Судебная практика

 

  Дело № 5-231/2017

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

23 октября 2017 года                     с.Быстрый Исток, ул.Ленина, 48

 

Мировой судья судебного участка Быстроистокского района Алтайского края Драница К.В.,  с участием заместителя прокурора Быстроистокского района Алтайского края ˂ФИО˃, лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ˂ФИО˃, защитника лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ˂ФИО˃,  рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

<ОБЕЗЛИЧЕНО> привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В  И Л:

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от <ДАТА2> должностное лицо – ˂Должность˃  ˂Наименование органа МСУ˃ ˂ФИО˃ совершил правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

˂ФИО˃ вину в совершении административного правонарушения не признал. В судебных заседаниях показал, что документы на изменение состава комиссии по ЧС и ПБ Быстроистокского района Алтайского края готовил начальник отдела <ФИО1>. Из опыта 2014 года, когда был большой паводок, пользовались сотовой связью, стационарные телефоны не работали, поэтому данные номеров мобильных телефонов указаны в списках.  Заявления на обработку персональных данных с членов комиссии были взяты еще в 2015 году, смысла брать их каждый раз не имеется.  Во время проведения прокуратурой района проверки по данному факту, данные документы представлены не были, так как хранились в отдельном деле.

 Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности - ˂ФИО˃,   поддержал позицию ˂ФИО˃, также пояснив, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением сроков, проверка прокуратурой проведена с обвинительным уклоном, в связи с чем считал необходимым производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

 Опрошенный в судебном заседании свидетель <ФИО1> показал, что он является секретарем комиссии по ЧС и ПБ Быстроистокского района. Они упростили согласие на обработку персональных данных, в котором содержатся только адрес и номер мобильного телефона. Он готовит лист согласования, после утверждение передает материал в отдел Администрации программистам. Согласие на обработку персональных данных должен дать каждый член комиссии, данные согласия хранятся в папке председателя комиссии.

 Опрошенные свидетели <ФИО2>, <ФИО3> при опросе сотрудником прокуратуры Быстроистокского района в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении поясняли, что не давали согласия на обработку своих персональных данных. Однако в судебном заседании  показали, что действительно ранее давали согласие на обработку своих персональных данных, но при опросе  сотрудником прокуратуры  <ФИО2> про данный факт не указал, так как думал, что речь идет именно про 2017 год, а он давал свое согласие ранее, а <ФИО3> не придала теме опроса особого значения, хотя копия согласия на обработку персональных данных, имеющаяся в материалах дела (л.д.54) от имени <ФИО3> датирована <ДАТА3>, то есть чуть более 3-х месяцев до момента начала разбирательства по данному делу.

Опрошенные свидетели <ФИО6>, <ФИО7>  также показали, что давали свое письменное согласие на обработку персональных данных, однако кому, в какое время и при каких обстоятельствах пояснить затруднились.  Свидетель <ФИО7> также не смог пояснить точной цели дачи согласия на обработку своих персональных данных.

Свидетель <ФИО8> в судебном заседании показал, что он действительно состоит в комиссии по ЧС и ПБ Быстроистокского района Алтайского края. В сентябре 2017 года, точной даты он не помнит, ему от сотрудника ˂Наименование органа МСУ˃ <ФИО1>, позвонившего ему по телефону, стало известно, что в ˂Наименование органа МСУ˃ проверка и теперь им нужно устранить недостатки. После этого звонка <ФИО1> к нему приехал и попросил заполнить заявление о согласии на обработку персональных данных, паспорта при этом не спрашивал.  При этом, обозревая в судебном заедании светокопию согласия на обработку персональных данных (л.д.52) свидетель пояснил, что текст заявления заполнен им сам, а дата в заявлении, указанная как <ДАТА4>»  записана не им и не соответствует дате, когда он заполнял данное согласие, то есть сентябрю 2017 года.

Выслушав ˂ФИО˃, его защитника, свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, мировой судья приходит к выводу о доказанности вины ˂ФИО˃ в совершении вменяемого ему правонарушения исходя из нижеследующего.

06.09.2017 года мировому судье судебного участка Быстроистокского района Алтайского края из прокуратуры Быстроистокского района Алтайского края поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - ˂Должность˃  ˂Наименование органа МСУ˃ ˂ФИО˃  в связи с  нарушением им требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» при официальном опубликовании на Интернет-сайте ˂Наименование органа МСУ˃ списочного состава комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ) Быстроистокского района Алтайского края, с указанием адресов и номеров мобильных телефонов членов комиссии, без их согласия на обработку персональных данных.

