Судебная практика

Решение по административному делу

Дело № 5-364(5)/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

ЯНАО, город Новый Уренгой                                  28 апреля 2016 года

мкр. Советский д. 9/1-а

Мировой судья судебного участка № 5 судебного района города окружного значения Новый Уренгой  Ямало-Ненецкого автономного округа Яркеева Е.В.,

рассмотрев дело об  административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ  в отношении юридического  лица

открытого акционерного общества «Наименование» (сокращенное наименование - ОАО «Наименование»), адрес (место нахождения): <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ИНН <ОБЕЗЛИЧЕНО> КПП <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ОГРН <ОБЕЗЛИЧЕНО>,

У С Т А Н О В И Л:

Новоуренгойской транспортной прокуратурой проведена проверка в отношении ОАО «Наименование» в части исполнения требова­ний Федерального закона «О персональных данных». Проведенной проверкой установлено, что на официальном сайте общества, размещенном в сети «Интернет» по адресу: <Адрес>, имеется ресурс, позволяющий неограниченному кругу лиц направить обращения в адрес общества по средствам электронной связи с индивидуализацией обратившегося лица, содержащей его персональные данные. В  связи с чем обществом осуществляется сбор персональных данных с использованием информационно- телекоммуникационных сетей. При этом, вопреки требованиям ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных» на официальном сайте ОАО «Наименование» отсутствует документ, определяющий политику общества в отношении обработки персональных данных, а также к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Таким образом, в действиях юридического лица ОАО «Наименование» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ОАО «Наименование» <Инициалы1>, действующий на основании доверенности 89 АА 0444019 от 18.09.2013 обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, не отрицал.  Пояснил, что своевременно не внесли изменения на сайт, в соответствии с требованиями изменившегося законодательства. Вину признал.

В судебном заседании заместитель Новоуренгойского транспортного прокурора <Инициалы2> доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, поддержал. Просил привлечь ОАО «Наименование» к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения, поскольку  никаких противоправных последствий не наступило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.

Ст.13.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Положениями ст.23  Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч.1 ст.24 Конституции РФ не допускается.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О персональных данных» данным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой в том числе юридическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Согласно нормам ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а оператор - юридическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В силу положений ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных» оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом  «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О персональных данных» или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться: издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.

В соответствии с пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации, к указанным сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных» оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

Проведенной проверкой установлено, что на официальном сайте общества, размещенном в сети «Интернет» по адресу: <Адрес>, имеется ресурс, позволяющий неограниченному кругу лиц направить обращения в адрес общества по средствам электронной связи с индивидуализацией обратившегося лица, содержащей его персональные данные. В  связи с чем обществом осуществляется сбор персональных данных с использованием информационно- телекоммуникационных сетей. При этом, вопреки требованиям ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных» на официальном сайте ОАО «Наименование» отсутствует документ, определяющий политику общества в отношении обработки персональных данных, а также к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

Вина ОАО «Наименование» подтверждается следующими доказательствами, исследованными в судебном заседании: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 апреля 2016 года (л.д. 1-4), объяснением <Инициалы1> (л.д. 5), копией доверенности № 89 АА 04447019 от 18 сентября 2013 (л.д. 6-7), запросом от 17 апреля 2016 года (л.д. 8-9), рапортом <Инициалы3> от 10 апреля 2016 года (л.д. 10-12), копией запроса от 10 апреля 2016 года (л.д. 13), копией ответа на запрос от 14 апреля 2016 года с приложением (л.д. 14-27), распечатка с сайта <Адрес>  (л.д. 28-31), сведениями из ЕГРЮЛ (л.д. 37-44).

Таким образом, вина ОАО «Наименование» в совершении административного правонарушения доказана. Доказательства, представленные суду, получены без нарушения административного законодательства РФ.

Действия ОАО «Наименование» необходимо квалифицировать по ст. 13.11 КоАП РФ, как нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

При избрании вида и размера наказания ОАО «Наименование»  учитываются  характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, согласно ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

Санкция статьи 13.11 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что вмененное юридическому лицу административное правонарушение было совершено им впервые, в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также отягчающих ответственность обстоятельств, прихожу к выводу о возможности назначения юридическому лицу административного наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11  КоАП РФ, мировой судья,

п о с т а н о в и л:

Назначить юридическому лицу открытому акционерному обществу «Наименование» (сокращенное наименование - ОАО «Наименование») за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения.

Копию настоящего постановления направить в Новоуренгойскую транспортную прокуратуру, выдать лицу, привлекаемому к административной ответственности для сведения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления  в Новоуренгойский городской суд через мирового судью.

Мировой судья                                                         Е.В. Яркеева

Источник: http://n-urengoi5.ynao.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=6055077&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 5 судебного района Новоуренгойского городского суда
Судья
Яркеева Е.В.
Дата решения
2016-04-28
Категории
Сайт
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие политики в отношении обработки персональных данных в отношении обработки персональных данных на сайте администрации

Отсутствие на сайте ИП политики, требований к защите

При проверке не предоставлены локальные акты согласно закону

Хранение персональных данных заемщиков на открытой полке

На сайте ООО отсутствуют документы, определяющие политику

Не приняты меры по размещению на сайте ИП  документа, определяющего политику в отношении обработки персональных данных, и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Обработку персональных данных физических лиц, которым отказано в получении займа, а также родственников указанных лиц; отсутствует политика; не назначен ответственный

Сбор персональных данных на сайте в отсутствие политики

Необеспечение доступа неограниченного круга лиц к документу, определяющему политику организации в отношении обработки и защиты персональных данных

Нарушения порядка обработки персональных данных

Нарушение правил обработки персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, не опубликованы

Размещение приказов о зачислении детей в 1 класс на сайте

Отсутствие на сайте ИП политики, сведений о требованиях к защите при сборе персональных данных

Размещение на сайте персональных данных субъекта без его согласия