Судебная практика

МИРОВОЙ СУДЬЯ СУДЕБНОГО УЧАСТКА № 10 ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО СУДЕБНОГО РАЙОНА КАМЧАТСКОГО КРАЯ 683031, г. Петропавловск-Камчатский, ул. КарлаМаркса, 29/1, 3 этаж

                                                                                                                                          

Дело № 5-334/2023

УИД 41MS0016-01-2023-001788-32

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

03 июля 2023 года                     г. Петропавловск-Камчатский<АДРЕС>

  Мировой судья судебного участка № 10 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Пантяшин Иван Александрович, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 16 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица

директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <НОМЕР> __» <ФИО1><ОБЕЗЛИЧЕНО>, ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшейся,

УСТАНОВИЛ:

в ходе проведения прокуратурой г. <АДРЕС> проверки соблюдения законодательства в сфере обработки персональных данных несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, выявлено совершение директором Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <НОМЕР> _» (далее - МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> »») ФИО административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «О персональных данных», а именно, на сайте отсутствует локальный акт, определяющий политику в отношении обработки и защиты персональных данных несовершеннолетних обучающихся; ответственным за организацию персональных данных назначено лицо, не являющаяся работником данной школы, что противоречит требованиям ст. 22.1 Закона <НОМЕР> ответственные лица не ознакомлены с положениями законодательства РФ о персональных данных и иными требованиями к защите персональных данных, документами, осуществляющими политику оператора в отношении обработки персональных данных; письменные согласия субъектов персональных данных на обработку персональных данных не соответствуют требованиям ч. 4 ст. 9 Закона <НОМЕР>.

ФИО о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещена, в судебном заседании участия не принимала. Согласно телефонограмме, просила рассмотреть дело в своё отсутствие. Указала, что с постановлением согласна, вину признает, просила назначить минимальное наказание.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. <АДРЕС> края <ФИО2> постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал.

Заслушав старшего помощника прокурора г. <АДРЕС>, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст.26.1  Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч.2 ст.26.2  Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Соглано п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <ДАТА4> N 273-ФЗ (ред. от <ДАТА5>) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с <ДАТА6>) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 ст. 28 Закона <НОМЕР> образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от <ДАТА7> N 152-ФЗ (ред. от <ДАТА8>) "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 

Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11  настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1, 4, 6 и 9 ст. 9 Закона <НОМЕР>, субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель  субъекта персональных данных.

Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона <НОМЕР> согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам, в частности, относятся:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, определяющих для каждой цели обработки персональных данных категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений. Такие документы и локальные акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, а также возлагающие на операторов не предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия и обязанности;

3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19  настоящего Федерального закона;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

5) оценка вреда в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6)ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, в том числе на страницах принадлежащего оператору сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием которых осуществляется сбор персональных данных, документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети (ч.ч. 1 и 2 ст. 18.1 Закона <НОМЕР>).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона <НОМЕР> оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Факт совершения ФИО административного правонарушения подтверждается: 

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА9>, согласно которому в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «О персональных данных» на официальном сайте МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> _» отсутствует локальный акт, определяющий политику в отношении обработки и защиты персональных данных несовершеннолетних обучающихся; ответственным за организацию персональных данных назначена <ФИО3>, уже не являющаяся работником данной школы, что противоречит требованиям ст. 22.1 Закона <НОМЕР> в нарушение п.6 ч. 1 ст. 18.1 Закона <НОМЕР> ответственные лица не ознакомлены с положениями законодательства РФ о персональных данных и иными требованиями к защите персональных данных, документами, осуществляющими политику оператора в отношении обработки персональных данных; письменные согласия субъектов персональных данных на обработку персональных данных не соответствуют требованиям ч. 4 ст. 9 Закона <НОМЕР> (л.д. 1-5);

