Судебная практика

Дело № 5-297/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«19» июня 2017 года                                                        г. Горняк                                                                            

 Мировой судья судебного участка №2 Локтевского района Алтайского края Кашкаров Д.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении  в отношении ФИО, родившейся <ДАТА2> в р.п. Благовещенка <АДРЕС> района <АДРЕС> края проживающей в п. <АДРЕС> района <АДРЕС> края по ул. <АДРЕС> 28-1,

УСТАНОВИЛ:

 прокуратурой Локтевского районапо заявлению <ФИО1> от 27.04.2017 проверена законность и обоснованность использования  ФИО документов содержащих персональные данные граждан. Установлено, что <ФИО1> с 2013-2015 г.г. работала <ОБЕЗЛИЧЕНО>» в должности контролер-кассир (принимала платежи от населения за тепло- водоснабжение, в тоже самое время в данной организации в должности главного бухгалтера, работала ФИО  которая по роду своей деятельности имела доступ к персональным данным <ФИО1>, а именно: ксерокопия паспорта, СНИЛС, номер мобильного телефона. 23.04.2017 на номер телефона 8-961-976-34-69 принадлежащего <ФИО1> с 15:00 стали поступать звонки от кредитных организаций «Быстроденьги»; Веббанкир»; «Турбозайм»; «Тинькофф банк» и д.р., с предварительно одобренной заявкой на получение кредита в размере 25 000 рублей. Кроме того, установлено, что заявки на получения кредита направлены ФИО с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в кредитную организацию «Быстроденьги» для получения кредита <ФИО1> В соответствии с п.п. 1,2, ч.1, ст.3 Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (далее закона) потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования; заемщик - физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем). Согласно п.3, ч.4, ст.5 Закона кредитором в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") должна размещаться следующая информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа): сроки рассмотрения оформленного заемщиком заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) и принятия кредитором решения относительно этого заявления, а также перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, в том числе для оценки кредитоспособности заемщика. При приходе на  сайт микрофинансовой организации «Быстроденьги»  в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" [Электронный ресурс] URL: https://form.bistrodengi.ru/, установлено, что для заполнения заявки при получении кредита необходимо предоставить следующую информацию: Личные данный: ФИО (полностью); серия и номер паспорта; мобильный телефон; Сведения о работе: название организации; должность; телефон организации; адрес организации.

 Согласно п.п.1,2,3 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» (далее Закон) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу; оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, передачу (распространение, предоставление, доступ). То есть, ФИО будучи непосредственным руководителем <ФИО1> осуществляла свои законные полномочия, приняв от её персональные данные, выступает оператором таковых. В силу ч.1 ст.6 Закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Использовать свои персональные данные ФИО  для подачи заявки в кредитные организации  <ФИО1> не давала.  Сбор, и предоставление информации ФИО при подаче заявки в микрофинансовую организацию «Быстроденьги», для оформления кредита на имя <ФИО1>  содержащую персональные данные (ФИО, дату рождения,  паспортные данные), без согласия последней повлекло нарушение прав <ФИО1> В силу ч. 1 ст. 24 Закона  лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ  - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).  Конституция Российской Федерации допускает возможность установления отдельным категориям сведений специального статуса, в том числе режима ограничения свободы доступа к ней со стороны граждан и организаций (статьи 23 и 24). Для сведений частной жизни, а также конфиденциальным сведениям, связанным со служебной, коммерческой и профессиональной деятельностью, установлен особый правовой режим доступа к ним. В соответствии со ст. 7 Закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Предоставление таких сведений третьим лицам, в том числе микрофинансовым организациям, без соответствующего согласия субъекта персональных данных является незаконным.  В данном случае предоставление информации ФИО при подаче заявки в микрофинансовую организацию «Быстроденьги», для оформления кредита на имя <ФИО1> содержащую персональные данные  без согласия субъекта персональных данных (<ФИО1>),  образует указанный состав административного правонарушения.     Местом совершения названных административных правонарушений является п. <АДРЕС> района <АДРЕС> края, датой их совершения  - <ДАТА4> (время обработки персональных микрофинансовой организацию «Быстроденьги»). Ответственность  за совершение указанных правонарушений должна нести ФИО, поскольку она имея доступ указанным персональным данным, направила указанные сведения в микрофинансовую организацию «Быстроденьги», что подтверждается объяснениями <ФИО1>, <ФИО2>, ФИО, приказом о приеме на работу ФИО, детализацией смс сообщений номера телефона 8-961-976-34-69 принадлежащего <ФИО1>.    

