Судебная практика

Дело № 5-168/19-6

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

28 февраля 2019 года

      

Мировой судья судебного участка № 6 в г. Смоленске Власов А.Н.,

с участием помощника прокурора <АДРЕС> транспортной прокуратуры Смородина <ФИО1>,

лица, в отношении которого ведется административное производство: ˂ФИО˃,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении заведующего <АДРЕС> (далее <ОБЕЗЛИЧЕНО> ˂ФИО˃ <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, гражданки России, зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>,       

у с т а н о в и л :

     ˂ФИО˃, являясь должностным лицом, заведующим  <ОБЕЗЛИЧЕНО> нарушила ст. 9, ст. 18.1 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О персональных данных» - осуществила обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст.13.11 КоАП РФ.

Представитель <АДРЕС> транспортной прокуратуры ˂ФИО˃ поддержал доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА4> Просил назначить минимальное наказание по статье.

В судебном заседании заведующий  <ОБЕЗЛИЧЕНО> ˂ФИО˃ вину в совершении правонарушения признала полностью, с протоколом об административном правонарушении согласилась, пояснив, что на сегодняшний момент все нарушения устраняются. В частности, отобраны новые согласия на обработку персональных данных с родителей воспитанников, отвечающие всем требования закона; сайт детского сада приведен в соответствии с действующим законодательством. Просила учесть привлечение к административной ответственности впервые.

Рассмотрев представленные материалы дела об административном правонарушении, мировой судья находит правонарушение установленным, а вину ˂ФИО˃ в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11 КоАП РФ, доказанной.

 В судебном заседании установлено, что <ДАТА5> <АДРЕС> транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о персональных данных в рамках использования информационно-телекоммуникационных сетей, в результате которой выявлены нарушения в <ОБЕЗЛИЧЕНО> зарегистрированном и расположенном по адресу: <АДРЕС>.

Представленные в ходе проверки согласия законных представителей обучающихся детского сада, а также работников данного учреждения на обработку данных в виде фото и видео изображений путем размещения в сети «Интернет» на официальном сайте детского сайта не соответствует требованиям, установленным ч.4 ст.9 Закона, а именно в нарушении п.п. 3,8 ч.4 ст.9 Закона, не указан адрес оператора, срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва. Кроме того в имеющихся согласия, работников детского сада в перечень действий с персональными данными не включено размещение персональных данных на официальном сайте учреждения, что является нарушением п.7 ч.4 ст.9 закона.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от <ДАТА6> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация и ее должностные лица в соответствии с ч.7 ст.28 названного Закона несут административную ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами, регулируются Федеральным законом от <ДАТА7> <НОМЕР> «О персональных данных» (далее Закон).

В соответствии со ст.3 Закона персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В соответствии со ст. 7 Закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 3 ст. 3 Закона обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Частью 1 ст. 9 Закона установлено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Частью 4 ст. 9 Закона закреплено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Также в части 4 ст. 9 Закона установлены реквизиты, обязательные при письменном соглашении об обработке персональных данных.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.

В соответствии со ст. 87 Трудового кодекса Российской Федерации порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов.

Между тем, вопреки указанным выше нормам закона, по состоянию на <ДАТА8>, на официальном сайте <ОБЕЗЛИЧЕНО> имеющим URL адрес: ˂Ссылка на официальный сайт˃, размещены персональные данные работников указанного учреждения в виде их фотографий с указанием фамилий, имен, отчеств, занимаемых должностях и образовании, а также персональные данные в виде фотографий воспитанников образовательного учреждения, в том числе тех, которые на момент проверки не проходят обучение.  Письменные согласия законных представителей обучающихся детского сада, а также работников образовательного учреждения на обработку персональных данных в виде фото и видео изображений путем размещения в сети «Интернет» на официальном сайте детского сада не соответствует требованиям, установленным ч.4 ст.9 Закона, а именно в изученных согласиях не указан адрес оператора, срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва. Кроме того, в имеющихся согласиях работников детского сада, в перечень действий не включено размещение персональных данных на официальном сайте учреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет назначение административного наказания.

Из толкования приведенных норм применительно к диспозиции части 2 статьи 13.11 КоАП следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного названной статьей Кодекса, образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного законом требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно приказу ˂Должность˃ ˂Наименование организации˃ от <ДАТА9> <НОМЕР> ˂ФИО˃ принята на должность заведующим <ОБЕЗЛИЧЕНО>

 Согласно п.74 Устава <ОБЕЗЛИЧЕНО> заведующий учреждением несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работы и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения.

Вина ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ - обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных - подтверждается актом осмотра сайта от <ДАТА8>, объяснениями директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> ˂ФИО˃ от <ДАТА10>, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА10>  и другими письменными материалами дела.

Таким образом, в действиях ˂ФИО˃ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного  ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, а именно - обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

К обстоятельствам, смягчающими административную ответственность, мировой судья относит признание ˂ФИО˃ своей вины, раскаяние в содеянном; оперативное принятие мер к устранению выявленного недостатка.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность по делу не установлено.

Поскольку данное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), совершено должностным лицом - заведующим <ОБЕЗЛИЧЕНО> впервые и оно не повлекло последствий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а также не отнесено к перечню нарушений, изложенных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.  

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.5. - 29.10. КоАП РФ, мировой судья

                  п о с т а н о в и л:

Признать должностное лицо - заведующего <ОБЕЗЛИЧЕНО> ˂ФИО˃ <ФИО2> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.13.11 КоАП РФ и подвергнуть ее административному наказанию в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> через мирового судью судебного участка № 6 в г. Смоленске в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Мировой судья                                                 Власов А.Н.

Источник: http://6.sml.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=13911010&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 6 в г. Смоленск
Судья
Власов А.Н.
Дата решения
2019-02-28
Категории
Сайт
Работники
Учащиеся
Распространение
Неожиданные решения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Видеокамера, расположенная на соседнем участке захватывает территорию субъекта

Письменная форма согласия работника не соответствует ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"

Отсутствие согласий работников и локального акта, регламентирующего обработку персональных данных

Размещение на сайте информацию о номерах телефонов депутатов поселкового совета

Нарушения при обработке персональных данных работников

Размещение на стендах в подъездах домов проекта решения общего собрания собственников, содержащего персональные данные председателя общего собрания

Поручение обработки без согласия работников

Не приняты меры, необходимые для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством

Размещение персональных данных в сети "ВКонтакте"

Неопубликование на сайте политики при сборе данных

Отсутствие в согласии адреса оператора, получающего согласие субъекта персональных данных, наименования и адреса лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора

Несоблюдение фз "О персональных данных"

Отсутствие политики в отношении персональных данных на сайте

Пост с раскрытием персональных данных в социальной сети

Предоставление персональных данных члена ТСЖ третьему лицу