Судебная практика

Дело об административном правонарушении <НОМЕР>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            06 августа 2020 года                                         город Липецк  

                                                                                        

  И.о. мирового судьи судебного участка № 1 Левобережного судебного района г. Липецка - мировой судья судебного участка № 23 Левобережного судебного района г. Липецка Полухин Д.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <ФИО1>, <ДАТА2>, не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО, являясь членом участковой избирательной комиссии избирательного участка <НОМЕР> с правом решающего голоса, совершил обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, при отсутствии в этих действиях уголовно наказуемого деяния, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

ФИО в судебном заседании признал вину в совершении правонарушения, указал, что осуществил фотокопирование списка участников голосования для своих целей, при этом объяснил, что данная фотография удалена с его телефона в день фотосъемки; в связи с тем, что административное правонарушение совершено впервые, просил применить к нему наказание в виде предупреждения.

Помощник прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> ФИО в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала, просила признать ФИО  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

   Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу, прокурора, специалиста ФИО., исследовав письменные материалы дела, суд считает вину ФИО в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, установленной.

 Частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ определено, что обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Согласно статье 3  Федерального закона от <ДАТА3> N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

под оператором - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

    под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

  В соответствии со ст.5 Закона обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

   Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

     В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от <ДАТА4> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР>) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.

     Пунктом 1 статьи 27 ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР> установлено, что для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

     В силу пунктов 1 и 2 Закона <АДРЕС> области от <ДАТА6> N 117-ОЗ «О статусе, порядке формирования и полномочиях территориальных и участковых избирательных комиссий в <АДРЕС> области», для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.

 Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет и исчисляется со дня ее первого заседания. Если срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

     В соответствии с п.11 ст.17 ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР> список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума.

   Таким образом, данная норма обеспечивает идентификацию граждан в качестве избирателей и исключает участие в выборах или референдуме граждан, не обладающих активным избирательным правом.

   Согласно пп."г" п.23 ст.29 ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР> член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.

    Согласно п.2 Распоряжения Президента РФ от <ДАТА7> N 32-рп, на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, осуществляющую реализацию мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции, в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 статьи 21 Федерального закона от <ДАТА8> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", возложена организация подготовки проведения общероссийского голосования.

     В пункте 1  Указа Президента Российской Федерации от <ДАТА9> N 188 "О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" установлено, что дата проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", определяется отдельным указом  Президента Российской Федерации.

  Указом Президента РФ от <ДАТА10> <НОМЕР> определено <ДАТА11> в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".

   В соответствии с Постановлением ЦИК России от <ДАТА12> N 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» общероссийское голосование проводится на всей территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком (п.1.2).

   В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (далее - участники голосования) (п.1.3).

 Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом  от <ДАТА13> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в том числе избирательные комиссии, дополнительно сформированные в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - комиссии) (п.1.4).

   Общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - участки для голосования). При этом требования об уточнении перечня избирательных участков и их границ, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не применяются (п.1.5).

   В соответствии с Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК России от <ДАТА12> N 244/1809-7), в списки участников общероссийского голосования (далее - списки участников голосования) на участках для голосования, образованных на территории Российской Федерации, включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в общероссийском голосовании, за исключением участников голосования, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (п.1.3).

   Списки участников голосования составляются по форме согласно приложению №1  к Инструкции.

   Список участников голосования состоит из титульного, вкладных листов и последнего листа для внесения итоговых данных. При разделении списка участников голосования на книги используются титульные листы книг (п.1.7).

   Сведения об участниках голосования, включаемых в список участников голосования, - фамилия, имя и отчество, год рождения участника голосования (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, адрес места жительства, для вынужденных переселенцев - адрес места пребывания. Для участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - фамилия, имя и отчество, год рождения участника голосования (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации (п.1.8).

   Список участников голосования составляется на бумажном носителе в машинописном виде. В исключительных случаях, когда изготовление списка участников голосования в машинописном виде невозможно, допускается его изготовление в рукописном виде (п.2.2.3).

   Полномочия избирательных комиссий, в том числе, её членов, по обработке персональных данных, должны быть направлены исключительно на организацию подготовки и проведения выборов.

 Из материалов дела усматривается, что постановлением территориальной избирательной комиссии <АДРЕС> округа <АДРЕС> от <ДАТА14> <НОМЕР> сформирован состав участковой избирательной комиссии (далее - УИК) избирательного участка <НОМЕР> со сроком полномочий 2018-2023 гг., с правом решающего голоса, в количестве 10 человек, в который под <НОМЕР> от ЛРО политической партии ЛДПР включен ФИО.

  Постановлением УИК избирательного участка <НОМЕР> от <ДАТА15> <НОМЕР>/5 утвержден график дежурств членов УИК по приему заявлений о включении участника голосования в список участников голосования по месту нахождения при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.

    Согласно утвержденному графику, на указанном избирательном участке в период времени с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. <ДАТА16> дежурство осуществлял ФИО.

 Исходя из объяснений прокурора, письменных объяснений председателя УИК <НОМЕР>-14 ФИО от <ДАТА17>, а также объяснений самого ФИО, он по указанию председателя УИК оформлял пригласительные листы для участия в голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ; при этом оформление данных листов происходило по спискам избирателей, зарегистрированных в домах <НОМЕР> и 8 по ул. Адм. НАЗВАНИЕ в г. <АДРЕС>.

