Судебная практика

Дело <НОМЕР>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<ДАТА1>                                                                           г.<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка № 2 Нытвенского судебного района Пермского края Стародуб А.Е.,

при секретаре <ФИО1>,

с участием   прокурора  <ФИО2>,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,  <ФИО3>,

защитника <ФИО4>,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении

должностного лица - <ФИО3>, <ДАТА2> рождения, уроженки  <АДРЕС>, проживающей по месту регистрации по адресу: <АДРЕС> <ДОЛЖНОСТЬ> <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> (далее по тексту - <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>),

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ),  

УСТАНОВИЛ:

 В ходе проведения Прокуратурой <АДРЕС> района проверки по обращению <ФИО5> исполнения <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> законодательства о персональных данных установлено, что <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>, будучи оператором, осуществляющим обработку персональных данных <ФИО5>, не предоставило заявителю на безвозмездной основе сведения о его персональных данных, а именно: справку о месте регистрации умершей супруги, необходимой для дальнейшего предоставления нотариусу.  <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> не исполнена обязанность по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных. В силу занимаемой должности <ДОЛЖНОСТЬ> <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> <ФИО3> осуществляет общее руководство деятельностью организации, а также организационно - распорядительные функции, она должна быть осведомлена о требованиях нормативно - правовых актов в области защиты персональных данных. Таким образом, в действиях <ДОЛЖНОСТЬ> <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> <ФИО3> выявлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ.

<ФИО3> в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала.

Защитник <ФИО4> в судебном заседании пояснила, что  <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>, директором которого является <ФИО3>, - это коммерческая организация; а  обратившийся в Прокуратуру <АДРЕС> района <ФИО5> проживает в доме по  <АДРЕС>, управлением которого занимается управляющая организация <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>  на основании договора управления <НОМЕР> от <ДАТА3>, заключенного с собственниками много квартирного дома <НОМЕР> по пр. <АДРЕС> в г. <АДРЕС>; пунктом 2.3 договора управления предусмотрено, что управляющая организация на возмездной основе выполняет работы, услуги, связанные с управлением многоквартирным домом, но не составляющие предмет договора, в том числе выдача справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями (за исключением справок, выдаваемых для оформления субсидий на оплату жку). Данные условия договора приняты собственниками дома по пр. <АДРЕС>. Установление платы за оформление справок и иных документов не нарушает права и законные интересы граждан, т.к. необходимые сведения возможно получить на безвозмездной основе в государственном органе. Агентским договором, заключенным между <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>  и <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>, последнее не уполномочено выдавать справки о месте проживания, составе семьи, выписки из лицевого счета и другие справки, связанные с пользованием гражданами жилыми помещениями, на безвозмездной основе.  Полагает, что <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> на законных основаниях выдаются на возмездной основе справки о месте проживания, составе семьи, выписки из лицевого счета и другие справки, связанные с пользованием гражданами жилыми помещениями за исключением справок, выдаваемых для оформления субсидий на оплату жку), кроме того, <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>  не является муниципальным предприятием, а граждане, в свою очередь, не лишены возможности получения на безвозмездной основе справок в государственном учреждении либо путем обращения в управляющую компанию. Отвечая на вопросы, указала, что по запросу <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2> справки, содержащие персональные данные граждан,  <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>  предоставляет на безвозмездной основе. Прейскурант платных услуг не противоречит действующему законодательству; в размер стоимости платной услуги по выдаче справок входит определенный перечень работ. Просила прекратить производство по делу за отсутствием в действиях <ДОЛЖНОСТЬ> <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> <ФИО3> состава административного правонарушения или признать правонарушение малозначительным.

Прокурор <ФИО2> в судебном заседании просил привлечь должностное лицо - <ФИО3> к административной ответственности, и назначить ей наказание в виде штрафа.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав  письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1). Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора (ч. 2).

           В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статьей 23 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в исключительных случаях, предусмотренных законом.

Положения, касающиеся защиты прав граждан в области персональных данных, имеют отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН <ДАТА4>, а впоследствии они получили развитие и отражение в Конвенции 1981 года, ратифицированной Российской Федерацией в 2013 году, а также в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза от <ДАТА5> N 95/46/ЕС «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных».