- решением от <ДАТА10> <НОМЕР> о проведении проверки МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> _», целью которой является соблюдение образовательными организациями законодательства при работе с персональными данными. Предмет проверки- исполнение образовательным учреждением требований Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «О персональных данных» (л.д. 6);

- приказом МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> __» от <ДАТА11> <НОМЕР> о назначении ответственным за организацию обработки персональных данных заместителя директора по ВР <ФИО3> (л.д. 10-11);

- приказом МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> __» <НОМЕР> от <ДАТА12> о прекращении (расторжении) трудового договора с заместителем директора по ВР <ФИО3> с <ДАТА13> (л.д. 12);

- представлением прокуратуры города <АДРЕС> от <ДАТА14> <НОМЕР>, вынесенной директору МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> _» ФИО, об устранении нарушений закона в сфере защиты персональных данных (л.д. 13-15);

- сообщением МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> __» <НОМЕР> от <ДАТА15> об исполнении Представления об устранении нарушений закона в сфере защиты персональных данных (л.д. 16-17);

- приказом <НОМЕР> от <ДАТА16> о дисциплинарном взыскании в виде замечания <ФИО4>, ответственного за ведение сйта за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных (л.д. 18);

- приказом от <ДАТА17> <НОМЕР> о назначении ФИО на должность директора МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> _» с <ДАТА18> (л.д. 21).

Материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, признаю их допустимыми доказательствами.

 Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину директора МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> __» ФИО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях - невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Своими действиями директор МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> __» ___ нарушила требования ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от <ДАТА7> N 152-ФЗ "О персональных данных".

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность директору МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> __» ФИО, в соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признаю совершение администратИвного правонарушения впервые, признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность директора МБОУ «Средняя школа <НОМЕР> _» ФИО, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, судья учитывает характер совершённого правонарушения, обстоятельства его совершения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины, отношение к содеянному, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, и приходит к выводу о необходимости назначить ей наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

признать должностное лицо - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <НОМЕР> »  <ФИО1> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> края в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Получатель штрафа:

Агентство по обеспечению деятельности мировых судей <АДРЕС> края,

683003, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 56

Банк получателя средств:

Отделение <АДРЕС> Банка России//УФК по Камчатскому краю г. <АДРЕС>, БИК <НОМЕР>,

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей <АДРЕС> края л/сч 04382009020),

счет <НОМЕР> получателя средств 40102810945370000031

корр. счет <НОМЕР> 03100643000000013800,

ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>,

КБК 834 116 01133 01 9000 140, ОКТМО 30701000

УИН 0319726723071200102100015

 Разъяснить ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
  2. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА19> N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
  3. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

 

Мировой судья                                                        И.А. Пантяшин

Источник: https://16.kmch.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=19642696&case_number=18927580&delo_id=1500001 

Информация по делу
Статьи
ч.3 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 16 г.Петропавловск-Камчатский
Судья
Пантяшин И.А.
Дата решения
2023-07-03
Категории
Часть 3 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Обязанность оператора
Политика
Неожиданные решения
Другие дела из подобных
категорий:

Неопубликование на официальном сайте документа, определяющего политику в отношении обработки персональных данных, сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Обработка персональных данных без согласия; типовые формы документов не содержат обязательных сведений

Невыполнение обязанностей, предусмотренных законом, отсутствие согласий на обработку

Установление факта наличия базы данных в сети "Интернет"

Несоблюдение Учреждением установленных законодательством РФ требований в области обработки персональных данных

Не приняты необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных

На Интернет-ресурсе документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных, сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных не опубликовано

Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, на сайте не опубликованы

Отсутствие на сайте политики

Отсутствие на сайте документа, определяющего политику

Оператор осуществляет сбор персональных данных граждан с использованием формы обратной связи, которая не предусматривает получение согласия на сбор

Неразмещение на сайте документа, определяющего политику

Множество нарушений в деятельности администрации

Отказ органа ЗАГС Банку в предоставлении справки о смерти физических лиц

Отсутствие политики,несоблюдение требований к поручению обработки