Судебная практика

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                       Дело № А70-18605/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Беловой Л.В., Шабановой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств
видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи ФИО рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Наименование» на решение от 13.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 16.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Грязникова А.С., Иванова Н.Е.) по делу № А70-18605/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Наименование» (627016, Тюменская область, город Ялуторовск, улица Луговая, 57, ИНН 7207009796, ОГРН 1077207000023) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (625003, город Тюмень, улица Республики, 12, ИНН 7202127274, ОГРН 1047200609213) о признании незаконным бездействия по аннулированию записи в реестре операторов, о признании недействительным приказа от 11.03.2014 № 119 в части.
 Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области (судья Артепалихина М.В.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью «Наименование» ФИО по доверенности от 05.02.2019.

С у д  у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Наименование» (далее по тексту - заявитель, общество, ООО «НАИМЕНОВАНИЕ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – заинтересованное лицо, управление, административный орган) о признании незаконным бездействия по аннулированию записи в реестре операторов, о признании недействительным приказа от 11.03.2014 № 119 в части.
 Решением от 13.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 16.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
 В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно -Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
 По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделаны ошибочные выводы об отсутствии у управления обязательств по проверке полномочий представителя и наличии у общества обязанности по направлению уведомлений об обработке персональных данных при сборе резюме  кандидатов на вакантные должности и информации о физических лицах, входящих в состав участников ООО «НАИМЕНОВАНИЕ».
 Административный орган в отзыве на кассационную жалобу ссылается
на законность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
 Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность
доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
 Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.03.2014 заместитель директора общества ФИО обратился в управление с уведомлением об обработке (намерении осуществлять обработку) персональных данных.
 В качестве срока или условия прекращения обработки данных в названном уведомлении была указана ликвидация юридического лица и изменение законодательства.
 На основании данного уведомления административным органом издан
приказ от 11.03.2014 № 119, в соответствии с которым ООО «Наименование» внесено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
 Письмами от 18.05.2018 и 14.06.2018 общество сообщило управлению
об отсутствии обязанности уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных и о том, что директор ООО «Наименование» не направлял уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных и не уполномочивал на это третьих лиц.
 В ответ на данные письма административный орган сообщил, что согласно уведомлению основанием для исключения из реестра операторов является ликвидация юридического лица и для решения вопроса об исключении сведений об операторе ООО «Наименование» из реестра  необходимо представить соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих условия исключения.
 Полагая, что бездействие управления по аннулированию записи в реестре операторов и приказ от 11.03.2014 № 119 в части включения общества в указанный реестр нарушают права и законные интересы общества, ООО «Наименование» обратилось в суд с соответствующим заявлением.
 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае незаконного бездействия административного
органа, а также оснований для признания оспариваемого приказа управления вынесенным с нарушением действующего законодательства.
 Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа
исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств
рассматриваемого спора.
 Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее по тексту - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее по тексту - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (часть 1 статьи 1 данного Закона; далее по тексту – Закон № 152-ФЗ).
 В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 152-ФЗ оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
 Согласно части 3 статьи 22 Закона № 152-ФЗ уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.
 Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными (часть 4 статьи 22 Закона № 152-ФЗ).
 Принимая во внимание, что уведомление об обработке персональных
данных, направленное обществом в административный орган 03.03.2014, заверено печатью общества и подписано лицом, сведения о котором содержались в Едином государственном реестре юридических лиц, суды правомерно отклонили доводы ООО «Наименование» об отсутствии у заинтересованного лица оснований для принятия такого уведомления и издания приказа о включении общества в реестр.
 Ссылка заявителя на то, что обработка персональных данных граждан, направивших резюме при устройстве на работу и физических лиц, входящих в состав участников ООО «Наименование», не требует включения в реестр, была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно признана несостоятельной.
 В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона № 152-ФЗ в случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.
 При этом согласно пункту 5.1 Методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.05.2017 № 94 (далее по тексту – Методические рекомендации) оператор считается прекратившим обработку персональных данных при наступлении следующих условий: ликвидация оператора; прекращение деятельности оператора в результате его реорганизации; аннулирование лицензий на осуществление лицензируемой деятельности оператора, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных; вступившее в законную силу решение суда о прекращении оператором обработки персональных данных; наступление для оператора срока или условия прекращения обработки персональных данных, указанных им в уведомлении.
 При поступлении в Роскомнадзор (ТО Роскомнадзора) заявления в реестр вносятся сведения о прекращении оператором обработки персональных данных. Информация о прекращении оператором обработки персональных данных, внесенная в реестр, размещается на официальном сайте и портале персональных данных Роскомнадзора (пункты 5.4, 5.5 Методических рекомендаций).
 Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявление с приложением документов, подтверждающих наличие предусмотренных пунктом 5.1 Методических рекомендаций условий исключения, обществом в адрес административного органа не направлялось.
 При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод об отсутствии у администрации правовых оснований для исключения сведений о заявители из реестра, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
 Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов
первой и апелляционной инстанций не опровергают, повторяют ранее
изложенные доводы, основаны на иной оценке доказательств по делу и
переоценке выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.
 Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
 Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей
288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
 Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

п о с т а н о в и л :

решение от 13.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу №А70-18605/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух
месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Н. Киричёк

Судьи                                                                         Л.В. Белова
                                                                                  Г.А. Шабанова

Источник: http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/5c048836-e145-4cb2-8e60-5ce676adb7bc/14fec5fe-edcc-47a4-a410-7ed30128507a/A70-18605-2018_20190813_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True .

Информация по делу
Статьи
Ст.22 ФЗ
Суд
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Судья
Киричёк Ю.Н.,Беловой Л.В., Шабановой Г.А.
Дата решения
2019-08-06
Категории
Уведомление
Обжалование решений Роскомнадзора
Другие дела из подобных
категорий:

Невыполнение требований законодательства при обработке персональных данных абонентов

Невыполнение оператором обязанности по уведомлению Роскомнадзора об изменениях сведений в Реестре операторов

Указание сведений в уведомлении об обработке не в полном объеме

В деятельности учреждения выявлены нарушения

Обработка персональных данных несовместимая с целями сбора персональных данных, а также без согласия

Ненаправление уведомления об обработке в уполномоченный орган

Невыполнение оператором обязанности по уведомлению уполномоченного органа об изменениях сведений в Реестре операторов

Жалоба на определение судьи

Осуществление обработки персональных данных банком без соблюдения принципов и правил, предусмотренных ФЗ "О персональных данных"

Ненадлежащее уведомление РКН заявитея

Оспаривание предписания в части

Обрабатываемые персональные данные не указаны в уведомлении

Видеофиксация хода судебного заседания без согласия участников судебного процесса

Нарушение требований законодательства РФ персональных данных

В ТСЖ не выполняются требования законодательства о персональных данных