 Административное порицание необходимо для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Вина ФИО в совершении указанных правонарушениях подтверждается копиями: объяснениями <ФИО1>, <ФИО2>, ФИО, приказом о приеме на работу ФИО, детализацией смс сообщений номера телефона 8-961-976-34-69 принадлежащего <ФИО1>.                  

 Будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства ФИО в суд не явилась, заявлений, ходатайств об уважительности неявки в судебное заседание не представила, в связи с чем суд определил, продолжить с судебное разбирательство в её отсутствии, что не противоречит требованиям ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.

 Допрошенная в судебном заседании как лицо потерпевшее от правонарушения <ФИО1>, показала, что с ФИО знакома по работе, где последняя была её начальником, знала её личные данные, после появления проблем в организации связанной с недостачами, ФИО настойчиво стала предлагать ей доложить часть недостающих денежных средств в размере 24 тыс. руб., оформив на них заем в организации «Тинькофф Банк», на что <ФИО1>, заведомо зная что ей будет отказано в выдаче кредита дала согласие. ФИО получив от <ФИО1> необходимые личные данные для оформления кредита в «Тинькофф Банк» убедилась что кредит <ФИО3> не выдают, без получения какого-либо согласия <ФИО1> стала использовать личные данные последней для получения денежного займа путем доведения важных личных данных <ФИО1> до сведения микрофинансовой организации «Быстроденьги», откуда в день указанный прокурором ей поступили сведения об одобрении поданной ей заявки на получение денежных средств на определенных условиях - до 25 тыс. руб., без получения согласия от <ФИО1> на использование её личных данных у данной микрофинансовой организации, чем нарушены её права. <ФИО1> поясняет, что кроме использования её личных данных для оформления заявки на получение кредита в «Тинькофф Банк» она ФИО согласие на дальнейшее использование своих личных данных не давала. ФИО ей угрожала использовать её личные данные с целью получения необходимых ей денежных средств независимо от её волеизъявления, она боится что в настоящее время ФИО оформит на неё какой-либо кредит где бы то ни было, а она будет потом обязана за него рассчитаться.

 Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля <ФИО2> подтвердила настойчивые попытки ФИО заставить <ФИО1> оформить на себя любой кредит для последующей передачи ей денежных средств для урегулирования финансовых вопросов, на что <ФИО1> отвечала ФИО отказом. Она знает что <ФИО1> не давала согласие на использование своих личных данных для получения кредита в микрофинансовой организации «Быстроденьги», считает действия ФИО противозаконными, была очевидцем того, что ФИО угрожала <ФИО1> что используя её личные данные самостоятельно оформит на неё денежный заем для внесения требуемых денежных средств, независимо от волеизъявления <ФИО1>, устроит ей проблемы в жизни.

 В судебном заседании прокурор поддержал постановление в полном объеме, пояснил что прокурорской проверкой достоверно установлено, что, как того требует действующее законодательство, <ФИО1> согласие ФИО на размещение её личных данных при оформлении  заявки на получение кредита в микрофинансовой организации «Быстроденьги» не давала, чем совершила вменяемой ей правонарушение, что надлежащим образом установлено в судебном заседании, в т.ч. показаниями <ФИО1>, свидетеля <ФИО2>, данных в судебном заседании после разъяснения в т.ч. административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ последним, не доверять которым оснований у суда не имеется.

