Судебная практика

СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК №8 ЛЕНИНСКОГО СУДЕБНОГО РАЙОНА Г. КОСТРОМЫ

ул. Советская, д.120, каб.23, г. Кострома 156000

е-mail: _____

Дело № 5-187/2022

Протокол <НОМЕР>

УИД 44MS0008-01-2022-000732-41

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 мая 2022 года                                                       г. Кострома

Мировой судья судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы Удалова О.В., с участием представителя ПАО «Наименование» по доверенности ФИО1, представителей Управления Роскомнадзора по Костромской области ФИО2, _.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ в отношении ПАО «Наименование»ИНН _____, ОГРН _____, юридический адрес: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 46, сведения о привлечении к административной ответственности за однородные правонарушения отсутствуют,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Роскомнадзора по Костромской области из Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу 01.02.2022 поступили материалы содержащие сведения, указывающие на наличие нарушения требований пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

27 октября 2021 года <ФИО1> обратился в Управление Роскомнадзора  с требованием о привлечении к административной ответственности ПАО «Наименование».

В судебном заседании представитель ПАО «Наименование» по доверенности ФИО1. поддержала письменные пояснения по делу. Пояснила, что <ФИО1> ПАО «Наименование» согласия на обработку персональных данных не давал, согласие на звонки не писал. Кроме того, просила в случае признания ПАО «Наименование» виновным  в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

В судебном заседании представитель Роскомнадзора по Костромской области Фамилия пояснила, что на момент рассмотрения дела данные <ФИО2> не уничтожены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;

3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

9.1) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" и Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанными федеральными законами;

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 27 октября 2021 года <ФИО1> обратился в Управление Роскомнадзора (вх. <НОМЕР>) указывая, что 18.10.2021 ему на его номер телефона <НОМЕР> поступил звонок из Банка с номера <НОМЕР> с предложением карты рассрочки Банка «Халва». Позже <ФИО2> поступил звонок рекламного характера с номера <НОМЕР> от оператора Банка Натальи (личный номер <НОМЕР>), обратившейся к нему по ФИО. <ФИО1> выразил отказ от карты «Халва» и попросил исключить его данные из базы. 22.10.2021 <ФИО2> в мессенджер WhatsApp на номер <НОМЕР> с номера <НОМЕР> поступило сообщение в отношении карты рассрочки «Халва». При этом клиентом Банка <ФИО1> никогда не являлся, заявок на оформление финансовых услуг не оставлял, согласия на обработку персональных данных и получение рекламных предложений не давал. <ФИО1> обратился в Управление с требованием о привлечении к административной ответственности ПАО «Наименование».

В адрес ПАО «Наименование» Управлением направлялся запрос (от 24.11.2021 № 107118-02- 11/77) о предоставлении правовых оснований обработки персональных данных заявителя в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи.

Из объяснений ПАО «Наименование» следует, что между <ФИО3> и Банком договорные отношения отсутствуют. Вместе с тем, по запросу Управления банком было поведено внутреннее разбирательство, в ходе которого было установлено, что по состоянию на 18.10.2021 звонок в адрес <ФИО2> поступил со стороны Банка в рамках оформленной <ФИО3> единой интернет-заявки на сайте _____________________- , в которой <ФИО3> были предоставлены его персональные данные. Согласно информации, представленной Банком, в форме заявки <ФИО3> были отмечены все «чек-боксы», а также было дано согласие на обработку персональных данных, в том числе на передачу персональных данных и на получение рекламной рассылки.

В материалы дела представлена аудио запись телефонного звонка от 18.10.2021 с номера <НОМЕР> на номер Яцына К.Ю., из которой следует, что сотрудник ПАО «Наименованиеа» предлагает услуги по предоставлению карты.

В соответствии с представленной информацией ПАО «Вымпел-Коммуникации» номер <НОМЕР> принадлежал ПАО «Наименование» с 29.07.2021 по 15.12.2021 (л.д.145).

Звонок с номера <НОМЕР> был осуществлен на номер <ФИО2>18.10.2021 в 12:27, что подтверждается детализацией услуг связи (л.д.16-17).

