Судебная практика

Решение по административному делу

Дело № 5-315/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 июля 2017 года                                                      город Орел

Мировой судья судебного участка № 4 Заводского района г.Орла Соловьева З.А.,рассмотрев материалы дела об административном правонарушении ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица

ФИО, <ДАТА2>

УСТАНОВИЛ:

 Вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей заведующей <ОБЕЗЛИЧЕНО> ФИО допущены нарушения требований Федерального закона № 152-ФЗ, поскольку в период с <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ДАТА3>, находясь по месту осуществления своих трудовых функций по адресу: <АДРЕС> она путем бездействия допустила нарушение установленного законом порядка обработки персональных данных.

 В судебное заседание ФИО не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором вину в совершении административного правонарушения признала.

 Прокурор ФИО просил привлечь ФИО к административной ответственности и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.

 Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (в редакции ФЗ № 344 от 07.06.2017 г.)

 В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

 Одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ является создания правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования. Одной из таких гарантий является обеспечение защиты прав и свобод учащихся образовательных учреждений и их законных представителей при обработке персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

 В ходе проверки, проведенной прокуратурой <АДРЕС> района <АДРЕС> в деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО><ДАТА3> установлены нарушения законодательства о персональных данных.

 Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ), оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

 К числу таких мер в соответствии с п.п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ относятся: назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных; издание документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений; применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 152-ФЗ; ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской  Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных,  документами,  определяющими  политику  оператора  в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

 Согласно положениям, закреплённым в ч. 1 ст. 19 Федерального закона №152-ФЗ, оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1, 4 ст. 9 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

 Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, которое должно включать в себя сведения, перечисленные в п.п. 1 - 9 ч. 4 ст. 9 Федерального закона №152-ФЗ.

 Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований письменные согласия на обработку персональных данных, полученных с совершеннолетних пользователей <ОБЕЗЛИЧЕНО> не отвечает требованиям, закрепленным в ч.4 ст.9 Федерального закона 152-ФЗ так как отсутствуют сведения: о сроке хранения, в течении которого хранятся персональные данные, а также о способе их отзыва.

 Кроме того, письменные согласия, полученные до <ДАТА3> года  от родителей (законных представителей) несовершеннолетних пользователей <ОБЕЗЛИЧЕНО> не отвечают требованиям, закрепленным в ч.4 ст.9 Федерального закона 152-ФЗ так как отсутствуют сведения: об адресе проживания и документе удостоверяющем личность субъекта персональных данных (несовершеннолетних пользователей), а также сведения о сроке хранения, в течении которого хранятся персональные данные, о способе их отзыва.

 Статьей 13.11 КоАП РФ (в редакции ФЗ № 344 от 07.06.2017 г.) установлена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 Согласно ст. 2.4 КоАП РФ и примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в том числе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в муниципальных образованиях. Таким образом, заведующая <ОБЕЗЛИЧЕНО> является должностным лицом.

В соответствии с приказом <НОМЕР> от <ДАТА8> ФИО назначена на должность заведующей <ОБЕЗЛИЧЕНО>

 В соответствии с должностной инструкции, заведующей <ОБЕЗЛИЧЕНО> организует деятельность филиала, обеспечивает работу по библиотечно - информационному обслуживанию читателей, включающую в себя индивидуальные и массовые формы обслуживания, справочно - библиографическое обеспечение, функционирование межбиблиотечного и заочного абонементов.

 Принимая во внимание, что вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей заведующей <ОБЕЗЛИЧЕНО> допущены нарушения требований Федерального закона № 152-ФЗ, поскольку в период до <ДАТА3> года, находясь по месту осуществления своих трудовых функций по адресу: <АДРЕС>, она путем бездействия допустила нарушение установленного законом порядка обработки персональных данных, в её действиях содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 Виновность ФИО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ подтверждается:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА9>,

 - объяснением от <ДАТА10>,

-решением о проведении проверки,

-  актом проверки от <ДАТА3> г.,

-  приказом <НОМЕР> от <ДАТА8>,

- должностной инструкцией заведующей <ОБЕЗЛИЧЕНО>,

 С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, мировой судья считает, что ФИО совершила инкриминируемое ей административное правонарушение и квалифицирует ее действия по ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Правонарушение совершено умышленно, о чем свидетельствует характер и направленность действий  ФИО.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО., является признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность  ФИО, мировым судьей не установлено.

При назначении наказания, учитывая характер административного правонарушения, тот факт, что правонарушение совершено впервые, мировой судья считает необходимым применить ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить ФИО административное наказание в виде предупреждения.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 22.1, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

 Признать ФИО виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции ФЗ № 344 от 07.06.2017 г.) и назначить ей наказание в виде предупреждения.

 Постановление может быть обжаловано в Заводской районный суд г. Орла через мирового судью в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Мировой судья                                                         З.А. Соловьева

Источник:http://4zav.orl.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=7231096&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка № 4 Заводского района г.Орла
Судья
Соловьева З.А.
Дата решения
2017-07-11
Категории
Согласие
Неожиданные решения
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение на сайте «Публичного доклада 2015-2016», содержащего персональные данные учащихся

Письменные согласия работников и воспитанников дошкольного учреждения не соответствуют законодательству о персональных данных

Передача  персональных данных  должников по договору уступки права требования

Отсутствие согласий работников и локального акта, регламентирующего обработку персональных данных

Осуществлен сбор персональных данных от третьих лиц

Отсутствие согласия при заключении договора займа; хранение договоров на полу в мешках для сбора мусора

Публикация в газете статьи, содержащей персональные данные субъекта без его согласия

Запрос банком кредитного досье без согласия на обработку персональных данных

Предоставление неправомерного доступа к информационным системам персональных данных, повлекшее за собой распространение персональных данных работников

Отсутствие согласия законных представителей несовершеннолетних на обработку их персональных данных и ребенка

Предоставление персональных данных консьержам

Звонки и сообщения субъекту из банка

Зять разместил в социальной сети «В контакте» договор купли-продажи земельного участка, содержащий персональные данные своей тещи, не имея на то законных оснований (как и согласия)

Обработка персональных данных кандидата на вакантную должность без согласия

Осуществление обработки персональных данных пациентов без их письменных согласий