Правонарушение, являющееся длящимся, выявлено <ДАТА7>, местом совершения административного правонарушения является местонахождение ˂Наименование органа МСУ˃, <ОБЕЗЛИЧЕНО>

˂ФИО˃ на основании решения Быстроистокского районного Собрания депутатов от <ДАТА8> <НОМЕР> избран на должность главы ˂Наименование органа МСУ˃.

Согласно ч. 7 ст. 36.1 Устава ˂Наименование органа МСУ˃, принятого решением Быстроистокского районного Собрания депутатов от <ДАТА9> <НОМЕР> (в редакции решения от <ДАТА10> <НОМЕР>), глава района возглавляет Администрацию района, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет полную ответственность за осуществление ее полномочий.

 В соответствии со ст.2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях  административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

 Постановлением ˂Наименование органа МСУ˃ от 03.08.2017 № 362 «О внесении изменений в постановление ˂Наименование органа МСУ˃ № 139 от 06.04.2017 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации Быстроистокского района» утвержден списочный состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации Быстроистокского района (далее - Комиссия).  Данное постановление, подписанное главой ˂Наименование органа МСУ˃ ˂ФИО˃, вместе с утвержденным приложением (списочный состав Комиссии состоящий из 26 должностных лиц с указанием их адресов места жительства, номеров мобильных телефонов), согласно содержащемуся в нем п.3,  опубликовано на официальном сайте Администрации района в сети Интернет.

В соответствии со ст. ст. 4, 15, 19 Конституции РФ федеральные законы действуют на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать действующие законы.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) принят с целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Законом № 152-ФЗ регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным (ст. 1 Закона № 152-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ дается определение понятию «персональные данные», под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

По смыслу ч. 2 ст. 8 Закона № 152-ФЗ к персональным данным относятся фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.

В соответствии со ст. 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ, субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

 В соответствии с ч .4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ,  в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 4) цель обработки персональных данных; 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9) подпись субъекта персональных данных.

 В ходе рассмотрения дела установлено, что ˂Наименование органа МСУ˃ является оператором персональных данных, о чем Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций внесены сведения в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (приказ <НОМЕР> от <ДАТА13>).  Лицом ответственным за обработку персональных данных является <ФИО10>. Оператор - ˂Наименование органа МСУ˃ имеет право обрабатывать следующую категорию персональных данных: фамилия, имя, отчество; год рождения; месяц рождения; дата рождения; место рождения; адрес; семейное положение; социальное положение; имущественное положение; образование; профессия; доходы; состояние здоровья. В отношении следующих категорий субъектов персональных данных: сотрудников ˂Наименование органа МСУ˃, лиц претендующих на замещение вакантных должностей, лиц обратившихся за предоставлением муниципальных услуг.

Имеющиеся в материалах дела согласия на обработку персональных данных членов комиссии ЧС и ПБ Быстроистокского района: <ФИО11>, <ФИО12>, <ФИО13>, <ФИО3>, <ФИО14>, <ФИО7>, <ФИО15>, <ФИО8>, <ФИО16>, <ФИО17>, <ФИО18>, <ФИО19>, <ФИО20>, <ФИО21>, <ФИО22>, <ФИО23>, <ФИО24> получены отделом ГО и ЧС и мобилизационной работы ˂Наименование органа МСУ˃, не зарегистрированным в установленном порядке в качестве оператора по обработке персональных данных. В нарушение ч.1 ст.22  Закона № 152-ФЗ согласия получены без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных,  в нарушение п.1 ч.4 ст.9 Закона № 152-ФЗ не содержат сведений о номере основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе. ˂Наименование органа МСУ˃, являющаяся оператором по обработке персональных данных, не наделена правом на обработку персональных данных касающихся номеров мобильных телефонов, а также с указанной целью (как членов комиссии по ЧС и ПБ), а лишь может вести обработку персональных данных сотрудников Администрации, лиц претендующих на замещение вакантных должностей, лиц обратившихся за предоставлением муниципальных услуг.  Кроме того, учитывая показания свидетеля <ФИО8>, из которых следует, что его согласие на обработку персональных данных заполнено ранней датой, при проведении прокуратурой проверки по данному делу сотрудниками ˂Наименование органа МСУ˃ согласия на обработку персональных данных не могли быть представлены в связи с тем, что исходя из информации главы Быстроистокского района от <ДАТА14> <НОМЕР>, согласий на обработку персональных данных должностных лиц, не являющихся сотрудниками ˂Наименование органа МСУ˃, не имелось, суд ставит под сомнение подлинность представленных согласий на обработку персональных данных и  критически относится к показаниям свидетелей <ФИО13>, <ФИО3>, в части данных в судебном заседании показаний о факте дачи согласий на обработку своих персональных данных, считая, что указанные свидетели желают оказать помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, избежать административной ответственности.  Напротив первоначальные показания данных лиц, данных уполномоченному сотруднику прокуратуры Быстроистокского района, согласуются с показаниями свидетеля <ФИО8>   

