ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Самара «24» декабря 2020 года
Мировой судья судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области Дяченко В.А., с участием представителя прокуратуры Самарского района г. Самары ФИО., рассмотрев в открытом судебном заседании дело<НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Название», ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, юридический адрес: <АДРЕС>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя прокурора Самарского района г. Самары от 01.12.2020 года юридическому лицу - ООО «Название» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: 27.11.2020 года в ходе прокурорской проверки выявлено, что ООО «Название» осуществляет деятельность, связанную с обработкой персональных данных жителей МКД и работников, при этом, не состоит в реестре операторов персональных данных, чем нарушены требования ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от 27.07.2006 года за №152-ФЗ «О персональных данных».
Указанное постановление, а также иные материалы дела направлены на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области. В судебном заседании представитель прокуратуры Самарского района г. Самары - помощник прокурора ФИО постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от <ДАТА2> в отношении ООО «Название» поддержала по изложенным в таком постановлении основаниям.
Законный представитель либо защитник привлекаемого к административной ответственности юридического лица ООО «Название» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по указанному в протоколе об административном правонарушении адресу, почтовым оправлением разряда «судебное», при этом, имела место неудачная попытка вручения и судебное извещение возвращено отправителю за истечением срока хранения.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВС РФ №5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное».
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Учитывая, что ходатайство об отложении рассмотрения дела от ООО «Название» не поступало, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом деяния, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных должна осуществляться в соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных. На основании ст.7 указанного Федерального закона, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, установлена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела мировым судьёй, в ходе проведения проверкипрокуратурой <АДРЕС> района г. <АДРЕС> установлено, что <ДАТА3> ООО «Название» по адресу: <АДРЕС>, осуществляется деятельность, связанная с обработкой персональных данных жителей МКД и работников, а именно: в системе ГИС ЖКХ в общем доступе размещены персональные данные <ФИО1> и <ФИО2> (паспортные данные: серия, номер, дата и орган, выдавшие паспорт, ФИО указанных лиц), содержащиеся в размещенных на указанном ресурсе прикрепленных текстах договоров на содержание и техническое обслуживание имущества многоквартирного дома, при этом, ООО «Название» не состоит в реестре операторов персональных данных, чем нарушены требования ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от <ДАТА4> за <НОМЕР> «О персональных данных».
Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Факт совершения ООО «Название» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, установлен и подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением заместителя прокурора Самарского района г. Самары о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.12.2020 года; - решением о проведении проверки от 27.11.2020 года; - актом проверки юридического лица от 27.11.2020 года; - сведениями из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Название»; - выпиской из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных по состоянию на <ДАТА8> года;
- скриншотами с сайта ГИС ЖКХ;
- копиями договоров, содержащих персональные данные <ФИО1> и <ФИО2>, другими материалами дела.
Оценивая собранные по делу доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Название» состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ, поскольку последним допущена обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния при изложенных выше обстоятельствах.
Доказательства соблюдения Обществом требований ст. ст. 3, 6, 22 ФЗ РФ от 27.07.2006 года за № 152-ФЗ «О персональных данных» в материалах дела отсутствуют. Таким образом, исследовав материалы дела, судья полагает, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены. Доказательства, собранные по делу являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности ООО «Название» в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истекли.
Мировой судья, обсуждая вопрос об административном наказании, отмечает следующее. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерностии индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
К смягчающим ответственность обстоятельствам мировой судья относит признание вины в содеянном.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность судом не установлено.
Оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1, а также ст. 4.1.1 КоАП РФ, не усматриваю.
Таким образом, принимая во внимание характер правонарушения, установленные по делу обстоятельства, имущественное и финансовое положение юридического лица, ранее ООО «Название» не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, и с учетом конкретных обстоятельств дела, наличия смягчающих обстоятельств и отсутствия обстоятельств отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о необходимости назначения наказания ООО «Название» в виде предупреждения, то есть минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.
Оснований для освобождения лица от административной ответственности и наказания, а равно и прекращения производства по делу, в том числе и по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Название» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области.
Мировой судья подпись В.А. Дяченко
Копия верна:
Мировой судья <ФИО3>
Источник: http://41.sam.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=103227347&case_number=103015972&delo_id=1500001
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Обработка ФГУП "Почта России" персональных данных гражданки в случаях, не предусмотренных законом
Неактуальный перечень лиц, допущенных к обработке персональных данных
Видеонаблюдение за придомовой территорией многоквартирного дома
Размещение персональных данных жильцов в подъезде многоквартирного жилого дома
Обработка персональных данных работников в объеме, превышающем допустимый
Размещение на портале ГИС ЖКХ данных собственника МКД
Передача персональных данных воспитанников и их родителей без согласия
Обработка персональных данных управляющей компанией
Размещение на сайте Оператора документов, содержащих персональные данные субъектов
Разглашение информации путем направления по почте
Рассылка писем по электронной почте
Размещение в мессенджере WhatsApp фотографии жалобы, поданной председателю СНТ