Решение по административному делу
Дело <НОМЕР>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 мая 2017 г. Уфа
Мировой судья судебного участка № 7 по Ленинскому району г. Уфы Республики Башкортостан Лукманова Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-189/2017, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. Уфа, зарегистрированного и проживающего по адресу: г. Уфа, ул. <АДРЕС>, д.___, кв. __,
при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, личность удостоверена паспортом (права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснены, права понятны, ходатайств не поступило), помощника прокурора Ленинского района г. Уфы <ФИО>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением зам. прокурора Ленинского района г. Уфы <ФИО> в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО>» Каримова <ФИО4> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно материалам дела <АДРЕС> района по обращению врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ (далее - Управление Роскомнадзора по РБ) в период с <ДАТА3> по <ДАТА4> проведена проверка соблюдения НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» законодательства о персональных данных.
Установлено, что НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» зарегистрировано и располагается по адресу: ул. <АДРЕС>.
НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» утверждена типовая форма анкеты физического лица, с помощью которой осуществляется сбор персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также другие сведения).
Согласно ст. 3 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О персональных данных» персональными данными признается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Обработкой персональных данных признается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом положений настоящего Федерального закона.
В целях реализации данной нормы постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР> утверждено Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации (далее - Положение).
Подпунктом «а» п. 7 Положения предусмотрено, что типовая форма документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее - типовая форма), или связанные с ней документы должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.
Между тем, в период с <ДАТА7> по <ДАТА8> Управлением Роскомнадзора по РБ проведена плановая выездная проверка в отношении НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», в ходе которой установлено, что в нарушение пп. «а» п. 7 Положения по состоянию на <ДАТА8> типовая форма анкеты физического лица, утвержденного в НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», не содержала сведений о цели обработки персональных данных, наименование и адрес оператора, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.
Опрошенный в ходе проверки <ФИО4> пояснил, что состоит в должности заместителя исполнительного директора НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с <ДАТА9>, что подтверждается приказом от <ДАТА9> <НОМЕР>. Должностные обязанности регламентированы должностной инструкцией, утвержденной <ДАТА10> исполнительным директором НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Приказом исполнительного директора НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА11> <НОМЕР>/1 в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждены Правила внутреннего контроля. Приложением <НОМЕР> к Правилам внутреннего контроля является анкета физического лица.
В период с <ДАТА7> по <ДАТА8> Управлением Роскомнадзора по РБ проведена плановая выездная проверка в отношении НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Проверкой выявлены отсутствие в типовой форме анкеты физического лица отсутствие сведений о цели обработки персональных данных, наименование и адрес оператора, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных. По данному факту пояснил следующее. Сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, полученные в результате первичной идентификации и последующего их изучения, фиксируются в электронном виде с возможностью оформления печатной копии Анкеты клиента в программном обеспечении НПФ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» «iPension 8.80.001 релиз от 02.02.2017 Система автоматизации бэк-офиса негосударственного пенсионного фонда» (далее - Программный продукт) по ведению внутреннего персонифицированного учета застрахованных лиц, вкладчиков и участников. Разработчиком программного обеспечения является общество с ограниченной ответственностью «Обезличено» (сайт). При использовании сотрудниками Фонда программного продукта, позволяющего хранить и выводить на печать информацию о клиенте в объеме, установленном для Анкет клиента, подразделения Фонда осуществляют формирование и хранение Анкет клиента при помощи вышеупомянутого продукта. При переносе на бумажный носитель Анкета клиента заверяется подписью сотрудника, имеющего право формирования Анкеты клиента в программном продукте, либо специальным должностным лицом, ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля в Фонде. Форма Анкеты клиента устанавливается Фондом и состоит из двух разделов: первый раздел Анкеты клиента содержит идентификационную информацию о клиенте, и может заполняться клиентом либо сотрудником Фонда на основании представленных в Фонд документов и сведений; второй раздел Анкеты клиента содержит аналитическую информацию, предусмотренную программой идентификации, включая уровень и обоснование уровня риска, заполняется сотрудником Фонда и Клиенту (его Представителю) не предъявляется. Последний договор о негосударственном пенсионном обеспечении заключен до <ДАТА12>. В период с <ДАТА13> по настоящее время договоры о негосударственном пенсионном обеспечении не заключались. Таким образом, фактический сбор и обработка персональных данных по утвержденной форме анкеты физического лица без средств автоматизации не осуществлялись.
В судебном заседании <ФИО> вину признал.
Помощник прокурора Ленинского района г. Уфы <ФИО> постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА4> поддержал, просил привлечь <ФИО6> к установленной законом ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ.
Суд, изучив материалы административного дела, дав правовую оценку доказательствам по делу, считает, что факт совершения правонарушения и вина <ФИО> объективно подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА4>, актом проверки от <ДАТА8> <НОМЕР>, приказом <НОМЕР>/1 от <ДАТА14>, объяснениями <ФИО>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вина <ФИО8> следует квалифицировать по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность <ФИО9>отягчающих административную ответственность <ФИО10>
При назначении административного наказания <ФИО> суд учитывает характер совершенного им правонарушения, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать <ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО4> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Мировой судья Г.Х. Лукманова
Источник: http://33.bkr.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=466873&delo_id=1500001
категорий:
Нарушены требования законодательства о персональных данных
Отсутствие политике на сайте МДОУ
Не выполнены обязанности, возложенные на оператора фз "О персональных данных"
Непредоставление ответа на запрос адвоката субъекта персональных данных
Сбор персональных данных без использования баз данных, находящихся на территории РФ
Согласия не соответствуют закону; работники не ознакомлены с положением
Не исполнение требований законодательства о защите персональных данных
Обработка персональных данных бывшего работника в ИСПДн
Направление платежных квитанций в незапечатанном виде
Отказ банком субъекту в уничтожении его персональных данных после отзыва согласия