Судебная практика

 

                                                             Дело № 5-2-238/18

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

10 апреля 2018 года                                           г. Ростов-на-Дону

 

Мировой   судья  судебного участка № 2 Кировского  судебного района  г. Ростова-на-Дону, Кузнецова Ю.В.

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об АП, в отношении ˂Наименование организации˃, зарегистрированного и расположенного по адресу: ˂Адрес˃, ИНН ˂Номер˃, ОГРН ˂Номер˃, дата регистрации юридического лица ˂Номер˃

У С Т А Н О В И Л:

Мировому судье судебного участка № 2 Кировского судебного района г.Ростова-на-Дону поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об АП, в отношении ˂Наименование организации˃, из которого следует, что с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области в 2018 году, утвержденного приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области от 16.11.2017 к 232, размещенного на странице территориального органа сайта Роскомнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://61.rkn.gov.ru/, в соответствии с административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 и зарегистрированным в Минюсте России 13.12.2011 № 22595 и с целью осуществления государственного контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании приказа руководителя Управления от 18.12.2017 № 386-нд в период с 01.02.2018 но 01.03.2018 проводилась плановая выездная проверка ˂Наименование организации˃. 1 марта 2018 года лицами, уполномоченными на проведение проверки, выявлено, что ˂Наименование организации˃ нарушает обязательные требования в сфере обработки персональных данных, а именно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <ДАТА10> № 152 ФЗ О персональных данных»: обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных».

˂Наименование организации˃ осуществляет обработку персональных данных ближайших родственников кандидатов. В анкете (<ФИО1>) указывается ФИО, степень родства, число, месяц, год рождения, должность, адрес места жительства родственников кандидата. Обработка персональных родственников кандидата осуществляется без согласия родственников кандидата или иного законного основания и не предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Таким образом, допущено нарушение ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

На рассмотрение дела об административном правонарушении явился представитель ˂Наименование организации˃ по доверенности <ФИО>, вину в административном правонарушении не признала, просила производство по делу прекратить, представила суду письменные возражения, согласно которым в ходе проверки Управлением Роскомнадзора по Ростовской области, выявлено что ˂Наименование организации˃ нарушает обязательные требования в сфере обработке, персональных данных, а именно ч.1 ст.6 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»: обработка персональных данных в случаях не предусмотренных ФЗ «О персональных данных».

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 12.03.2018 №АП-61/5/906, на основании ч.1 ст.13.11 КоАП РФ -обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

В протоколе об административном правонарушении указано, ˂Наименование организации˃ осуществляет обработку персональных данных ближайших родственников кандидатов. В анкете кандидата (<ФИО1>), указывается ФИО, степень родства, число, месяц год рождения, должность, адрес места жительства родственников кандидата. Обработка персональных данных родственников кандидата осуществляется без согласия родственников кандидата или иного законного основания.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 названного Кодекса, составляет три месяца. Из разъяснения, данного в п. 14 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА12> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Соответственно срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае истек 21 марта 2018г.

При рассмотрении дела представитель данный довод не поддержала.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно разъяснению, данному в п. 14 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА12> N 5 длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Таким образом, исходя из приведенных положений закона следует, что состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ не является длящимся, лицо считается совершившим административное правонарушение с момента начала совершения действий направленных на сбор персональных данных.

Моментом совершения действий направленных на сбор персональных данных в рассматриваемом деле является 25.01.2018. Следовательно привлечение ˂Наименование организации˃ к административной ответственности предусмотренной ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, является преждевременной и необоснованной.

Кроме того, необходимо отметить, что по факту, являющемуся предметом рассмотрения настоящего дела Управлением Роскомнадзора по Ростовской Области выдано Предписание от 01.03.2018 №П-61/5/386-нд/-/1/1/16 об устранении выявленного нарушения со сроком исполнения до 27.04.2018 и соответственно отсутствует событие и состав административного правонарушения.