Учитывая вышеуказанное, ходатайство заместителя прокурора Быстроистокского района от <ДАТА15> о признании вышеуказанных согласий на обработку персональных данных недопустимыми доказательствами и исключении их из дела, подлежит удовлетворению, в связи с тем, что они получены с нарушением законодательства.

Действия ˂ФИО˃ мировой судья квалифицирует по ч.2 ст.13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях, как обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Вина ˂ФИО˃ подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2>; справкой по результатам проведения проверки исполнения законодательства о персональных данных от <ДАТА>; объяснениями <ФИО3>, <ФИО13> имеющихся в материалах дела, данных при проведении проверки;  ответом главы Быстроистокского района от <ДАТА14> <НОМЕР>; копией Интернет-страниц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;  копией страницы Интернет-сайта ˂Наименование органа МСУ˃; копией постановления главы Быстроистокского района <НОМЕР> от <ДАТА11> с приложением <НОМЕР> (списочный состав комиссии по ЧС и ПБ Быстроистокского района); решением <НОМЕР> от <ДАТА8> Быстроистокского районного Собрания депутатов; копией Устава Быстроистокского района; показаниями <ФИО8>, <ФИО7> данными в судебном заседании.

При назначении вида и меры наказания мировой судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность виновного, смягчающие ответственность обстоятельства - совершение правонарушения впервые, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.1., 3.2., 4.1., 23.1., 26.11., 29.9., 29.10., 29.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

 Признать <ОБЕЗЛИЧЕНО> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Штраф подлежит зачислению в УФК по Алтайскому краю (Прокуратура Алтайского края) на счет 40101810100000010001, ИНН 2225028552, КПП 222501001, БИК 040173001, ОКТМО 01701000; Банк получателя: Банк ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Алтайскому краю г.Барнаул, штраф по делу об административном правонарушении от 05.09.2017, назначение платежа: 415 116 900 1001 6000 140 административный штраф по постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.09.2017 по ч.2 ст.13.11. КоАП РФ.В силу ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, необходимо предоставить по адресу: с.Быстрый Исток Быстроистокского района, Алтайского края, ул.Ленина,48,  2 этаж, тел./факс (38571)2-25-29.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока после вступления постановления в законную силу, указанного в части 1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. После чего судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Быстроистокский районный суд Алтайского края со дня получения копии мотивированного постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка Быстроистокского района Алтайского края либо непосредственно в Быстроистокский районный суд Алтайского края. Мотивированное постановление составлено 25.10.2017 года.

Мировой судья                                               К.В. Драница

           

Постановление не вступило в законную силу

Согласовано

Мировой судья                                               К.В. Драница

 

Источник: http://bistrn.alt.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=53970513&case_number=5-231/2017&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
судебный участок Быстроистокского района Алтайского края
Судья
Драница К.В.
Дата решения
2017-10-23
Категории
Согласие
Неожиданные решения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие письменного согласия в амбулаторной карте пациента

При обработке персональных данных не соблюдаются требования законодательства

Обработка персональных данных работников без их письменного согласия

Обработка персональных данных субъектов в сети Интернет без их письменного согласия.

Обработка персональных данных без согласия законных представителей обучающихся и работников

Обработка персональных данных физических лиц - соискателей с нарушением законодательства

Размещение на сайте фотографий несовершеннолетних обучающихся без согласия их законных представителей

Отсутствие согласие при заключении договора

На официальном сайте отсутствует информация, регламентирующая работу образовательного учреждения с персональными данными (не размещен документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных), а также сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Анкета соискателя не отвечает требованиям законодательства

Несоблюдение Оператором условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ

Размещение на сайте образовательного учреждения персональных данных учащихся, в том числе специальной категории

Нарушения правил ведения и хранения трудовых книжек работников

Размещение на сайте Оператора документа, содержащего персональные данные субъекта

Размещение персональных данных пациента на спинке кровати