Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 

08.10.2018 года                                            г. Нижний Тагил

 

Мировой судья судебного участка № 2 Тагилстроевского судебного района Свердловской области Карташова М.Б., с участием помощника прокурора Тагилстроевского района г. Н. Тагила ˂ФИО˃, рассмотрев дело об административном правонарушении <НОМЕР> по ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

<ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, <АДРЕС>, работающего в ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

В период с 19.06.2018 по 29.06.2018 ˂ФИО˃ в нарушение требований законодательства о персональных данных осуществлен сбор и обработка персональных данных собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, <АДРЕС>, а именно: сведений о документе, удостоверяющем личность собственника, чем нарушены требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности - ˂ФИО˃, вину в совершении административного правонарушения признал, согласившись с постановлением прокурора. Он пояснил, что является председателем совета многоквартирного  ома <НОМЕР> по пр. <АДРЕС>. Как председатель совета он выступил инициатором внеочередного собрания собственников указанного дома, разработал форму бюллетеня для проведения голосования, которую распространил на собрании 19.06.2018 года и по почтовым ящикам. О том, что необходимо брать с собственников жилых помещений согласие на обработку их персональных данных в каждом случае проведения собрания, он не знал. Сведения о паспортных данных жильцов дома он собирал неумышленно. Согласие на обработку персональных данных при проведении собрания собственников жилых помещений он не брал. 

Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит доказанной вину ˂ФИО˃ в совершении правонарушения. 

21.09.2018 года в отношении ˂ФИО˃ заместителем прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил ˂ФИО˃ возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении  следует, что в период с 13.07.2018 по 07.08.2018 прокуратурой Тагилстроевскогорайона г. Нижнего Тагила проведена проверка по обращению <ФИО2>, являющейся собственником помещений (квартиры <НОМЕР> и подземного паркинга) в многоквартирном доме по <АДРЕС> в г. Н. Тагиле, о нарушении требований законодательства о персональных данных. В ходе проверки установлено, что в период с 19.06.2018 по 29.06.2018 ˂ФИО˃, являющимся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, <АДРЕС>, было инициировано проведение внеочередного общего собрания собственников указанного многоквартирного дома. В рамках подготовки к проведению собрания ˂ФИО˃ была разработана форма бюллетеня для голосования, в которой помимо прочего указано на необходимость предоставления сведений о документе, удостоверяющем личность собственников, участвующих в голосовании. Указанные бюллетени в период проведения заочного голосования с 19.06.2018 по 29.06.2018 были им распространены путем выдачи на очной части голосования 19.06.2018, а также помещения в почтовые ящики, расположенные в подъездах многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, пр. <АДРЕС>.

Из письменных объяснений ˂ФИО˃ следует, что, будучи председателем совета многоквартирного дома <НОМЕР> по пр. <АДРЕС>, он выступил инициатором внеочередного собрания собственников указанного дома, разработал форму бюллетеня для проведения голосования. Данную форму он распространил на собрании 19.06.2018 года и по почтовым ящикам. Ему известно, что действующим жилищным законодательством утверждена форма для бюллетеня для проведения голосования, а также требования к протоколу. О том, что необходимо брать согласие с собственников на обработку их персональных данных в каждом случае проведения собрания, он не знал. Сведения о паспортных данных жильцов дома он собирал неумышленно, так как в ранее виданных им формах указанная графа присутствовала.  Согласие на обработку персональных данных при проведении собрания он не брал. Заполненные бюллетени внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <НОМЕР> по пр. <АДРЕС> в г. Нижний Тагил, проведенного 19.06.2018 в форме очно-заочного голосования, переданы в отдел контроля по ГЗУО Департамента Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, где они и хранятся.   

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту - Закон) персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под оператором понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 Закона).

Как следует из п. 3 ст. 3 Закона, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, (обновление, изменение) извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу частей 1 и 2 статьи 5 Закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки, (ч. 4 и 5 ст. 5 Закона).

Частью 4 статьи 48 ЖК РФ определено, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Частью 5 названной статьи определено, что при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Таким образом, статьей 48 ЖК РФ при проведении общего собрании собственников многоквартирных домов в том числе при выражении их воли путем участия в голосования по вопросам, поставленным на голосование, сбор и предоставление сведений о документе, удостоверяющем личность собственника не предусмотрены.

Положениями п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ, установлена обязанность предоставить доказательства получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

При этом в силу ч. 1 ст. 11 Закона, сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона, обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона, оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.

Таким образом, действия ˂ФИО˃ суд квалифицирует по ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного ˂ФИО˃ административного правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, его имущественное положение. ˂ФИО˃ совершено правонарушение в области информации. В качестве смягчающих ответственность обстоятельств суд учитывает совершение правонарушения впервые, признание вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей. Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено. С учетом указанных обстоятельств суд полагает возможным избрать наказание в виде предупреждения.

  На основании  изложенного,  руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

<ФИО1> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления лицом, привлеченным к административной ответственности, в Тагилстроевский районный суд г. Н. Тагила Свердловской области или опротестовано прокурором в порядке ст. 30.10 КоАП РФ.

Мировой судья                                                   М.Б. Карташова.

 

Источник: http://2tag.svd.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=214127985&case_number=198806281&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 2 Тагилстроевского судебного района Свердловской области
Судья
Карташова М.Б.
Дата решения
2018-10-08
Категории
Избыточность персональных данных
Жильцы МКД
Согласие
Предоставление
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Нарушение оператором требований законодательства в отношении обработки персональных данных

Размещение персональных данных субъекта на квитанции на оплату ЖКУ

Предоставление сведений о ФИО и номере телефона субъекта персональных данных

Передача персональных данных жильцов третьему лицу без их согласия путем использования Автоматизированной информационной системы

Отсутствие согласий работников на обработку персональных данных

Размещение персональных данных жильцов в подъезде многоквартирного жилого дома

Шаблон заявления содержит заранее проставленные отметки субъекта о согласии на передачу персональных данных

Отсутствие письменного согласия пациентов

Неправомерная обработка персональных данных собственников квартир при направлении квитанций

Отсутствие возможности Потребителя выразить согласие или отказать в передаче персональных данных третьим лицам

Неправомерное хранение персональных данных субъекта в виде сведений, содержащихся в ключе электронной цифровой подписи

Наличия базы данных в сети, содержащей персональные данные пользователей и клиентов Интернет-ресурса

Обработка персональных данных третьих лиц, предоставляемых потенциальным клиентом

Неактуальный перечень лиц, допущенных к обработке персональных данных

Предоставление информации при подаче заявки в микрофинансовую организацию для оформления кредита, содержащей персональные данные  без согласия субъекта персональных данных