Судебная практика

Дело № 5-358/46-2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

город Якутск                                                       21 мая 2019 года

 

Мировой судья судебного участка  № 59 города Якутска Республики Саха (Якутия) Петрова С.Д., исполняющая обязанности мирового судьи по судебному участку № 46 города Якутска, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении

юридического лица – «Общественное объединение» («Общественное объединение»), ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, место нахождения: ˂Адрес˃,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу об административном правонарушении от 17 мая 2019 года, составленному специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) <ФИО1>, 18 апреля 2019 года в Управление Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. <ФИО2> о публикации в выпуске газеты ˂Название газеты˃ 4 (624) от 20 февраля 2019 г. в статье ˂Название статьи˃ на странице 2 его персональных данных. В статье указаны фамилия (в том числе и прежняя) и имя, сведения о месте рождения заявителя. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Сведения, указанные в статье, а именно фамилия, имя, сведения о месте рождения относятся к персональным данным субъекта <ФИО2> Таким образом «Общественное объединение» допущено нарушение требований федерального законодательства «О персональных данных».

Представитель юридического лица - ˂ФИО˃ вину юридического лица в совершении административного правонарушения не подтвердил, пояснив, что фамилия, имя не являются персональными данными лица, паспортные данные персонажа публикации не были опубликованы в статье. В публикации была указана прежняя фамилия заявителя, что также не  относится к персональным данным субъекта.

Заслушав участника судебного разбирательства, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Основанием привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ является обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке. действия (операции), совершаемые с персональными данными. Обработка персональных данных -любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно п. п. 8, 10 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных. Обработка персональных данных допускается, если к персональным данным предоставлен доступ неограниченного круга лиц субъектом персональных данных, либо по его просьбе (персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных).

В соответствии со ст. 6, ч. ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. Обязанность представить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части I статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Часть 4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» регламентирует содержание согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.

В силу ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Таким образом, к персональным данным липа следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Из положений ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» следует, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что 18 апреля 2019 года в Управление Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) поступило обращение <ФИО2> о нарушении газетой ˂Название газеты˃ законодательства о персональных данных.

По результатам рассмотрения обращения установлено, что 20 февраля 2019 г. в статье ˂Название статьи˃ на странице 2 газеты ˂Название газеты˃ указаны персональные данные <ФИО2>, в статье указаны фамилия (в том числе и прежняя), имя, сведения о месте рождения заявителя.

Согласие на размещение сведений, содержащих персональные данные, получено не было.

Таким образом, юридическое лицо - «Общественное объединение» распространило персональные данные <ФИО2> (фамилия (в том числе и прежняя), имя, сведения о месте рождения) без согласия у <ФИО2>, в связи с чем, 17 мая 2019 года специалистом-экспертом отдела Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) <ФИО1>, в отношении «Общественное объединение» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, па основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, которые получены в установленном законом порядке, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и оцениваются судом в совокупности как относимые, достоверные и достаточные, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять   составленным   в   установленном   административным   законодательством   порядке материалам не имеется.

Доводы, приведенные представителем юридического лица ˂ФИО˃ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку направлены на иное толкование норм действующего законодательства.

Исходя из положений п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» персональные данные обрабатываются для осуществления профессиональной деятельности журналиста при условии соблюдения нрав субъектов персональных данных, то есть законом предписано соблюдение условия: при обработке персональных данных не должны нарушаться права и законные интересы субъекта персональных данных.

Обработка персональных данных в виде передачи, распространения, доступа возможна только при согласии самого субъекта персональных данных. Факт волеизъявления субъекта персональных данных на размещение персональных данных для доступа неограниченного круга лиц материалами дела не подтвержден. Право распространять свои персональные данные, давать согласие на их распространение другим операторам законом предоставлено только самому субъекту.

Обстоятельства, свидетельствующие о том, что сведения были распространены для защиты общественных интересов, в материалах дела также отсутствуют.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 15 июня 2010 года N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», пунктом 5 части I статьи 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусмотрен запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 N 16 к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах, способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.

Наличие какой-либо необходимости или потребности общества в раскрытии персональных данных лица, упомянутого в статье, при этом не занимающегося какой-либо публичной деятельностью, по материалам дела не усматривается. Таким образом, в рассматриваемом случае публикация имени, фамилии и места работы, должность матери заявителя не служила общественному интересу.

Публикация персональных данных, позволяющих идентифицировать личности граждан, с подробным описанием обстоятельств происшествия, их личных взаимоотношений, нарушает конституционное право граждан, упомянутых в статье, на неприкосновенность частной жизни. личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Соблюдение конфиденциальности персональных данных возлагается как на СМИ в качестве оператора, так и на любого журналиста, получившего доступ к персональным данным. Это требование вытекает не только из ст. 3 и 7 Закона о персональных данных, но и из ст. 49 Закона «О средствах массовой информации», согласно которой при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан: уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций; сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника.

Положениями ст. 56 Закона «О средствах массовой информации» предусмотрено, что учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, суд считает вину «Общественное объединение» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, установленной и полностью доказанной.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу судом учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

С учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств совершения административного правонарушения, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, суд считает необходимым назначить наказание в виде предупреждения в пределах санкции данной статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.1-29.11 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л :

признать юридическое лицо - «Общественное объединение» («Общественное объединение») виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                   С.Д. Петрова

 

Источник: http://sakha46.yak.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=20306535&case_number=20306177&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 59 города Якутска Республики Саха (Якутия)
Судья
Петрова С.Д.
Дата решения
2019-05-21
Категории
Распространение
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение на сайте постановления, содержащего персональные данные

Обработка персональных данных в случае, не предусмотренном законом

Размещение персональных данных субъекта на квитанции на оплату ЖКУ

Опубликование персональных данных присяжных заседателей

Опубликование в СМИ персональных данных

Размещение персональных данных пациента на сайте больницы

Обработка персональных данных третьих лиц, предоставленных заемщиком

Предоставление характеристики физическому лицу без согласия субъекта

Размещение на интернет-сайте «Одноклассники» копии паспортов покупателей магазина, своевременно не расплатившихся за купленный в рассрочку товар

Обработка персональных данных после достижения цели, специальной категории персональных данных

Журнал учета отправлений, содержащий персональные данные, размещен в открытом доступе

Обработка персональных данных субъекта в отсутствие правовых оснований

На официальном сайте образовательного учреждения  размещена информация, содержащая избыточные персональные данные работников

На дверях подъездов дома размещены списки с персональными данными жильцов

Размещение на сайте не обезличенного плана проверок