Дело № 12-317/2024
УИД № 21MS0068-01-2024-000480-67
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
14 июня 2024 года город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Курышев С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу потерпевшего
К.П.М., <личные данные>,
на постановление мирового судьи судебного участка № Московского района города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № Московского района города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Бюджетное учреждение «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии (далее БУ «<данные изъяты>» МЗ ЧР, Больница) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб., при этом административный штраф заменен на предупреждение.
Не согласившись с данным постановлением, потерпевший К.П.М. обратился в суд с жалобой, в которой ставит требование о его отмене и возвращении дела на новое рассмотрение, указывая, что мировой судья заменил БУ «<данные изъяты>» МЗ ЧР наказание в виде административного штрафа на предупреждение в нарушение требований законодательства об административных правонарушениях и Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Считает, что чрезмерная мягкость назначенного наказания по настоящему делу не отвечает целям административного наказания, установленным ст.3.1 КоАП РФ. БУ «<данные изъяты>» МЗ ЧР в данном случае добровольно не устранило последствия правонарушения, не предпринимало каких-либо мер к возмещению причиненного материального ущерба и морального вреда, а наоборот, всячески пыталось избежать привлечения к административной ответственности.
Представитель Бюджетного учреждения «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии К.О.С.., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считала, что наказание в виде предупреждения является законным и справедливым в связи с чем просила постановление мирового судьи оставить без изменения.
Потерпевший К.П.М., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению жалоб по существу.
Представитель Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
Заместитель начальника территориального отдела С.Н.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, что также не препятствует рассмотрению жалоб по существу.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалоб, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Положениями ст.23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ не допускается.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 21.11.2011 N323-ФЗ), медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
В силу ст.4 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст.79 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, медицинская организация обязана соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах.
Согласно п.1 ст.92 Закона от 21.11.2011 №323-ФЗ под персонифицированным учетом в сфере здравоохранения понимается обработка персональных данных о лицах, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, лицах, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования, лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.
В силу ст.94 Закона от 21.11.2011 №323-ФЗ в системе персонифицированного учета осуществляется обработка следующих персональных данных о лицах, которым оказываются медицинские услуги: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); пол; дата рождения; место рождения; гражданство; данные документа, удостоверяющего личность; место жительства; место регистрации; дата регистрации; страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), сведения об образовании.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ) под оператором понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Согласно пункту 3 указанной статьи под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу ст. 6 Закона от 27.07.2006 №152-ФЗ, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу поступило заявление К.П.М. о нарушении БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии требований законодательства Российской Федерации при обработке персональных данных граждан. Согласно выписке их ЕГРЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ правопреемником БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии является БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии (далее Оператор). По информации, изложенной в заявлении, К.П.М. осуществляет трудовую деятельность в качестве водителя в <данные изъяты>» Минздрава Чувашии (далее Учреждение). ДД.ММ.ГГГГ С.М.А. - механик <данные изъяты>, находясь в своем рабочем кабинете, передал К.П.М. изготовленную и подписанную председателем врачебной комиссии (врачом-терапевтом) Е.М.В.. справку от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости дополнительного медицинского обследования (далее - Справка). Справку привез водитель автобазы Учреждения В.А.Н.. В Справке указаны: ФИО, дата рождения, место проживания, место работы К.П.М. и сведения, составляющие врачебную тайну, а именно: «<данные изъяты> и результаты обследования «<данные изъяты>».
В соответствии с п. 3 порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2020 № 972н), справки и медицинские заключения выдаются лицу (лицам), указанному (указанным) в п. 1 настоящего Порядка, на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Согласно п. 5.1 приложения № к контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Учреждением и Больницей <данные изъяты> (приложение к письму Учреждения), в случаях затруднения в оценке результатов осмотра и определении профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием работнику выдается справка о необходимости дополнительного медицинского обследования. Заказчику (Учреждение) направляется информация о выдаче такой справки.
Передача Учреждению Справки способом, позволяющим получить доступ к персональным данным К.П.М. 9 (в открытом виде) не могла быть осуществлена в рамках контракта № и противоречит п. 3 порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к информации о состоянии здоровья, в том числе относятся сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.
В Справке (приложение № к заявлению К.П.М.) указаны ФИО, дата рождения, место проживания, место работы К.П.М. и сведения, касающиеся состояния здоровья, именно, АД (артериальное давление) после приседаний 200/100, <данные изъяты> и результаты обследования «<данные изъяты>», что подтверждается осмотром <данные изъяты> (приложение № к обращению К.П.М..)
Таким образом, установлено, что обработка персональных данных К.П.М. БУ «<данные изъяты>» МЗ ЧР осуществлена с нарушением установленных ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
По факту выявленного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника территориального отдела С.Н.В. в отношении юридического лица - Бюджетного учреждения «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии составлен протокол №АП-52/11/43 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.11 КоАП.