 В судебном заседании обозрены следующие материалы дела представленные прокурором: заявление <ФИО1> прокурору о незаконном использовании ФИО её личных персональных данных без её согласия для оформления кредита; детализация расходов, звонков в указанный в постановлении прокурора период телефона <ФИО1>; скриншоты сообщений ФИО <ФИО1> указывающие на принятие мер ФИО для истребования у потерпевшей персональных личных данных, оформление предварительного одобрения заявки микрофинансовой организации «Быстроденьги» до 25 тыс. руб., принятие мер ФИО для возложений кредитных обременений на <ФИО1>; светокопия паспорта <ФИО1>,  с указанием её персональных данных; скриншот листа для заполнения заявки на получение займа в микрофинансовой организации «Быстроденьги» с указанием необходимых полей для заполнения требующих внесения важных личных данных заявителя; объяснения свидетеля <ФИО4> подтвердившего факт наличия денежных проблем по работе, попытки истребования у <ФИО1> 24 тыс. руб. для покрытия недостачи, отсутствие осведомленности и истребования у последней её персональных данных для получения кредита; светокопия паспорта <ФИО4>, листа трудовой книжки; объяснение <ФИО1> указывающей на отсутствия дачи согласия ФИО на использование её персональных данных для получения кредита, наличии осведомленности об них у ФИО в силу прежних отношений подчиненности между ними; объяснение ФИО подтверждающее факт совершения вменяемого ей правонарушения; светокопия паспорта ФИО; светокопия принятия на работу ФИО, её трудовой книжки, скриншоты смс-сообщений направленных на истребование личной информации ФИО от <ФИО3>, письменные объяснения <ФИО2> подтвердившей факт разбирательства по денежным вопросам между ФИО, <ФИО1>, <ФИО4>, требованием ФИО взять кредит <ФИО1> на своё имя для устранения недостачи под угрозами; светокопия паспорта <ФИО2>; выписка из ЕГРЮЛ на Микрофинансовую компанию «Быстроденьги»; платежные реквизиты прокуратуры.

 Суд, выслушав участников процесса, оценивая на основе внутреннего убеждения представленные доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему выводу.

 Суд соглашается с преведенным прокурором нормативным обоснованием использования важных личных персональных данных для получения заемных денежных средств у кредитных организаций (в т.ч. для получения потребительских кредитов направленных для удовлетворения личных потребностей заемщика действующего по своей воле).

 В силу статьи первой Федерального закона «О персональным данных» Законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. В соответствии со статьей второй Закона его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Согласно статье третей  Закона в целях настоящего Федерального закона используются, в т.ч.  следующие основные понятия: 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); 2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; 3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; 4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники; 5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц; 6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

 В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона «О персональных данных» только субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, свободно, своей волей и в своем интересе. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в п.п.2-11 ч.1 ст.6, ч.2 ст.10 и ч.2 ст.11 Федерального закона «О персональных данных», возлагается на оператора. Согласно ст.7 Закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.1 ст.24 Закона лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно пункта первого Перечня к таким сведениям относятся сведения о фактах,событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность  (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. Согласно п.15 Постановления Пленума ВС РФ от <ДАТА6> N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" на специальную охрану тайны указывается, например, в т.ч. и в Федеральном законе  "О персональных данных". Статьей 6 Закона «О персональных данных» предусмотрены случаи, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.  

 Сложившаяся по настоящему делу ситуация под установленный законодательством подобные случаи не подпадает, сведений как того требует закон (в определенном порядке) на распространение (использование) персональных данных <ФИО1> ФИО не давала, соответствующие доказательства отсутствуют. Напротив <ФИО1>, свидетель <ФИО2> последовательно, после разъяснения необходимых процессуальных прав и обязанностей, в т.ч. административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ последовательно указывали на отсутствие дачи согласия на распространение  (использование) персональных данных <ФИО1> для получения займов в микрофинсовой организации «Быстроденьги» выдающей денежные средства заявителем после оформления последними соответствующей заявки, без использования персональных данных заполнить которую не возможно. Суд отмечает, что данные показание не противоречат собранным иным документам обозренным в судебном заседании, в т.ч. скриншотами страниц смс-переписки указывающих на принятие ФИО мер для получения персональных данных <ФИО1> . 

