Судебная практика

РЕШЕНИЕ

 

25 июня 2018 г.                                                            с. Енотаевка                                                                                                         

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Стародубовой М.А.,

с участием помощника прокурора Енотаевского района Астраханской области ФИО,

рассмотрев жалобу Фамилия Имя Отчество на не вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №2 Енотаевского района Астраханской области от 22 мая 2018 года, вынесенное в отношении ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №2 Енотаевского района Астраханской области от 22 мая 2018 года ФИО  признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12000 (двенадцати тысяч) рублей.

На данное постановление ФИО принесена жалоба, в которой он просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В своей жалобе указывает, что если гражданин состоит в договорных отношениях по предоставлению ему жилищно-коммунальных услуг, то лицу, исполняющему такой договор и получающему в связи с таким договором плату граждан, не требуется согласия граждан на обработку их персональных данных, поскольку обработка таких данных производится в целях исполнения договора с гражданином; считает, что он не является должностным лицом, так как не наделен организационно-распорядительными полномочиями; о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении он не извещался ни по месту работы, ни по месту жительства. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении датировано 07 марта 2018 г, но составлено лишь 03 апреля 2018 г., о чем свидетельствует объяснение Т.О.Н.; Ш.Н.А. в своей жалобе просила провести проверку законности и обоснованности начисления платы за потребление коммунальной услуги в сфере обращения с отходами производства, прокурором района вынесено решение о проведении проверки, кроме того, и законодательства о персональных данных, о чем вопрос в жалобе не ставился, таким образом прокурор Енотаевского района вышел за рамки проверки по жалобе заявителя. Согласно п.п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона №152-ФЗ «О персональных данных» в случае обработки персональных данных в целях исполнения договора, согласия субъекта персональных данных не требуется. Согласно ч. 16 ст. 155 ЖК РФ передача и обработка персональных данных граждан (собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений) на основании заключенного договора, в целях оказания услуг по осуществлению расчетов, не требует согласия указанных лиц. Постановление прокурора от 07.03.2018 вынесено в отношении Должность Енотаевского подразделения ООО «ЭкоЦентр» ФИО, а решение о проведении проверки направлено в Астраханский филиал ООО «ЭкоЦентр», т.е. юридическому лицу ООО «ЭкоЦентр» не было известно о проводимой проверке, так как филиал и представительства не являются юридическими лицами. Кроме того, Ш.Н.А. совершены конклюдентные действия при обращении в обособленное подразделение Енотаевского района ООО «Эко Центр» за перерасчетом и последующей оплаты за услуги по обращению с ТКО, в связи с чем, были внесены в базу данных паспортные данные, предоставленные непосредственно заявителем.

В судебном заседании ФИО, его представитель К.Э.Г. поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям.

Выслушав ФИО, К.Э.Г., изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".

Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии с ч. 1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного
документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа
и выдавшем его органе; 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 4) цель обработки персональных данных; 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9) подпись субъекта персональных данных.

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, получение оператором от субъекта согласия на обработку персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме является обязательным.