В силу ч.1 и 2 ст.8 Федерального закона от <ДАТА6> <НОМЕР> «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Закон <НОМЕР>) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от <ДАТА7> N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).

Согласно статье 3 названного Федерального закона

 -  под персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (п. 1);

- оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2);

- под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3); 

- автоматизированной обработкой персональных данных является обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники (п. 4);

-  предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (п. 6).

Часть 1 ст. 5 Закона о персональных данных определяет, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

Исходя из ч.4 ст.8 Закона о персональных данных, не может быть ограничен доступ к:  информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

В силу п.1 ст.20 Закона о персональных данных, оператор обязан в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

В соответствии с п.3 ст.14 Закона о персональных данных, доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

В п.3 ст.20 Закона о персональных данных установлено, что оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных.

В судебном заседании установлено, что <ДАТА8> к Прокурору <АДРЕС> района обратился гр. <ФИО5>, проживающего по адресу: г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>,  с просьбой провести прокурорскую проверку по факту взимания <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> платы в размере 500, 00 рублей за выдачу справки для нотариуса, содержащую сведения о последнем месте регистрации его умершей супруги (л.д. 33).

По факту обращения <ФИО5> прокуратурой <АДРЕС> района была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что выдача <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> населению, в том числе <ФИО5>, справок о составе семьи и выписок из домовой книги за плату следует расценивать как ограничение права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, а, следовательно, как ограничение конституционного права граждан на информацию (л.д. 34-39).

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно подпункта «б» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от <ДАТА9> <НОМЕР>, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандарта по сбору, обновлению и хранению информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Деятельность по управлению многоквартирным домом по <АДРЕС> осуществляет <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>  на основании договора <НОМЕР> от <ДАТА3> (далее по тексту договор управления) (л.д. 21-25, 43-53). Из п.п. 2.5 и 3.2.8  указанного договора следует, что  управляющая организация вправе осуществлять обработку персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, использование, распространение и т.д.

Согласно Агентского договора <НОМЕР> от <ДАТА10>, заключенного между <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>  и <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>, предметом которого является обязательство <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> совершать от своего имени за счет и в интересах <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2> все необходимые фактические и юридические действия по расчету, предъявлению и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги, а <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>  обязано уплатить <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>  вознаграждение за деятельность, осуществляемую в интересах <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>» (л.д. 26-27, 71-74). Полномочия оператора по обработке персональных данных <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>, в том числе  полномочия по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписки из лицевого счета и другие справки, связанные с пользованием гражданами жилыми помещениями,  были делегированы <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА >.

Из ответа <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>  на требование прокуратуры <АДРЕС> района о предоставлении информации следует, что <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА2>  деятельность по выдаче населению справок о составе семьи, выписок с домовой книги, справок о наличии задолженности по оплате за жилищные услуги не осуществляет (л.д. 7).

Таким образом,   <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>  является оператором, т.е. юридическим лицом, которое  самостоятельно или совместно с другими лицами организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (ст. 3 Закона о персональных данных).

<НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей <ДАТА11> Одной из целей создания <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> является обработка данных (л.д. 9 оборотная сторона - 15).

Согласно приказа «О создании <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>  на должность <ДОЛЖНОСТЬ>  назначена <ФИО3> (л.д. 19), которая в соответствии с главой 9 Устава является исполнительным органом <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА>, осуществляет руководство деятельностью Общества и несет установленную законом ответственность.

Из приказа <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об утверждении прейскуранта платных услуг»  следует, что стоимость, в том числе по оформлению пакета документов для вступления в наследство, продажи жилого помещения с учетом НДС составляет 500, 00 рублей (л.д. 17 оборотная сторона).

Услуга по выдаче справки нотариусу <ФИО5> была предоставлена за плату в размере 500,00 рублей (л.д. 33 оборотная сторона).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

            В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение в договор управления многоквартирным домом пункта 2.3  (л.д. 21- оборотная сторона, л.д. 44),  согласно которого управляющая организация на возмездной основе выполняет: работы, услуги, связанные с управлением многоквартирным домом, но не составляющие предмет договора, в том числе,  выдача справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями (за исключением справок, выдаваемых для оформления субсидий на оплату жилищно - коммунальных услуг), противоречит действующему законодательству Российской Федерации в области обработки персональных данных.

