Судебная практика

Дело об административном правонарушении <НОМЕР>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            06 августа 2020 года                                         город Липецк  

                                                                                        

  И.о. мирового судьи судебного участка № 1 Левобережного судебного района г. Липецка - мировой судья судебного участка № 23 Левобережного судебного района г. Липецка Полухин Д.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <ФИО1>, <ДАТА2>, не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО, являясь членом участковой избирательной комиссии избирательного участка <НОМЕР> с правом решающего голоса, совершил обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, при отсутствии в этих действиях уголовно наказуемого деяния, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

ФИО в судебном заседании признал вину в совершении правонарушения, указал, что осуществил фотокопирование списка участников голосования для своих целей, при этом объяснил, что данная фотография удалена с его телефона в день фотосъемки; в связи с тем, что административное правонарушение совершено впервые, просил применить к нему наказание в виде предупреждения.

Помощник прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> ФИО в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала, просила признать ФИО  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

   Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу, прокурора, специалиста ФИО., исследовав письменные материалы дела, суд считает вину ФИО в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, установленной.

 Частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ определено, что обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Согласно статье 3  Федерального закона от <ДАТА3> N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

под оператором - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

    под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

  В соответствии со ст.5 Закона обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

   Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

     В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от <ДАТА4> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР>) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.

     Пунктом 1 статьи 27 ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР> установлено, что для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

     В силу пунктов 1 и 2 Закона <АДРЕС> области от <ДАТА6> N 117-ОЗ «О статусе, порядке формирования и полномочиях территориальных и участковых избирательных комиссий в <АДРЕС> области», для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.

 Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет и исчисляется со дня ее первого заседания. Если срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

     В соответствии с п.11 ст.17 ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР> список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума.

   Таким образом, данная норма обеспечивает идентификацию граждан в качестве избирателей и исключает участие в выборах или референдуме граждан, не обладающих активным избирательным правом.

   Согласно пп."г" п.23 ст.29 ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР> член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.

    Согласно п.2 Распоряжения Президента РФ от <ДАТА7> N 32-рп, на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, осуществляющую реализацию мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции, в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 статьи 21 Федерального закона от <ДАТА8> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", возложена организация подготовки проведения общероссийского голосования.

     В пункте 1  Указа Президента Российской Федерации от <ДАТА9> N 188 "О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" установлено, что дата проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", определяется отдельным указом  Президента Российской Федерации.

  Указом Президента РФ от <ДАТА10> <НОМЕР> определено <ДАТА11> в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".

   В соответствии с Постановлением ЦИК России от <ДАТА12> N 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» общероссийское голосование проводится на всей территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком (п.1.2).

   В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (далее - участники голосования) (п.1.3).

 Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом  от <ДАТА13> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в том числе избирательные комиссии, дополнительно сформированные в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - комиссии) (п.1.4).

   Общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - участки для голосования). При этом требования об уточнении перечня избирательных участков и их границ, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не применяются (п.1.5).

   В соответствии с Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК России от <ДАТА12> N 244/1809-7), в списки участников общероссийского голосования (далее - списки участников голосования) на участках для голосования, образованных на территории Российской Федерации, включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в общероссийском голосовании, за исключением участников голосования, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (п.1.3).

   Списки участников голосования составляются по форме согласно приложению №1  к Инструкции.

   Список участников голосования состоит из титульного, вкладных листов и последнего листа для внесения итоговых данных. При разделении списка участников голосования на книги используются титульные листы книг (п.1.7).

   Сведения об участниках голосования, включаемых в список участников голосования, - фамилия, имя и отчество, год рождения участника голосования (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, адрес места жительства, для вынужденных переселенцев - адрес места пребывания. Для участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - фамилия, имя и отчество, год рождения участника голосования (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации (п.1.8).

   Список участников голосования составляется на бумажном носителе в машинописном виде. В исключительных случаях, когда изготовление списка участников голосования в машинописном виде невозможно, допускается его изготовление в рукописном виде (п.2.2.3).

   Полномочия избирательных комиссий, в том числе, её членов, по обработке персональных данных, должны быть направлены исключительно на организацию подготовки и проведения выборов.

 Из материалов дела усматривается, что постановлением территориальной избирательной комиссии <АДРЕС> округа <АДРЕС> от <ДАТА14> <НОМЕР> сформирован состав участковой избирательной комиссии (далее - УИК) избирательного участка <НОМЕР> со сроком полномочий 2018-2023 гг., с правом решающего голоса, в количестве 10 человек, в который под <НОМЕР> от ЛРО политической партии ЛДПР включен ФИО.

  Постановлением УИК избирательного участка <НОМЕР> от <ДАТА15> <НОМЕР>/5 утвержден график дежурств членов УИК по приему заявлений о включении участника голосования в список участников голосования по месту нахождения при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.

    Согласно утвержденному графику, на указанном избирательном участке в период времени с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. <ДАТА16> дежурство осуществлял ФИО.

 Исходя из объяснений прокурора, письменных объяснений председателя УИК <НОМЕР>-14 ФИО от <ДАТА17>, а также объяснений самого ФИО, он по указанию председателя УИК оформлял пригласительные листы для участия в голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ; при этом оформление данных листов происходило по спискам избирателей, зарегистрированных в домах <НОМЕР> и 8 по ул. Адм. НАЗВАНИЕ в г. <АДРЕС>.