Согласно сведениям ПАО «Наименование» <НОМЕР> от 23.12.2021 между <ФИО3> и ПАО «Наименование» договорные правоотношения отсутствуют (л.д.20). Имеется только согласие на получение информационной и рекламной рассылки от ИП <ФИО4> (л.д. 77).

Кроме того, согласно заявлению <ФИО2> (л.д.18) он просит уничтожить все персональные данные, содержащиеся в информационных системах.

Однако в соответствии с представленными данными - скриншот из программы, данные <ФИО2> не уничтожены, сохранены фамилия, имя отчество, дата рождения, возраст, возможно прочитать номер телефона (л.д.100).

Факт совершения ПАО «Наименование» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, и виновность ПАО «Наименование» в его совершении подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 10.02.2022, заявлением <ФИО2> от 26.10.2021, 22.10.2021, фотоматериалами, детализацией услуг связи, аудиозаписью, пояснениями ПАО «Наименование», распечаткой с сайта, сведениями ПАО «Вымпел-Коммуникации»  и иными материалами дела.

Не доверять протоколу об административном правонарушении, другим материалам дела, у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны и согласуются с материалами дела.

Рассматривая письменное ходатайство представителя ПАО «Наименование» о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения, суд считает, что оснований для его удовлетворения не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, имеются достаточные основания для вывода о том, что юридическим лицом не приняты все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства в области персональных данных.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд признает их достоверными и достаточными для признания наименование организации виновным в совершении административного правонарушения, а его действия квалифицирует по части 1 статьи 13.11 КоАП РФ, как обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

При этом, не является основанием для освобождения от административной ответственности указание представителя общества о том, что совершенное ПАО "Наименование" административное правонарушение является малозначительным.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

При назначении административного наказания суд учитывает фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, его имущественное и финансовое положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, характер совершенного административного правонарушения, не устранение нарушений на момент рассмотрения дела, и считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь статьями  29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

ПАО «Наименование» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде  штрафа  в размере  60 000  (шестьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа: получатель - департамент региональной безопасности Костромской области, ИНН 4401186455, КПП 440101001, р/с 03100643000000014100, в отделении Кострома Банка России/УФК по Костромской области г. Кострома, БИК 013469126, ОКТМО 34701000, КБК 84211601133010000140, УИН <НОМЕР>.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ).

В случае неуплаты лицом, привлеченным к административной ответственности, административного штрафа административные материалы в соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ направляются в службу судебных приставов для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, а именно за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством РФ.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Костромы.

Мировой судья судебного участка  №8

Ленинского судебного района г. Костромы     /подпись/   О.В. Удалова

Источник: https://8.kst.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=53505758&case_number=50939107&delo_id=1500001 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 8 Ленинского судебного района г. Костромы
Судья
Удалова О.В.
Дата решения
2022-05-25
Категории
Согласие
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение персональных данных члена профсоюза в социальной сети "Одноклассники"

Отсутствие письменного согласия  у представителя субъекта персональных данных

Обработка персональных данных без согласия; типовые формы документов не содержат обязательных сведений

Опубликование фотографии несовершеннолетнего без согласия родителей или иных законных представителей

Направление субъекту персональных данных письма рекламного характера без его предварительного согласия

В деятельности учреждения выявлены нарушения

Запрос банком кредитного досье без согласия на обработку персональных данных

Передача персональных данных воспитанников и их родителей без согласия

Незаконная обработка персональных данных субъекта посредством направления смс-сообщений с предложением об оформлении кредита

В согласии работника отсутствует перечень персональных данных (указано все категории), указано несколько целей

Звонок из банка субъекту персональных данных

Признание требования Роскомнадзора о прекращении обработки персональных данных незаконным

Отсутствие согласия при заключении договора займа; хранение договоров на полу в мешках для сбора мусора

Несоответствие согласия закону, отсутствие обязательных сведений в поручении;несоответствие локальных актов закону

Обработка биометрических персональных данных учащихся