МИРОВОЙ СУДЬЯ СУДЕБНОГО УЧАСТКА № 1 ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО СУДЕБНОГО РАЙОНА КАМЧАТСКОГО КРАЯ 683001, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Красноармейская, д. 10 Дело № 5-139/2023
41MS0001-01-2023-002169-72
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Петропавловск-Камчатский 6 июня 2023 года Мировой судья судебного участка № 1 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Бурматова Татьяна Юрьевна, при секретаре судебного заседания Малаховой Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица:
директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <НОМЕР>» Петропавловск-Камчатского городского округа <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки г. <АДРЕС>, (паспорт <НОМЕР> <НОМЕР>, тел. <НОМЕР>), проживающей по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. __, ранее к административной ответственности за однородные административные правонарушения не привлекавшейся, |
по части 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
<ФИО1>, являясь директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <НОМЕР>» Петропавловск-Камчатского городского округа (далее- МБОУ «Средняя школа <НОМЕР>»), в г. <АДРЕС> по ул. <АДРЕС>, не выполнила обязанность по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Дата совершения административного правонарушения - <ДАТА3>
В судебном заседании <ФИО1> вину признала, пояснила, что выявленное нарушение устранено в полном объеме в день проверки 7 апреля 2023 года, просила суд о снисхождении, поскольку к административной ответственности привлекается впервые.
Прокурор г. Петропавловска-Камчатского в судебное заседание не явился, извещался.
Выслушав объяснение <ФИО1>, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных" (далее Федеральный закон №152-ФЗ) согласно которому обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Целью указанного закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Частью 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за не невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Пунктом 3 частью 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. В силу части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети. Как следует из материалов дела, в рамках прокурорской проверки, проведенной в период с 7 по 11 апреля 2023 года по поручению прокуратуры Камчатского края, выявлено, что директор МБОУ «Средняя школа № __», будучи оператором по обработке и передаче персональных данных, в нарушение части 2 статьи 18.2 Федерального закона № 152-ФЗ на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не опубликовал и иным образом не обеспечил доступ к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, что в свою очередь нарушает права несовершеннолетних обучающихся на их безопасность. Кроме того, проверкой выявлено, что ответственное лицо за организацию персональных данных, на момент проверки уволена, что противоречит требованиям статьи 22.1 Федерального закона № 152-ФЗ, а также в нарушение пункта 6 части 1 статьи 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ ответственные лица не ознакомлены с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных и иными требованиями к защите персональных данных, документами, осуществляющими политику оператора в отношении обработки персональных данных.
Приведенные обстоятельства, на основании которых установлена виновность должностного лица, подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает, а именно: решением заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского от 7 апреля 2023 года о проведении проверки соблюдения образовательными организациями законодательства при работе с персональным данными, актом проверки от 7 апреля 2023 года, представлением от 11 апреля 2023 года № 21/36-1862/23 об устранении нарушений закона в сфере защиты персональных данных, постановлением заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского от 25 апреля 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Оценив все имеющиеся доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, мировой судья приходит к выводу о том, что вина <ФИО1> в совершении административного правонарушения доказана и квалифицирует её действия по части 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность является признание вины, совершение правонарушения впервые, незамедлительное устранение выявленных недостатков, так на официальном сайте в сети Интернет ______ размещен локальный акт, определяющий политику в отношении обработки и защиты персональных данных несовершеннолетних обучающихся.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность, не имеется.
Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, в том числе потому, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела, не были выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, поскольку в силу подпункта 7 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится. Вместе с тем имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Исходя из смысла статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указанных выше положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что малозначительность является оценочной категорией и устанавливается судом на основании положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из каждого конкретного случая совершения правонарушения с учетом степени влияния совершенного правонарушения на охраняемые общественные отношения.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая отсутствие пренебрежительного отношения к исполнению обязанностей, отсутствия вреда и каких-либо последствий, представляющих существенную угрозу общественным отношениям, суд полагает возможным на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать совершенное административное правонарушение малозначительным, объявить устное замечание и освободить должностное лицо от административной ответственности, прекратив производство по делу об административном правонарушении.
При освобождении нарушителя от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 13.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу в отношении директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <НОМЕР>» Петропавловск-Камчатского городского округа <ФИО1>, предусмотренному по части 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободить директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <НОМЕР>» Петропавловск-Камчатского городского округа <ФИО1> от административной ответственности по части 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объявить директору муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <НОМЕР>» Петропавловск-Камчатского городского округа <ФИО1> устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Мировой судья Т.Ю.Бурматова
Источник: http://1.kmch.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=19330523&case_number=18649911&delo_id=1500001
Обязанность оператора
Политика
категорий:
Не конвертированные квитанции, отсутствие локальных актов
Типовая форма анкеты физического лица не соответствует требованиям законодательства
Отсутствие политики на сайте выявлено в ходе систематического наблюдения
При проверке выявлено невыполнение требований законодательства
Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных
Отсутствие политики, не подано уведомление в реестр операторов
В ходе проверки управляющей компании выявлены нарушения
Отсутствие политики и требований к защите персональных данных на сайте