Включение данного пункта в условия договора управления многоквартирным домом не являлось предметом обсуждения общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <АДРЕС>, в соответствии с приложениями  к договору управления многоквартирным домом (л.д. 54-59, 60-64, 65-70).

Кроме того, взимание <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> платы за оказание услуг по выдаче населению справок, в том числе по оформлению пакета документов для вступления в наследство, расценивается судом как ограничение права субъекта персональных данных, в частности <ФИО5>, на доступ к своим персональным данным.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, оценив в совокупности все доказательства, суд  приходит выводу о том, что факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ, нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд считает вину <ФИО3> доказанной, что подтверждается исследованными выше документами дела.

К показаниям <ФИО3>, не признающей свою вину в совершении вменяемого ей административного правонарушения, суд относится критически и расценивает их  как избранный ей способ для защиты.

Доводы защитника <ФИО4> о том, что  установление платы за оформление справок и иных документов не нарушает права и законные интересы граждан, а также о том, что <НАИМЕНОВАНИЕ ОБЩЕСТВА> на законных основаниях выдаются на возмездной основе справки о месте проживания, составе семьи, выписки из лицевого счета и другие справки, связанные с пользованием гражданами жилыми помещениями за исключением справок, выдаваемых для оформления субсидий на оплату жку), не основаны на требованиях действующего законодательства Российской Федерации.

Доводы защитника о том, что граждане  не лишены возможности получения на безвозмездной основе справок путем обращения в государственное учреждение либо в управляющую компанию, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с требованиями ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, суд квалифицирует действие <ФИО3>по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ, как невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

При определении меры наказания, с учетом требования п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, определяющей, что целью наказания является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая должна применяться в целях предупреждения совершения новых правонарушений, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности, наступившие последствия, личность виновного.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность привлекаемого лица, судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в данном случае цели наказания, т.е. предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами  могут быть достигнуты путем назначения виновному наказания в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении должностных лиц.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, иных обстоятельств для прекращения дела судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.4,  29.9 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

   Признать должностное лицо   <ФИО3> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Пермскому краю (Прокуратура <АДРЕС> края), ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, БИК <НОМЕР>, ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г. <АДРЕС>, р/счет <НОМЕР> ОКТМО 57701000, КБК 415 116 <НОМЕР>

При неуплате административного штрафа в срок, сумма штрафа на основании ст. 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.

Постановление может быть обжаловано в Нытвенский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Мировой судья: подпись Верно Мировой судья: А.Е.Стародуб

 

 

Решение от 19.01.2018

 

по материалам: 

http://104.perm.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=448454&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 2 Нытвенского судебного района Пермского края
Судья
Стародуб А.Е.
Дата решения
2018-01-19
Категории
Обязанность оператора
Запрос субъекта
Другие дела из подобных
категорий:

Обработка персональных данных с нарушением требований, предусмотренных законом

Допускаются нарушения законодательства о персональных данных на официальном сайте образовательного учреждения

Неопубликование на сайте политики при сборе данных

Личные дела работников и воспитанников школы хранятся в кабинете учительской справа от входа в деревянном шкафу, не имеющим запорных устройств

В деятельности администрации выявлены нарушения

Невыполнение Оператором в сроки установленные законодательством РФ требований субъекта об удалении персональных данных

Утечка данных в результате хакерской атаки

Карточки формы Т2 хранятся на стеллажах,отсутствует стойка, трудовые книжки работников, документы строгой отчетности хранятся в шкафу при отсутствии замка. Медицинские карточки лежат на столе лечащего врача; в личных карточках работников заполняется графа национальность

В Институте многочисленные нарушения ФЗ "О персональных данных", Постановления Правительства №687 от 15.09.2008

Не обеспечена разработка и утверждение локального нормативно­го акта, регламентирующего порядок хранения и использования персональных данных работников

Не принятие мер по утверждению документов, регламентирующих обработку персональных данных

Нарушения законодательства о персональных данных в процессе деятельности образовательного учреждения

Неконвертированные платежные документы

Передача персональных данных без согласия; отсутствие документов, подтверждающих уничтожение

Нарушения порядка обработки персональных данных