Представитель Управления Роскомнадзора по РО - ведущий специалист -эксперт организационной, правовой работы и кадров <ФИО2>, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал основания составления протокола об административном правонарушении,  просил привлечь к административной ответственности юридическое лицо.

Мировой судья, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом.

Обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Частью 4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций").

В силу ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи имеет право: запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию; требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных; принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона.

Судом при рассмотрении дела установлено, что в с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области в 2018 году, утвержденного приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области от 16.11.2017 к 232, размещенного на странице территориального органа сайта Роскомнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://61.rkn.gov.ru/, в соответствии с административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 и зарегистрированным в Минюсте России 13.12.2011 № 22595 и с целью осуществления государственного контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании приказа руководителя Управления от 18.12.2017 № 386-нд в период с 01.02.2018 но 01.03.2018 проводилась плановая выездная проверка ˂Наименование организации˃.

1 марта 2018 года лицами, уполномоченными на проведение проверки, выявлено, что ˂Наименование организации˃ нарушает обязательные требования в сфере обработки персональных данных, а именно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 ФЗ О персональных данных»: обработка персональных данных в случаях, непредусмотренных Федеральным законом «О персональных данных».

˂Наименование организации˃ осуществляет обработку персональных данных ближайших родственников кандидатов. В анкете (<ФИО1>) указывается ФИО, степень родства, число, месяц, год рождения, должность, адрес места жительства родственников кандидата. Обработка персональных родственников кандидата осуществляется без согласия родственников кандидата или иного законного основания и не предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Таким образом, допущено нарушение ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая приведенные правовые нормы, а также установленные по делу обстоятельства, мировой судья приходит к выводу о том, что действия ˂Наименование организации˃, выразившиеся в обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.

Оценив все обстоятельства дела, мировой судья находит, что вина ˂Наименование организации˃ в совершенном правонарушении установлена и подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 12 марта 2018 года № АП-61/5/906, актом проверки А-61/5/386-нд/26,  анкетой <ФИО1>, а также иными материалами дела

При таких обстоятельствах суд находит, что в действиях ˂Наименование организации˃ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.13.11 КоАП РФ- обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При определении административного наказания, судья принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена для должностных лиц в виде предупреждения или наложение административного штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая альтернативный характер санкции части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось, мировой судья приходит к выводу о целесообразности применения наказания в виде предупреждения, как наиболее адекватной меры правового воздействия, с учетом позиции представителя Роскомадзора по РО.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что имеются все основания для привлечения ˂Наименование организации˃ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.19.7, 29.10 Кодекса РФ об АП, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ˂Наименование организации˃виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток.

Мировой  судья:                                           Ю.В. Кузнецова

 

 Источник: http://kir2-1.ros.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=120074996&case_number=117711053&delo_id=1500001

 

 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №2 Кировского судебного района г.Ростова-на-Дону
Судья
Кузнецова Ю.В.
Дата решения
2018-04-10
Категории
Соискатели
Цель обработки
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение "ВКонтакте" копии протокола

Превышение объема обрабатываемых персональных данных работников

Размещение реестра собственников дома на сайте

Распространение места жительства субъекта

Предоставление копии паспорта

Направление посредством банкомата рекламного предложения заявителю

Обработка данных соискателя без согласия

При продаже билета осуществлен сбор данных о месте рождения пассажира

Размещение в ГИС ЖКС данных жильца

Обработка банком персональных данных третьего лица, полученных от заемщика

Размещение в мессенджере WhatsApp фотографии жалобы, поданной председателю СНТ

Отсутствие возможности выражения согласия на обработку персональных данных пользователей на сайте образовательного учреждения

Размещение на сайте статьи, содержащей персональные данные субъекта, в том числе специальную категорию

Обработка персональных данных собственников помещений в МКД после исключения дома из списков обслуживания

Неправомерный доступ к ИСПДН, повлекший распространение персональных данных