Судебная практика

судья фио                                                      дело № 7-21402\2023

РЕШЕНИЕ

11 октября 2023 года                                                        адрес

 

Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО на постановление судьи Басманного районного суда адрес от  16 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица – первого заместителя начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» ФИО, паспортные данные,

УСТАНОВИЛ:

Определением судьи Басманного районного суда адрес от 23 ноября 2022 г. дело принято к производству районного суда на основаниич.2 ст.12 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», поскольку с мировой судья участка №440 адрес не назначен.

Постановлением судьи Басманного районного суда адрес от  16 декабря 2022 г. признан первый заместитель начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» ФИО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.

В жалобе, поступившей в Московский городской суд, ФИО просит об отмене постановления суда со ссылкой на то, что судом не учтены обстоятельства дела, не учтен объект вмененного правонарушения, не учтены должностные обязанности ФИО, вмененное правонарушение не доказано.

ФИО в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу извещался надлежащим образом по последнему известному месту регистрации, в жалобе адрес не указал, о причинах своей не явки не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме не заявил.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в частности, в случае, если это необходимо для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ  оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

В силу приведенных положений обработка персональных данных включает в себя передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных.

В силу ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ  обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.

В соответствии с п. 1 ст. 18.1  Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ  оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам, в частности, относятся: 1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных; 2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, определяющих для каждой цели обработки персональных данных категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений. Такие документы и локальные акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, а также возлагающие на операторов не предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия и обязанности;  3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19  настоящего Федерального закона; 4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора; 5) оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя, а в случае, если обращение субъекта персональных данных или его представителя либо запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 18 октября 2022 г. по 31 октября 2022 г. в ходе проведенной Управлением Роскомнадзора по ЦФО внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «Наименование» установлено, что по адресу адрес первый заместитель начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» ФИО, являющимся ответственным за организацию обработки персональных данных в Департаменте корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование», допустил нарушение требований ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных» в части предоставления неправомерного доступа к информационным системам персональных данных ОАО «Наименование», повлекшее за собой распространение персональных данных работников ОАО «Наименование» неограниченному кругу лиц путем их размещения на сайте в сети Интернет по адресу _____________________ .

Согласно п.18 приказа «О распределении функциональных обязанностей между начальником Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование», его заместителями и начальником Управления «Пресс-службы»» № ЦОС-6 от 08 мая 2019, первый заместитель начальника Департамента - ФИО несет ответственность за организацию персональных данных ОАО «Наименование».

Действия должностного лица – первого заместителя начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» ФИО квалифицированы по ч.1 ст.13.11 КоАП РФ.

Вина должностного лица - первого заместителя начальника Департамента - ФИО подтверждается Наименование  следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от 11 ноября 2022 г., из которого усматривается, что первый заместитель начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» ФИО, являющийся ответственным за организацию обработки персональных данных в Департаменте корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование», осуществил неправомерную обработку персональных данных в форме предоставления доступа без правовых оснований к базе данных, содержащей персональные данные работников ОАО «Наименование»;

- актом внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «Наименование» от 31 октября 2022 г.;

- копией предписания об устранении выявленных нарушений от 31 октября 2022 г., срок для устранения выявленных нарушений установлен до 31 января 2023 г.;

- справкой о результатах внеплановой выездной проверки ОАО «Наименование» на соответствие обработки персональных данных требованиям законодательства РФ о области персональных данных;

- решением о проведении документарной проверки от 14 октября 2022 г.;

- требованием о предоставлении документов и информации, необходимых для проведения проверки ОАО «Наименование»;

- ответом на требование с приложением;

- запросом о предоставлении информации от 25 октября 2022 г.;

- скриншотами;

- выпиской из ЕГРЮЛ;

- копией приказа о назначении ФИО первым заместителем начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» №32 от 05 февраля 2014 г.;

- копией приказа от 28 февраля 2019 г. о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных;

- копией приказа о распределении функциональных обязанностей между начальником Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование», его заместителями и начальником Управления «Пресс-службы»» от 08 мая 2019 г.;

- копией паспорта ФИО.

Достоверность указанных выше письменных доказательств у суда сомнений не вызывают, так как они последовательны, не противоречивы, согласуются между собой.

Факт утечки персональных данных работников ОАО «Наименование» является обработкой персональных данных, несовместимых с целями сбора персональных данных, что в настоящем случае образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ.

То обстоятельство, что обработка (распространение) персональных данных связана с несанкционированным доступом к данным о работниках ОАО «Наименование», не имеет значения для квалификации содеянного по ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушений по ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу первого заместителя начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» ФИО в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст.1.5  КоАП РФ, не нарушена.

Наименование заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях первого заместителя начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» ФИО состава административного правонарушения, предусмотренного с.1 ст.13.11 КоАП РФ.

Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.

При рассмотрении дела данные требования закона выполнены надлежащим образом.

Вопреки доводам жалобы юридически значимые обстоятельства дела установлены верно.

Согласно п.18 приказа «О распределении функциональных обязанностей между начальником Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование», его заместителями и начальником Управления «Пресс-службы»» № ЦОС-6 от 08 мая 2019, первый заместитель начальника Департамента - ФИО несет ответственность за организацию персональных данных ОАО «Наименование». Объективная сторона правонарушений по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

Срок привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ в данном деле не нарушен, составляет 1 год.

Доводы жалобы иного вывода по делу не влекут по приведенным выше основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Басманного районного суда адрес от  16 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица – первого заместителя начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Наименование» ФИО оставить без изменения – жалобу без удовлетворения.

 

Судья

Московского городского суда                                                     фио

Источник: https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/review-not-yet/details/d4ad1bc0-4afd-11ee-9542-a1a494ed68c7?codex=13.11&formType=fullForm 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Московский городской суд
Судья
Моргасов М.М.
Дата решения
2023-10-11
Категории
Разглашение
Неожиданные решения
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение персональных данных жильцов в подъезде многоквартирного жилого дома

Отсутствие возможности выражения согласия на обработку персональных данных пользователей на сайте образовательного учреждения

Ненадлежащая сохранность макулатуры

Размещение дополнительного соглашения в сети "Интернет", содержащего персональные данные работника

В школе получены сведения о судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении педагога без письменного согласия

Использование записи с камер видеонаблюдения для установления личностей сотрудников для проведения служебной проверки

Размещение персональных данных субъекта при входе в подъезд жилого дома

Предоставление служащим персональных данных бывшей супруги

На свалке обнаружены документы c персональными данными абонентов

Направление квитанций жильцам в незакрытом виде

Размещение в ГИС ЖКХ в общедоступном просмотре персональных данных

Обработка персональных данных пациентов без их письменного согласия

Направление потребителям услуг квитанций в открытом виде

Использование адреса электронной почты при направлении обращения заявителю

Наличие в сети "Интернет" базы данных оператора, содержащей персональные данные пользователей сайта