Судебная практика

Дело № 5-283/15                                                                                                 КОПИЯ

Резолютивная часть постановления оглашена 29.05.2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Мурманск                                                             01 июня 2015 года

    Мировой судья судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Мурманска Матросова Оксана Петровна, и.о.мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г.Мурманска (г.Мурманск, проезд Ивана Халатина д.3), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ в отношении

<ФИО>, родившегося <ДАТА3> в <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>», проживающего и зарегистрированного в <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению и.о.прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска от 01.04.2015 <ФИО>, являясь генеральным директором Открытого акционерного общества «<ОБЕЗЛИЧЕНО> города Мурманска» (далее - ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>), допустил нарушение установленного Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) порядка сбора, хранения и использования информации о гражданине <ФИО1>. В частности, согласие на обработку персональных данных подписанное работником <ФИО1> <ДАТА5>, в нарушение ч.4 ст.9 Закона о персональных данных не содержит конкретное наименование и адрес оператора персональных данных, содержащийся в нем перечень персональных данных, на обработку которых <ФИО1> дает свое согласие, является открытым, и кроме того в нарушение ст.22.1 указанного Закона в ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не назначено лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных.

 Указанные действия <ФИО> образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ.

Помощник прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска <ФИО3> в судебном заседании поддержал постановление и.о. прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА4>.    

<ФИО> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Защитник <ФИО4>, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривала факты, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА4>, указав при этом, что о возможности субъекта персональных данных дополнить указанный перечень персональных данных было устно разъяснено проверяющим Управления Роскомнадзора по Мурманской области, которым было рекомендовано оставить свободные строки в перечне персональных данных. Что касается отсутствия лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организациях, то ст.22.1 Закона о персональных данных говорит о лицах, ответственных за организацию обработки персональных данных в организациях. В силу указания на возможную множественность лиц, ответственных за организацию обработки персональных данных, приказом генерального директора ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА7> <НОМЕР> назначены несколько ответственных лиц за организацию защиты персональных данных, в связи с чем оснований полагать, что имеется нарушение указанной статьи не имеется. Согласие <ФИО1> действительно не содержит указания на наименование и адрес оператора персональных данных, в связи с чем формально имеется нарушение ч.4 ст.9 Закона о персональных данных, однако идентификация оператора явствует из обстановки, в которой оформлялось согласие на обработку персональных данных. На основании изложенного просила применить положения ст.2.9 КоАП РФ и прекратить производство по делу в связи с малозначительною совершенного <ФИО> правонарушения.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

 В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

 При этом, обработка персональных данных представляет любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

 В соответствие со ст.6 Закона обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе (ч.1 ст.9).

 Согласно ч.4 ст.9 Закона о персональных данных согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку должно включать в себя в частности: наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных.

 В ходе проверки, проведенной в ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», было установлено, что согласие на обработку персональных данных, подписанное <ФИО1> <ДАТА5>, не содержит конкретное наименование и адрес оператора персональных данных, в нарушение п.5 ч.4 ст.9 Закона о персональных данных содержащийся в нем перечень персональных данных, на обработку которых <ФИО1> дает свое согласие, является открытым.

 В силу ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 В силу п.19.1 Устава ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», утвержденного решением Комитета имущественных отношений г.Мурманска от <ДАТА9> <НОМЕР>, руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор.

 Согласно выписке из ЕГРЮЛ и приказа <НОМЕР> от <ДАТА10> генеральным директором ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с <ДАТА10> является <ФИО>.

 Вина <ФИО> в совершении правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, подтверждается постановлением и.о.прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска от <ДАТА4>, копией письма Управления Роскомнадзора по Мурманской области от <ДАТА11> <НОМЕР>-03/51 о выявленных в результате проверки нарушений, копией приказа Управления Роскомнадзора по Мурманской области от <ДАТА12> <НОМЕР> о проведении плановой выездной проверки,  актом проверки от <ДАТА13>, копией согласия на обработку персональных данных работника ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО1> от <ДАТА5>,  копией Устава ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», копией и предписания об устранении выявленных нарушений, сообщением об устранении выявленных правонарушений и другими материалами дела.

 Вместе с тем, мировым судьей не усматривается состава указанного административного правонарушения в действиях <ФИО> в части указания в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА4> на отсутствие в ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.

 Статья 22.1 КоАП РФ говорит о лицах, ответственных за организацию обработки персональных данных в организациях. Согласно ч.1 указанной нормы оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. При этом, данная норма не предусматривает, что оператор должен назначить только одно лицо за организацию обработки персональных данных.

 Как следует из материалов дела, приказом генерального директора ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» ФИО от <ДАТА7> <НОМЕР> было назначено несколько ответственных лиц, ответственных за обеспечение безопасности и организации защиты персональных данных, то есть на момент проведения проверки указанные лица были назначены ФИО, в связи с чем оснований считать, что имело место нарушение ст.22.1 КоАП РФ с его стороны, не имеется.

 На основании изложенного, в указанной части производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Санкция ст.13.11 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

 При определении размера наказания <ФИО> мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, направленного против порядка управления, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.19.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:

 ФИО признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей, который подлежит зачислению на р/с 40101810000000010005 в Отделении Мурманск, г.Мурманск, КПП 519001001, ИНН 5191120087, БИК 044705001, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 47401000, получатель УФК по Мурманской области (Прокуратура Мурманской области).

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в части не назначения <ФИО> лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в ОАО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 В силу ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 Копию квитанции об уплате штрафа необходимо предоставить на судебный участок № 5 Ленинского судебного района г.Мурманска.

 В силу ч.2 ст.31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца, а с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.

В силу ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

 Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г.Мурманска в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Мировой судья:                                       подпись

Копия верна.Мировой судья:                                О.П.Матросова

Источник: http://5len.mrm.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=45815335&case_number=5-283/2015&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Мурманска
Судья
Матросова О.П.
Дата решения
2015-06-01
Категории
Работники
Согласие
Прекращение производства по делу
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение на сайте уполномоченного органа договора аренды земельного участка, содержащего персональные данные субъекта

Поручение обработки персональных данных без согласия жильцов

Выражение согласия путем заключения договора

Выражение согласия на сайте

Отсутствие политики на сайте, согласия субъекта

Обработка данных соискателя без согласия

Поручение обработки в сфере ЖКХ

Несоблюдение Оператором порядка обработки персональных данных работников, соискателей, уволенных работников

В Институте многочисленные нарушения ФЗ "О персональных данных", Постановления Правительства №687 от 15.09.2008

Отсутствие документов, подтверждающих ознакомление работников и их представителей с документами работодателя,  устанавливающими порядок хранения и использования персональных данных работников

Письменные согласия работников и воспитанников дошкольного учреждения не соответствуют законодательству о персональных данных

Приказ на сайте школы

Отсутствие политики на сайте управляющей компании

При оплате товара денежной купюрой достоинством 5000 рублей, продавец запросил персональные данные субъекта (фамилию, имя и отчество) для внесения в журнал и проставить свою подпись. Покупатель отказал, в связи с чем ему было отказано в приобретении товара

Передача персональных данных учащихся без согласия их законных представителей