Судебная практика
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115225, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
1
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-182660/25-33-1457
09 октября 2025 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2025 года
Полный текст решения изготовлен 09 октября 2025 года
Арбитражный суд в составе судьи Ласкиной С.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аленчевой М.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ТАГАНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА Г. МОСКВЫ к ОАНО ДПО "СКАЕНГ" о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ на основании постановления от 05.06.2025 при участии представителей: согласно протокола
УСТАНОВИЛ:
Таганская межрайонная прокуратура г. Москвы обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ОАНО ДПО "СКАЕНГ" по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.06.2025 г.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Представитель ответчика представил отзыв на заявление, вину признал, указал на устранение выявленных нарушений. