Судебная практика

Решение по административному делу

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ливны                                                              24 апреля 2014 года

Мировой судья судебного участка №3 города Ливны и Ливенского района Орловской области Нисонов И.И., рассмотрев в помещение судебного участка, расположенного по адресу: 303850, Орловская область, Ливенскийрайон, г. Ливны, ул. Карла Маркса, дом №117, материал об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ,

в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> ФИО, <ДАТА2> рождения, уроженца с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, п. <АДРЕС>, дом <НОМЕР>, проживающего по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, дом <НОМЕР>, гражданина РФ, <ОБЕЗЛИЧЕНО>

установил:

ФИО, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, расположенной по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, дом <НОМЕР>, будучи ответственным за размещение информации о планах проверок на официальном сайте <ОБЕЗЛИЧЕНО> (<ОБЕЗЛИЧЕНО>), в декабре 2013 г. распространил информацию о персональных данных индивидуальных предпринимателей, запрещенных к распространению действующим законодательством, без соответствующего согласия последних. Указанное нарушение закона было выявлено Ливенской межрайонной прокуратурой <ДАТА3> при мониторинге размещенного на официальном сайте администрации <АДРЕС> сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 г.

 В ходе судебного разбирательства ФИО, после разъяснения ему прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что в размещенном на официальном сайте администрации <АДРЕС> сводном плане проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 г. действительно были указаны адреса мест жительств индивидуальных предпринимателей, но это было сделано без какого-либо умысла и после проверки плана прокуратурой района, которая не сделала никаких замечаний при его согласовании. Кроме того, в настоящее время в данном плане проверок адреса мест жительств индивидуальных предпринимателей удалены после получения соответствующего обращения прокуратуры.

Представитель ФИО - ФИО в судебном заседании просила производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО о привлечении к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ прекратить, поскольку срок привлечения к административной ответственность истек. Более того, ФИО не был надлежащим образом проинформирован прокуратурой района о том какие данные подлежат опубликованию на сайте администрации, так как направленные в прокуратуру в августе и октябре 2013 г. планы проверок, содержащие все персональные данные проверяемых лиц, были одобрены без каких-либо замечаний со стороны органов прокуратуры.

 В судебном заседании заместитель прокурора <АДРЕС> <АДРЕС> области ФИО, пояснил, что во исполнение требований приказов Генерального прокурора РФ Ливенской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг интернет сайтов органов местного самоуправления на предмет соблюдения требований законодательства РФ о персональных данных и о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. В ходе проверки <ДАТА3> установлено, что в декабре 2013 г. на официальном сайте администрации <АДРЕС> размещен сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 г., в котором указаны адреса мест жительства индивидуальных предпринимателей, от которых письменных согласии на распространение их персональных данных получено не было. При таких обстоятельства, в действиях ФИО, ответственного за размещение информации о планах проверок на сайте администрации, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ.

 Согласно ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 В силу п.1 ст.3 Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> «О персональных данных» (далее Закон о персональных данных) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

 В соответствии со ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом под оператором понимается - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных).

 В силу п.1 ч.1 ст.6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В ч. 1 ст. 9 данного закона отражено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

 Таким образом из толкования приведенных норм применительно к диспозиции ст.13.11 КоАП РФ следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных, в том числе в раскрытии персональных данных неопределенному кругу лиц, без согласия субъекта персональных данных.

 Изучив письменные материалы дела, суд находит вину ФИО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ,  доказанной.

 Вина фио в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, а именно:

постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <ДАТА5>, вынесенным Ливенским межрайонным прокурором, согласно которому в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства РФ о персональных данных и о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, проведенной <ДАТА3>, было установлено, что в декабре 2013 г. в здании администрации <АДРЕС> <АДРЕС> области, расположенном по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, дом <НОМЕР>, на официальном сайте размещен сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 г. В ходе осмотра официального сайта администрации <АДРЕС> <АДРЕС> области установлено, что на странице сайта <ОБЕЗЛИЧЕНО>  размещен файл «Плановые проверки 2014» с указанием адресов мест жительства индивидуальных предпринимателей: <ФИО1>, <ФИО2>, <ФИО3> <ФИО4>, <ФИО5>, без письменного согласия последних. Таким образом, публикация (распространение) места жительства индивидуальных предпринимателей в сети Интернет для обозрения неограниченному кругу лиц, которая относится к персональным данным, на сайте для бесконтрольного ознакомления третьими лицами является нарушением законодательства в части порядка использования персональных данных, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ. Ответственным за размещение информации о планах проверок на официальном сайте администрации <АДРЕС> является ФИО, который, согласно распоряжения от <ДАТА6>, назначен на должность заместителя главы администрации <АДРЕС>, начальника управления сельского хозяйства и продовольствия. В ходе судебного заседания ФИО не оспаривал, что на официальном сайте администрации <АДРЕС> в четвертом квартале 2014 г. был размещен план проверок на 2014 г., в котором указывались адреса мест жительства индивидуальных предпринимателей;

приобщенными распечатками с официального сайта администрации <АДРЕС> <АДРЕС> области (страница: <ОБЕЗЛИЧЕНО>) ежегодного плана проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 г., в котором указаны адреса мест жительства индивидуальных предпринимателей: <ФИО1>, <ФИО2>, <ФИО3> <ФИО4>, <ФИО5>. При этом письменных согласий индивидуальных предпринимателей на распространение их персональных данных, связанных с указанием мест жительства, в материалах дела не имеется;

должностной инструкцией заместителя главы администрации, начальника управления сельского хозяйства и продовольствия администрации <АДРЕС>, в п. 2.28 которой указано на то, что ФИО, как муниципальный служащий, обязан обеспечивать защиту персональных данных работников управления финансов либо граждан <АДРЕС> при их обработке либо при доступе к ним;

показаниями с судебном заседании свидетеля <ФИО6>, из которых следует, что им подготавливался план проведения проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 г., который после согласования с органами прокуратуры был размещен на сайте администрации района с указанием адресов мест жительства индивидуальных предпринимателей, и эти персональные данные были удалены только после вынесенного прокуратурой в марте 2014 г. в адрес администрации представления.