Вина Бюджетного учреждения «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, подтверждена доказательствами: протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении (л.д. 5-7); обращением К.П.М., находящимся на DVD диске (л.д. 4); сведениями из БУ «<данные изъяты>» МЗ ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10); обязательством о соблюдении конфиденциальности персональных данных, подписанным Е.М.В.. (л.д. 11, 56); формой ознакомления с положениями законодательства РФ персональных данных, локальными актами БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии по вопросам обработки персональных данных, подписанной Е.М.В. (оборотная сторона л.д. 11, 55); пояснительной запиской врача-терапевта отделения профилактических медицинских осмотров Е.М.В. (л.д. 12-13), письмом-запросом в адрес БУ «<данные изъяты>» МЗ ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15); письмом из БУ «<данные изъяты>» МЗ ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16); объяснительной Е.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17); служебной запиской (л.д. 18); письмом из БУ ЧР «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21); контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями (22-29), должностной инструкцией водителя автомобиля автобазы (водителя хозяйственного автомобиля) (л.д. 30-31); должностной инструкцией механика автобазы (л.д. 31-32); трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между БУ ЧР «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии и В.А.Н. (л.д. 33-35); трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между БУ ЧР «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии и С.М.А., а также дополнительным соглашением к трудовому договору (л.д. 35-37); трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между БУ ЧР «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии и К.П.М., а также дополнительным соглашением к трудовому договору (л.д. 38-40); пояснениями С.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым адресованная Справка К.П.М., была ему передана В.А.Н. ДД.ММ.ГГГГ вместе со всеми документами, в последующем которая им была передана самому К.П.М. лично в руки ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42); выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48); объяснениями В.А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ он от терапевта БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии Е.М.В. получил документы для К.П.М., однако ДД.ММ.ГГГГ его в Батыревской подстанции не оказалось, он передал документы механику С.М.А., чтобы последний передал К.П.М. (л.д. 49); письмом из БУ «<данные изъяты>» МЗ ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52); должностной инструкцией врача-терапевта (л.д.53-54); уведомлением о факте обработки персональных данных без использования средств автоматизации, подписанным Е.М.В. ДД.ММ.ГГГГ (оборотная л.д. 55); информированным добровольным согласием пациента на предоставление платных медицинских услуг и обработку персональных данных, подписанным К.П.М. (л.д. 57); приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, инструкцией ответственного за организацию обработки персональных данных в БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии (л.д. 58-60); листом ознакомления с Политикой в отношении обработки персональных данных в БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии (л.д. 90-91); листом ознакомления с Порядком хранения, использования и передачи персональных данных сотрудников БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии (л.д. 92); листом ознакомления (л.д. 93), политикой в отношении обработки персональных данных в БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии (л.д. 94-112); заявлением К.П.М. (л.д. 130-143); копиями медицинских документов (л.д. 144-150); заявлением К.П.М. (л.д.151); пояснениями свидетелей В.А.Н., С.М.А., Е.М.В.., данными в ходе судебного заседания мировому судье.
Вышеуказанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии в совершении данного административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении обоснованно признан мировым судьей в качестве допустимого доказательства, поскольку составлено в отношении юридического лица - БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии не приняты все зависящие от него необходимые меры по исполнению требований законодательства в сфере здравоохранения при оказании медицинской помощи гражданам.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.13.11 КоАП РФ.
Согласно ч.3 и ч.3.5 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии впервые совершило административное правонарушение по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, доказательств причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, имущественного ущерба в материалах дела не имеется, с учетом целей административного наказания, установленных ст. 3.1 КоАП РФ судья апелляционный инстанции, вопреки доводам жалобы, считает, что мировым судьей правомерно заменено наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В данном случае наказание в виде предупреждения соответствует целям и задачам судопроизводства по делам об административных правонарушениях и является соразмерным характеру совершенного правонарушения с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для прекращения производства по делу ввиду его малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ) не имеется, о чем в постановлении мировым судьей дана надлежащая оценка.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу БУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении мировым судьей не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения постановления отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № Московского района города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бюджетного учреждения «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья: С.Г. Курышев
Источник: https://moskovsky--chv.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=doc&number=33711509&delo_id=1502001&new=&text_number=1
Пациенты
Цель обработки
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Обработка персональных данных несовместимая с целями сбора персональных данных, а также без согласия
Нарушения при обработке анкет кандидатов
Размещение на сайте Оператора документа, содержащего персональные данные субъектов без их согласия
Передача персональных данных должников для взыскания задолженности
Передача медсестрой персональных данных пациентов персоналу клиники
Несоответствие согласия работников требованиям закона
Распространение сведений в мессенджере Вайбер
Направление служебных сведений посредством WhatsApp, ВКонтакте
Осуществление видеонаблюдения на режимном предприятии
Опубликование на фасаде многоквартирного дома сведений о персональных данных заявителя
Предоставление персональных данных работника по договору аутсорсинга
Неправомерное получение выписки из ЕГРН
Оформление медицинской карты без письменного согласия пациента