
Дело № 5-2-238/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 апреля 2018 года г. Ростов-на-Дону
Мировой судья судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону, Кузнецова Ю.В.
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об АП, в отношении ˂Наименование организации˃, зарегистрированного и расположенного по адресу: ˂Адрес˃, ИНН ˂Номер˃, ОГРН ˂Номер˃, дата регистрации юридического лица ˂Номер˃
У С Т А Н О В И Л:
Мировому судье судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Ростова-на-Дону поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об АП, в отношении ˂Наименование организации˃, из которого следует, что с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области в 2018 году, утвержденного приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области от 16.11.2017 к 232, размещенного на странице территориального органа сайта Роскомнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://61.rkn.gov.ru/, в соответствии с административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 и зарегистрированным в Минюсте России 13.12.2011 № 22595 и с целью осуществления государственного контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании приказа руководителя Управления от 18.12.2017 № 386-нд в период с 01.02.2018 но 01.03.2018 проводилась плановая выездная проверка ˂Наименование организации˃. 1 марта 2018 года лицами, уполномоченными на проведение проверки, выявлено, что ˂Наименование организации˃ нарушает обязательные требования в сфере обработки персональных данных, а именно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <ДАТА10> № 152 ФЗ О персональных данных»: обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных».
˂Наименование организации˃ осуществляет обработку персональных данных ближайших родственников кандидатов. В анкете (<ФИО1>) указывается ФИО, степень родства, число, месяц, год рождения, должность, адрес места жительства родственников кандидата. Обработка персональных родственников кандидата осуществляется без согласия родственников кандидата или иного законного основания и не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, допущено нарушение ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
На рассмотрение дела об административном правонарушении явился представитель ˂Наименование организации˃ по доверенности <ФИО>, вину в административном правонарушении не признала, просила производство по делу прекратить, представила суду письменные возражения, согласно которым в ходе проверки Управлением Роскомнадзора по Ростовской области, выявлено что ˂Наименование организации˃ нарушает обязательные требования в сфере обработке, персональных данных, а именно ч.1 ст.6 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»: обработка персональных данных в случаях не предусмотренных ФЗ «О персональных данных».
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 12.03.2018 №АП-61/5/906, на основании ч.1 ст.13.11 КоАП РФ -обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
В протоколе об административном правонарушении указано, ˂Наименование организации˃ осуществляет обработку персональных данных ближайших родственников кандидатов. В анкете кандидата (<ФИО1>), указывается ФИО, степень родства, число, месяц год рождения, должность, адрес места жительства родственников кандидата. Обработка персональных данных родственников кандидата осуществляется без согласия родственников кандидата или иного законного основания.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 названного Кодекса, составляет три месяца. Из разъяснения, данного в п. 14 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА12> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Соответственно срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истек 21 марта 2018г.
При рассмотрении дела представитель данный довод не поддержала.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно разъяснению, данному в п. 14 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА12> N 5 длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Таким образом, исходя из приведенных положений закона следует, что состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ не является длящимся, лицо считается совершившим административное правонарушение с момента начала совершения действий направленных на сбор персональных данных.
Моментом совершения действий направленных на сбор персональных данных в рассматриваемом деле является 25.01.2018. Следовательно привлечение ˂Наименование организации˃ к административной ответственности предусмотренной ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, является преждевременной и необоснованной.
Кроме того, необходимо отметить, что по факту, являющемуся предметом рассмотрения настоящего дела Управлением Роскомнадзора по Ростовской Области выдано Предписание от 01.03.2018 №П-61/5/386-нд/-/1/1/16 об устранении выявленного нарушения со сроком исполнения до 27.04.2018 и соответственно отсутствует событие и состав административного правонарушения.
Представитель Управления Роскомнадзора по РО - ведущий специалист -эксперт организационной, правовой работы и кадров <ФИО2>, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал основания составления протокола об административном правонарушении, просил привлечь к административной ответственности юридическое лицо.
Мировой судья, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом.
Обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Частью 4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций").
В силу ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи имеет право: запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию; требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных; принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона.
Судом при рассмотрении дела установлено, что в с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области в 2018 году, утвержденного приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области от 16.11.2017 к 232, размещенного на странице территориального органа сайта Роскомнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://61.rkn.gov.ru/, в соответствии с административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 и зарегистрированным в Минюсте России 13.12.2011 № 22595 и с целью осуществления государственного контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании приказа руководителя Управления от 18.12.2017 № 386-нд в период с 01.02.2018 но 01.03.2018 проводилась плановая выездная проверка ˂Наименование организации˃.
1 марта 2018 года лицами, уполномоченными на проведение проверки, выявлено, что ˂Наименование организации˃ нарушает обязательные требования в сфере обработки персональных данных, а именно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 ФЗ О персональных данных»: обработка персональных данных в случаях, непредусмотренных Федеральным законом «О персональных данных».
˂Наименование организации˃ осуществляет обработку персональных данных ближайших родственников кандидатов. В анкете (<ФИО1>) указывается ФИО, степень родства, число, месяц, год рождения, должность, адрес места жительства родственников кандидата. Обработка персональных родственников кандидата осуществляется без согласия родственников кандидата или иного законного основания и не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, допущено нарушение ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая приведенные правовые нормы, а также установленные по делу обстоятельства, мировой судья приходит к выводу о том, что действия ˂Наименование организации˃, выразившиеся в обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.
Оценив все обстоятельства дела, мировой судья находит, что вина ˂Наименование организации˃ в совершенном правонарушении установлена и подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 12 марта 2018 года № АП-61/5/906, актом проверки А-61/5/386-нд/26, анкетой <ФИО1>, а также иными материалами дела
При таких обстоятельствах суд находит, что в действиях ˂Наименование организации˃ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.13.11 КоАП РФ- обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При определении административного наказания, судья принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена для должностных лиц в виде предупреждения или наложение административного штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая альтернативный характер санкции части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось, мировой судья приходит к выводу о целесообразности применения наказания в виде предупреждения, как наиболее адекватной меры правового воздействия, с учетом позиции представителя Роскомадзора по РО.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что имеются все основания для привлечения ˂Наименование организации˃ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.19.7, 29.10 Кодекса РФ об АП, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ˂Наименование организации˃виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток.
Мировой судья: Ю.В. Кузнецова
Источник: http://kir2-1.ros.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=120074996&case_number=117711053&delo_id=1500001
Цель обработки
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Наличие в сети "Интернет" базы данных, содержащей персональные данные клиентов программы лояльности
На сайте раскрыты персональные данные собственников жилых помещений
Направление магазином смс с рекламой
Размещение персональных данных субъекта при входе в подъезд жилого дома
Размещение в "Вайбер" справки о судимости
Размещение в еженедельнике, а также на сайте персональных данных гражданки без согласия
Размещение на сайте гос.органа документа, содержащего персональные данные субъектов
Обработка персональных данных в связи с подачей заявления в суд
Предоставление прокурору копий документов, содержащих персональные данные