Согласно п. 3 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 м части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Кроме того, согласно ст. 7 ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, постановлением прокурора Енотаевского района Астраханской области от 07 марта 2018 г. в отношении Должность Енотаевского подразделения ООО «ЭкоЦентр» ФИО возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному постановлению прокуратурой Енотаевского района Астраханской области в Енотаевском подразделении ООО «ЭкоЦентр» проведена проверка соблюдения законодательства о персональных данных, в ходе которой установлено, что ООО «ЭкоЦентр» является оператором, осуществляющим обработку персональных данных. В ходе проверки электронной базы данных ООО «ЭкоЦентр» установлено наличие информации на Ш.Н.А. с указанием фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, количества проживающих лиц по данному адресу. 07 февраля 2018 г. в прокуратуру района обратилась Ш.Н.А. с заявлением о незаконном начислении ООО «ЭкоЦентр» платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов. В ходе дачи объяснения Ш.Н.А. пояснила, что договор с ООО «ЭкоЦентр» по вывозу твердых коммунальных отходов в письменной форме не заключала, в феврале 2018 г. сотрудником Енотаевского подразделения ООО «ЭкоЦентр» персональные данные Ш.Н.А. внесены в электронную базу данных без какого-либо согласия последней, в связи с чем, считает, что ее права нарушены и просит провести проверку, в том числе по данному факту. В ходе проверки 06.03.2018 г. в Енотаевском подразделении ООО «ЭкоЦентр» установлено отсутствие согласия Ш.Н.А. на обработку ее персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Таким образом, в Енотаевском подразделении ООО «ЭкоЦентр» обрабатываются и хранятся персональные данные Ш.Н.А. без согласия, выраженного в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, что является нарушением принципов и правил обработки персональных данных. Кроме того, согласно представленным Ш.Н.А. копиям платежных уведомлений за периоды июль-октябрь 2017 г. и июль 2017 г. - январь 2018 г. заявителю начислена плата за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов в размере 1172,62 рублей и 2066,50 рублей. Данные сведения указанные в платежных уведомлениях, в том виде, в котором они подлежат распространению среди потребителей коммунальной услуги, не защищены от доступа третьих лиц. Таким образом, в действиях руководителя Енотаевского подразделения ООО «ЭкоЦентр» ФИО усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из постановления мирового судьи судебного участка №2 Енотаевского района Астраханской области от 22 мая 2018 г. следует, что в Енотаевском подразделении ООО «ЭкоЦентр» обрабатываются и хранятся персональные данные Ш.Н.А. без согласия, выраженного в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, что является нарушением принципов и правил обработки персональных данных.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1 - 6), заявлением Ш.Н.А. (л.д. 8), уведомлениями ООО «ЭкоЦентр» в адрес Ш.Н.А. (л.д.9-10), объяснением Ш.Н.А. (л.д.11-12), уведомлением о проведении проверки (л.д.16), решением о проведении проверки в Енотаевском подразделении ООО «ЭкоЦентр», актом проверки (л.д.18-19) и иными материалами дела, которые оценены судом первой инстанции по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, выводы мирового судьи о совершении ФИО административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствуют требованиям закона.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления мирового судьи, вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела не допущено, нормы материального права применены правильно.

Доводы жалобы ФИО суд считает несостоятельными, высказанными вопреки установленным обстоятельствам, требованиям закона.

На момент обращения с жалобой Ш.Н.А. договор на вывоз мусора с ООО «ЭкоЦентр» не заключала. Однако на момент проверки электронная база данных ООО «ЭкоЦентр» содержит информацию о ее персональных данных. В своем объяснении Ш.Н.А. пояснила, что согласия на обработку ее персональных данных сотрудникам Енотаевского подразделения ООО «ЭкоЦентр» не давала. Не имеется такового согласия, выраженного в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме в Енотаевском подразделении ООО «ЭкоЦентр».

Административной ответственности согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе, являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ФИО от подписи в постановлении, как и получении его копии, отказался, таким образом, его права не нарушены.

Постановление мирового судьи содержит указание на время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения.

Постановление о привлечении ФИО к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену постановления мирового судьи, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №2 Енотаевского района Астраханской области от 22 мая 2018 г., вынесенное в отношении Фамилия, имя, отчество по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО - без удовлетворения.

 

Судья Н.С. Кузнецова

Источник: https://enotaevsky--ast.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=20870930&delo_id=1502001&new=0&text_number=1

Информация по делу
Статьи
ч.2 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №2 Енотаевского района Астраханской области
Судья
Кузнецова Н.С.
Дата решения
2018-06-25
Категории
Жильцы МКД
Неожиданные решения
Часть 2 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

На сайте размещены персональные данные учеников

Осуществление видеонаблюдения в многоквартирном жилом доме без согласия жильцов

Обработка персональных данных субъекта без его согласия в письменной форме

Обработка персональных данных пациента в отсутствие договора и согласия

Письменные согласия, полученные от пользователей Библиотеки не отвечают требованиям в ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ

Предоставление персональных данных субъектов в связи с рассмотрением иска

Отсутствие политики на сайте и возможности выражения согласия на обработку персональных данных пациента

Хранение материальных носителей, содержащих персональные данные в незапирающихся шкафах

Формирование квитанции с указанием персональных данных в отсутствие договорных отношений

Обработка организацией персональных данных граждан - потребителей коммунальных услуг, для изготовления квитанций

Расклейка объявлений в подъездах многоквартирных домов с указанием персональных данных жильцов

Обработка персональных данных родственников пайщиков

Обработка персональных данных собственников помещений в МКД после исключения дома из списков обслуживания

Сбор персональных данных посредством сайта без согласия

Передача персональных данных работников без их письменного согласия согласия, несоответствие формы согласия закону