 При этом суд, выраженное несогласие с вынесенным прокурором постановлением, не может положить в основу принимаемого судом решения по существу рассматриваемого административного правонарушения, расценивая данное как желание ФИО избежать привлечения к административной ответственности - избранный способ защиты, не усматривая оснований для прекращения настоящего дела об административном правонарушении при установленных в судебном заседании объективных обстоятельствах произошедшего.

 Статья 13.11 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), и носит универсальный характер по охране правоотношений, в которых используются персональные данные, по которой, по мнению суда и надлежит квалифицировать действия  привлекаемого к административной ответственности.

 Каких-либо иных доводов, значимых для разрешения настоящего дела, доказательств опровергающих установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствующих о допущенном ФИО использовании персональных данных <ФИО1> вопреки требованиям действующего законодательства регулирующую работу с персональными данными,  и позволяющих принять суду решение о прекращении административного дела, лицом привлекаемом к административной ответственности не представлено.

 Судом обстоятельств свидетельствующих о возможности освобождения ФИО от административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ не усматривается, поскольку исходя из специфики данных правоотношений, конкретных обстоятельствах совершения вменяемого ФИО правонарушения, возможности наступления негативных последствий для потерпевшей и членов её семьи,  не может быть отнесено к категории не представляющей существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, с учетом правовой позиции изложенной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 Прокурором данных о наличии фактов привлечения  ФИО  в срок предусмотренный ст.4.6 КоАП РФ за совершение однородных правонарушений, не представлено.

 Срок привлечения лица к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

 При разрешении вопроса о виде и размере наказания ФИО, суд признает и учитывает характер совершенного правонарушения, относящегося к административным правонарушениям в области связи и информации, личность виновной, ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекавшейся, её имущественное положение;  отсутствии смягчающих, отягчающих административную ответственность обстоятельств по настоящему делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. ст. 3.5, 4.2, 29.10, 29.11, 32.2, ст. 13.11 Кодекса РФ “Об административных правонарушениях”, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

 ФИО признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ и  подвергнуть наказанию в виде предупреждения.

   Настоящее постановление может быть обжаловано в Локтевский районный суд в течение 10 суток со дня вручения постановления.

Мировой судья                                                 Д.В. Кашкаров

Источник:http://lokt2.alt.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=53738791&case_number=41570198&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка №2 Локтевского района Алтайского края
Судья
Кашкаров Д.В.
Дата решения
2017-06-19
Категории
Согласие
Предоставление
Другие дела из подобных
категорий:

Обработка специальной категории персональных данных работников и соискателей без их письменного согласия

Содержание письменных заявление (согласий) родителей  на обработку персональных данных несовершеннолетних, поступающих на обучение в 1 класс, не соответствует требованиям законодательства

Обработка персональных данных учащихся без письменного согласия законных представителей

Направление обращения в следственное управление, содержащего персональные данные третьего дица

Распространение в СМИ персональных данных несовершеннолетнего

Письменные согласия, полученные от пользователей Библиотеки не отвечают требованиям в ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ

Размещение на доске почета персональных данных без согласия

Предоставление характеристики третьему лицу

Форма согласия, размещение приказа о зачислении на стенде

В письменных согласиях родителей отсутствуют сведения об адресе проживания и паспорте; ненадлежащее хранение личных дел

Множество нарушений федерального закона «О персональных данных»

Размещение персональных данных гражданина на интернет-страницах без его согласия

Размещение на стенде учебного корпуса фотографий лучших учащихся с указанием их персональных данных без их согласия

Предоставление заведующей МДОУ сотруднику полиции копии персональных данных воспитанника

Отсутствие необходимых документов, согласий