 Суд не принимает во внимание утверждения представителя ФИО - ФИО о том, что ФИО, находящийся в декабре 2013 г. на больничном и не утверждавший план проверок при его размещении в сети интернет, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и срок давности привлечения к административной ответственности истек.

 Согласно ч.ч. 1,2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения

 Из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА7> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при применении нормы ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

 В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Из исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что ФИО, как заместитель главы администрации и начальник управления сельского хозяйства и продовольствия администрации <АДРЕС>, ненадлежащим образом исполнил своих обязанности по обеспечению защиты персональных данных граждан <АДРЕС> при доступе к ним (указание адресов мест жительства индивидуальных предпринимателей в плане проверки, размещенном в сети Интернет) с момента их размещения на официальном сайте администрации до момента удаления их от туда. Более того, из материалов дела следует, что ФИО вменено нарушение установленного законом порядка о распространения информации о гражданах (персональных данных) без согласия субъекта, в отношении которого эти данные были распространены, а не нарушение порядка сбора, хранения и использования этих данных. Доказательств невозможности исполнить установленную обязанность по обеспечению защиты персональных данных граждан <АДРЕС> при доступе к ним ни ФИО, ни его представителем представлено не было.

 Более того, публикация плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 г., содержащего места жительства индивидуальных предпринимателей без их письменного согласия, в глобальной компьютерной сети Интернет - на сайте администрации района для бесконтрольного ознакомления третьими лицами с декабря 2013 г. по март 2014 г. является нарушением законодательства в части порядка распространения персональных данных, то есть характеризуется непрерывным осуществлением состава административного правонарушения в течение всего вышеуказанного времени и указывает на  длительное непрекращающееся ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом, в связи отвечает признакам длящегося правонарушения.

 Не является основанием для освобождения ФИО от административной ответственности  его довод и утверждение его представителя о том, что ФИО не был надлежащим образом проинформирован прокуратурой района о том какие данные подлежат опубликования на сайте администрации, так как направленные в прокуратуру в августе и октябре 2013 г. планы проверок, содержащие все персональные данные проверяемых лиц, были одобрены без каких-либо замечаний со стороны органов прокуратуры.

 В соответствии с п.п. 6.3, 6.4 КоАП РФ порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

 В п. 19 приказа Генеральной прокуроры <НОМЕР> от <ДАТА8> «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указано, что в целях информирования субъектов предпринимательства всем прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур разместить на своих сайтах соответствующий план проверок в пределах субъекта Федерации либо компетенции специализированной прокуратуры как часть единого сводного плана. При этом необходимо руководствоваться требованиями законодательства, в том числе регулирующего вопросы защиты государственной  тайны и персональных данных.

 Из анализа названных норм права следует, что прокуратурой согласовывается план проверок индивидуальных предпринимателей на предшествующий год, предоставленный соответствующим органом, а не правильность его заполнения в части касающейся персональных данных проверяемых лиц и последующего их размещения в сети Интернет, при этом вопросы защиты персональных данных разрешается каждым органом (лицом) в пределах своих полномочий и обязанностей в соответствии с действующим законодательством.

 Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО, суд признает действия, направленные на удаление персональных данных лиц из плана проверок, размещенного в сети Интернет, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО, не установлено.

 При назначении наказания ФИО суд учитывает характер и общественную опасность совершенного административного правонарушения, личность виновного, который впервые привлекается к административной ответственности, каких-либо угроз причинения вреда жизни и здоровью людей в его действиях не имеется, его материальное и семейное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и считает необходимым назначить меру административного наказания в виде предупреждения.

Оснований для прекращения производства по делу  не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22.1,23.1,29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

 Признать виновным <ОБЕЗЛИЧЕНО> Орловской области ФИО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Ливенский районный суд Орловской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления через мирового судью судебного участка №3 города Ливны и Ливенского района Орловской области.

Мировой судья                                          подпись                                          И.И. Нисонов

Источник: http://3liv.orl.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=28604176&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка №3 города Ливны и Ливенского района Орловской области
Судья
Нисонов И.И.
Дата решения
2014-04-24
Категории
Сайт
Распространение
Другие дела из подобных
категорий:

Сбор персональных данных на сайте в отсутствие политики

Направление субъекту персональных данных письма рекламного характера без его предварительного согласия

На сайте не размещен документ, определяющий политику и сведения о реализуемых требованиях к защите

Размещение на стендах списков должников

Оператором не приняты надлежащие меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством о персональных данных

Отсутствие на сайте администрации документов, определяющих политику

Не получено в письменной форме согласие законных представителей обучающихся и работников учреждения на размещение их фотографии на сайте

Оператор разместил в сети интернет персональные данные субъектов не имея законных оснований (в.т.ч. согласия)

Неконвертированные платежные документы

Оператор (СМИ) опубликовал в печатном издании персональные данные субъекта, не имея на то законных оснований (в т.ч. согласия субъекта)

На сайте образовательного учреждения размещены персональные данные учащихся и их законных представителей без их согласия

Размещение в сети интернет персональных данных членов ревизионной комиссии без согласия субъектов ПДн

Публикация статьи, содержащей персональные данные умершего

Размещение платежных поручений на подоконнике в подъезде

Не опубликован документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных