Судебная практика

Судья – Трофимова Т.В. Дело № 33-4427/2014

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2014 года г. Волгоград

 

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.,

судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,

при секретаре Тороповой Т.Б.,

 

с участием прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации городского округа г.Урюпинск Волгоградской области о признании незаконным представления Урюпинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о защите персональных данных

по апелляционной жалобе Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области В.В.

на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 февраля 2014 года, которым постановлено:

заявление администрации городского округа г.Урюпинск Волгоградской области о признании незаконным представления Урюпинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о защите персональных данных удовлетворить.

Признать незаконным представление Урюпинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о защите персональных данных от 23 января 2014 года № 7-23-2014.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области в порядке главы 25 ГПК РФ обратилась в суд с заявлением об оспаривании представления Урюпинского межрайонного прокурора, указывая на то, что Урюпинским межрайонным прокурором администрации городского округа г.Урюпинск вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите персональных данных от 23 января 2014 г № 7-23-2014, в котором указано, что администрация, разместив на своём официальном сайте план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на 2014 год, незаконно указала адреса места жительства индивидуальных предпринимателей, в связи с чем просил принять меры по устранению указанных нарушений и их недопущению в дальнейшей деятельности и рассмотреть вопрос о привлечении виновных в нарушении лиц к дисциплинарной ответственности.

Данное представление, по мнению администрации, является незаконным, поскольку план проведения проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был размещен на официальном сайте в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому в числе прочих сведений в плане проверки должны быть указаны фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановой проверке, места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности. Сведения о месте жительстве индивидуальных предпринимателей являются открытыми и общедоступными. План проверки индивидуальных предпринимателей с указанием их места жительства был размещен на официальном сайте органа местного самоуправления в соответствии со ст. 9 указанного закона, поэтому нарушений Федерального закона «О персональных данных» допущено не было.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области В.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указано на неправильное толкование судом закона, подлежащего применению при разрешении возникшего спора.

Выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры В.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области <.......> проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 ФЗ).

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1).

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (ч. 2).

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами регулируются Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 года) «О персональных данных» (далее ФЗ «О персональных данных»).

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно пункту 5 названной статьи под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 25 декабря 2013 года администрацией городского округа г.Урюпинск на сайте администрации на Главной странице во вкладке «Администрация» в разделе «Муниципальная собственность» размещена ссылка на распоряжение отдела по управлению имуществом администрации городского округа город Урюпинск, в котором размещено само распоряжение и план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа город Урюпинск муниципального района на 2014 год. В указанном плане содержатся персональные данные индивидуальных предпринимателей, а именно их место жительства.

23 января 2014 года Урюпинским межрайонным прокурором в адрес администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области было направлено представление об устранении нарушений законодательства о защите персональных данных, предписывающее администрации городского округа г. Урюпинск устранить нарушения Федерального закона «О персональных данных», выразившиеся в том, что при размещении на официальном сайте органа местного самоуправления указанного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не были удалены адреса места жительства индивидуальных предпринимателей, которые являются их персональными данными.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения являются открытыми и общедоступными. Размещение этих сведений в сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления не является распространением персональных данных физических лиц, совершенным в нарушение требований Федерального закона «О персональных данных», в связи с чем, признал оспариваемое представление прокурора незаконным.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку конфиденциальность персональных данных (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу) относится к категории ограниченного доступа, что предусмотрено ФЗ "О персональных данных",

Пунктом 10 ст. 3 ФЗ "О персональных данных" установлено, что конфиденциальность персональных данных - это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Согласно п. 2,6 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 30 июня 2010 года № 489 органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований, размещают ежегодные планы на официальных сайтах органа местного самоуправления, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7 ФЗ "О персональных данных" входит в перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа, в связи с чем операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

Федеральный закон "О персональных данных" является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, и определяет принципы, условия и правила обработки персональных данных (статьи 1 и 4, часть 1 статьи 6).

По смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных", обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Одним из таких федеральных законов является Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ), который предусматривает, что содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения, в том числе такие, которые, по смыслу статьи 3 Федерального закона "О персональных данных", относятся к персональным данным физического лица, являются открытыми и общедоступными, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, а также определяет порядок их предоставления (статья 6).

В соответствии со ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта в соответствии с которым сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

Согласно п. 5 ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя являются ограниченно доступными и не могут быть распространены неопределённому кругу лиц.

При указанных обстоятельствах, поскольку органом местного самоуправления допущено нарушение закона, оспариваемое представление Урюпинского межрайонного прокурора вынесено в адрес администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в пределах компетенции.

Правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области требований не имелось.

Постановленное судом решение не соответствует требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 февраля 2014 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области о признании незаконным представления Урюпинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства о защите персональных данных отказать.

 

Председательствующий:

Судьи:

 

Источник: https://oblsud--vol.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=7832518&delo_id=5&new=5&text_number=1

Информация по делу
Статьи
ст.6, 18.1 № 152-ФЗ
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Балашова И.Б.
Дата решения
2014-04-24
Категории
Сайт
Распространение
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение персональных данных на сайте

На сайте не опубликован документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных, строки либо поля, в том числе со ссылкой на ознакомление с соглашением об использовании персональных данных пользователя отсутствуют

Хранение документов, содержащих персональные данные, на территории двора, свободного для посещения

Не опубликование политики на сайте МБОУ

Отсутствие на сайте политики и требований к защите

Опубликование на сайте учреждения персональных сведений о супруге и несовершеннолетних детях

На страницах сайта отсутствуют ссылки на политику в отношении обработки персональных данных и/или сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Размещение дополнительного соглашения в сети "Интернет", содержащего персональные данные работника

Невыполнение обязанности Оператора по опубликованию политики на сайте

Размещение персональных данных на доске объявлений

Размещение на сайте образовательного учреждения результатов ЕГЭ, содержащих персональные данные учащихся

Приказ на сайте школы

Неправомерный доступ к ИСПДн, повлекший за собой распространение персональных данных пользователей сайта и клиентов интернет-магазина неограниченному кругу лиц путем их размещения на сайте в сети "Интернет"

Размещение персональных данных пациента на сайте больницы

Письменные согласия работников и воспитанников дошкольного учреждения не соответствуют законодательству о персональных данных