российской Федерации не допускается.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от <ДАТА2> <НОМЕР> «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии п.2 ст.3 Федерального закона «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

В силу п.3 ст.3 Федерального закона «О персональных данных», обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Положениями п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от <ДАТА2> <НОМЕР> установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно ч.1 ст.9  Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона «О персональных данных» обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, юридическое лицо, осуществляющее обработку персональных данных, в том числе организация, оказывающая услуги кабельного телевидения, обязана получать согласие субъекта персональных данных в письменной форме на обработку его персональных данных.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Мировым судьей установлено, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», оказывающее в соответствии с лицензией услуги связи для целей кабельного вещания, хранило, использовало и распространяло персональные данные <ИО1> без его согласия - указало в квитанции об оплате услуг за кабельное телевидение персональные данные <ИО4> фамилию, имя, отчество, сведения о том, что он является собственником квартиры <НОМЕР> в доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС>.

Доказательств получения согласия субъекта персональных данных <ИО1> на обработку его персональных данных или доказательств наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10  и части 2 статьи 11  Федерального закона «О персональных данных», ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не представлено.

Действия ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» правильно квалифицированы по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение установленного законом порядка хранения, использования и распространения информации о гражданах (персональных данных).

Вина ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается исследованными при рассмотрении дела доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА> года, составленным исполняющим обязанности прокурора г. Златоуста старшим советником юстиции ФИО (л.д.1-3); заявлением <ИО1> от <ДАТА> года (л.д.4); письменными объяснениями <ИО5> от <ДАТА> года (л.д.5); письменными объяснениями <ИО1> от <ДАТА> года (л.д.6); копией квитанции ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в адрес <ИО1> за февраль 2016 года (л.д.7); письменными объяснениями ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА> года (л.д.7 оборот-8), отзывом от 19 мая 2016 года (л.д.17-18); копиями публикаций в газете «Златоустовский рабочий»; объяснениями ФИО, данными в судебном заседании.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, возложение ответственности за совершение данного правонарушения не связано с причинением вреда, наступлением каких-либо последствий.

Таким образом, вина ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение при рассмотрении дела совокупностью исследованных доказательств, которые следует признать достоверными.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, доказательств того, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» были предприняты все зависящие от него меры по получению согласия <ИО1> на хранение, использование и распространение его персональных данных в материалы дела не представлено.

При назначении административного наказания, мировой судья учитывает: характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>».

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является частичное признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Санкцией статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения, которое в силу статьи 3.4  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Мировой судья принимает во внимание совершение ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» правонарушения впервые, отсутствие имущественного ущерба, принятие незамедлительных мер по устранению нарушений, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, действия ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не причинили вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем мировой судья приходит к выводу о возможности назначения ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» наказания в виде предупреждения, состоящее в официальном порицании ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Златоустовский городской суд Челябинской области через мирового судью судебного участка №6 г. Златоуста Челябинской области.

Мировой судья                                       Паршукова С.А.   

Источник: http://zlatoustchel6.chel.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=3700180&delo_id=1500001               

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №6 г.Златоуст Челябинской области
Судья
Паршукова С.А.
Дата решения
2016-05-23
Категории
Согласие
Другие дела из подобных
категорий:

Передача персональных данных воспитанников и их родителей без согласия

Отсутствие согласий работников на обработку персональных данных

Распространение ПДн субъекта без его согласия

Акт проверки признан недопустимым доказательством

Передача персональных данных несовершеннолетнего без согласия родителя после достижения цели обработки

Предоставление персональных данных в силу уступки прав требования

Обработка данных соискателя без согласия

Неправомерная обработка персональных данных субъекта

Предоставление персональных данных для выставления квитанций

Размещение персональных данных работников на сайте в отсутствие надлежащих согласий

Предоставление персональных данных субъектов без согласия

Предоставление прокурору копий документов, содержащих персональные данные

При оплате товара денежной купюрой достоинством 5000 рублей, продавцом затребованы персональные данные покупателя (фамилию, имя и отчество) для внесения в журнал и предложено проставить свою подпись. При отказе покупателя предоставить свои данные, ему было отказано в приобретении товара

Размещение персональных данных на доске объявлений без согласия субъекта

Национальность в копии военного билета