 Таким образом, в рамках избирательного процесса по организации подготовки общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, <ДАТА16> в период времени с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., имея доступ к спискам участников голосования, относящимся к персональным данным, ФИО осуществлял их обработку путем использования при ознакомлении и переносе содержащихся в них сведений в пригласительные листы, то есть выполнял функции оператора персональных данных.

Основанием для возбуждения <ДАТА18> в отношении ФИО прокурором <АДРЕС> района г. <АДРЕС> постановления по делу об административном правонарушении послужили изложенные в нем выводы о том, что ФИО4 <ДАТА16> в период времени с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.  осуществлено копирование путем фотосъемки списка участников голосования, содержащих персональные данные, входящих в территорию обслуживаемой УИК <НОМЕР>-14 <АДРЕС> округа г. <АДРЕС>, что не совместимо с целями сбора персональных данных.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> от <ДАТА18> о возбуждении дела об административном правонарушении; сообщением Территориальной избирательной комиссии <АДРЕС> округа г. <АДРЕС>; объяснением председателя УИК <НОМЕР>-14 ФИО2 от <ДАТА17>; постановлением территориальной избирательной комиссии <АДРЕС> округа <АДРЕС> от <ДАТА14> <НОМЕР>; постановлением УИК избирательного участка <НОМЕР> от <ДАТА15> <НОМЕР>/5; письменными объяснениями ФИО от <ДАТА17>, и его же объяснениями в судебных заседаниях <ДАТА20> и <ДАТА21> года; сведениями об участниках голосования по участку <НОМЕР>-14; пояснениями специалиста ФИО3 и другими материалами дела, которые отвечают критериям допустимости, достоверности и достаточности согласно ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.4,28.2 КоАП РФ. Необходимые сведения относительно обстоятельств административного правонарушения в постановлении отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 13.11  названного Кодекса.

Письменные доказательства, имеющиеся в деле, получены с соблюдением требований закона и признаются судом относимыми и допустимыми.

Таким образом, судом достоверно установлено, что ФИО осуществил в личных целях, то есть в целях, несовместимых с целями сбора персональных данных в рамках организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации,  фотосъемку списка участников голосования, содержащего персональные данные участников голосования, что противоречит Федеральному закону  "О персональных данных" (статье 5), а также подпункту "г" пункта 23 статьи 29  ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", запрещающему получение членами комиссий с правом решающего голоса копий со списка избирателей любым способом, в том числе, путем фотосъемки.

С учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ, статей 20, 27 и 29 ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР> ФИО в рассматриваемой ситуации подлежит привлечению к административной ответственности в качестве должностного лица.

Вышеуказанное нарушение возникло вследствие ненадлежащего исполнения должностных функций ФИО  именно  в качестве члена УИК с правом решающего голоса.

Таким образом, в действиях ФИО, допустившего нарушения полномочий, возложенных на него правомочным на то органом (территориальной избирательной комиссией <АДРЕС> округа <АДРЕС>, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

   Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает совершение административного правонарушения впервые.

   Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу в отношении ФИО не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.

Решая вопрос о виде наказания, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 В данном случае усматривается совокупность условий, предусмотренных Ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

   Принимая во внимание, что ФИО признал вину, впервые привлекается к административной ответственности, учитывая его объяснения о том, что фотография списка участников голосования была удалена с его телефона в день фотосъемки, недоказанности обратного, а также отсутствия совокупности обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, и свидетельствующих о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда перечисленным в данной норме объектам, при отсутствии имущественного ущерба, суд считает необходимым назначить ФИО административное наказание в виде предупреждения, считая данное наказание справедливым и способствующим предупреждению совершения им новых правонарушений.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

признать  <ФИО1> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

     Постановление может быть обжаловано в Левобережный районный суд города Липецка через мирового судью судебного участка № 1 Левобережного судебного района города Липецка в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

И.о. мирового судьи                                            Д.И. Полухин

Мотивированное постановление составлено <ДАТА22>

Источник: http://levober1.lpk.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=124929309&case_number=12719245&delo_id=1500001 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №1 Левобережного судебного района г. Липецка
Судья
Полухин Д.И.
Дата решения
2020-08-06
Категории
Цель обработки
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Обработка персональных данных после отзыва субъектом согласия на обработку его персональных данных

Истечение срока давности привлечения к ответственности

Направление посредством банкомата рекламного предложения заявителю

Обработка персональных данных работников в объеме, превышающем допустимый

Отсутствие в реестре операторов персональных данных

Направление запроса в Бюро кредитных историй без согласия субъекта персональных данных

Применение технологии распознавания лиц в г.Москве

Направление чеков на электронную почту по ошибке

Размещение в "Вайбер" справки о судимости

Размещение персональных данных на доске объявлений

Направление уведомления должнику об уступке права требования с приложением списка всех должников

Размещение персональных данных учащихся на сайте образовательного учреждения

Размещение фото конверта с персональными данными в социальной сети

Направление чеков на электронную почту по ошибке

Распространение среди жильцов дома бланков для голосования с указанием без согласия банковских реквизитов