 Таким образом, в рамках избирательного процесса по организации подготовки общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, <ДАТА16> в период времени с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., имея доступ к спискам участников голосования, относящимся к персональным данным, ФИО осуществлял их обработку путем использования при ознакомлении и переносе содержащихся в них сведений в пригласительные листы, то есть выполнял функции оператора персональных данных.

Основанием для возбуждения <ДАТА18> в отношении ФИО прокурором <АДРЕС> района г. <АДРЕС> постановления по делу об административном правонарушении послужили изложенные в нем выводы о том, что ФИО4 <ДАТА16> в период времени с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.  осуществлено копирование путем фотосъемки списка участников голосования, содержащих персональные данные, входящих в территорию обслуживаемой УИК <НОМЕР>-14 <АДРЕС> округа г. <АДРЕС>, что не совместимо с целями сбора персональных данных.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> от <ДАТА18> о возбуждении дела об административном правонарушении; сообщением Территориальной избирательной комиссии <АДРЕС> округа г. <АДРЕС>; объяснением председателя УИК <НОМЕР>-14 ФИО2 от <ДАТА17>; постановлением территориальной избирательной комиссии <АДРЕС> округа <АДРЕС> от <ДАТА14> <НОМЕР>; постановлением УИК избирательного участка <НОМЕР> от <ДАТА15> <НОМЕР>/5; письменными объяснениями ФИО от <ДАТА17>, и его же объяснениями в судебных заседаниях <ДАТА20> и <ДАТА21> года; сведениями об участниках голосования по участку <НОМЕР>-14; пояснениями специалиста ФИО3 и другими материалами дела, которые отвечают критериям допустимости, достоверности и достаточности согласно ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.4,28.2 КоАП РФ. Необходимые сведения относительно обстоятельств административного правонарушения в постановлении отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 13.11  названного Кодекса.

Письменные доказательства, имеющиеся в деле, получены с соблюдением требований закона и признаются судом относимыми и допустимыми.

Таким образом, судом достоверно установлено, что ФИО осуществил в личных целях, то есть в целях, несовместимых с целями сбора персональных данных в рамках организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации,  фотосъемку списка участников голосования, содержащего персональные данные участников голосования, что противоречит Федеральному закону  "О персональных данных" (статье 5), а также подпункту "г" пункта 23 статьи 29  ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", запрещающему получение членами комиссий с правом решающего голоса копий со списка избирателей любым способом, в том числе, путем фотосъемки.

С учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ, статей 20, 27 и 29 ФЗ от <ДАТА4> г. <НОМЕР> ФИО в рассматриваемой ситуации подлежит привлечению к административной ответственности в качестве должностного лица.

Вышеуказанное нарушение возникло вследствие ненадлежащего исполнения должностных функций ФИО  именно  в качестве члена УИК с правом решающего голоса.

Таким образом, в действиях ФИО, допустившего нарушения полномочий, возложенных на него правомочным на то органом (территориальной избирательной комиссией <АДРЕС> округа <АДРЕС>, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

   Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает совершение административного правонарушения впервые.

   Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу в отношении ФИО не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.

Решая вопрос о виде наказания, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 В данном случае усматривается совокупность условий, предусмотренных Ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

   Принимая во внимание, что ФИО признал вину, впервые привлекается к административной ответственности, учитывая его объяснения о том, что фотография списка участников голосования была удалена с его телефона в день фотосъемки, недоказанности обратного, а также отсутствия совокупности обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, и свидетельствующих о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда перечисленным в данной норме объектам, при отсутствии имущественного ущерба, суд считает необходимым назначить ФИО административное наказание в виде предупреждения, считая данное наказание справедливым и способствующим предупреждению совершения им новых правонарушений.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

признать  <ФИО1> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

     Постановление может быть обжаловано в Левобережный районный суд города Липецка через мирового судью судебного участка № 1 Левобережного судебного района города Липецка в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

И.о. мирового судьи                                            Д.И. Полухин

Мотивированное постановление составлено <ДАТА22>

Источник: http://levober1.lpk.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=124929309&case_number=12719245&delo_id=1500001 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №1 Левобережного судебного района г. Липецка
Судья
Полухин Д.И.
Дата решения
2020-08-06
Категории
Цель обработки
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Незаконная обработка персональных данных родителей обучающихся

Обработка персональных данных родственников кандидатов, в случаях не предусмотренных законодательством

Обработка персональных данных физических лиц, претендующих на замещение вакантных должностей, без их согласия

Обработка персональных данных близких родственников соискателей

Обработка персональных данных организацией по вывозу ТБО

Отсутствие в поручении обработки обязательных положений

Обработка персональных данных перевозчиком

Размещение на сайте персональных данных, в том числе специальной категории воспитанников Учреждения

Неактуальный перечень лиц, допущенных к обработке персональных данных

Размещение копии судебного акта на сайте организации

Обработка МВД номера телефона заявителя

Наличия базы данных в сети, содержащей персональные данные пользователей и клиентов Интернет-ресурса

Письменное согласие на обработку персональных данных не соответствует установленной форме, а так же не обеспечен неограниченный доступ к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных.

Фото паспорта на телефон при проведении проверки

Национальность в анкете при трудоустройстве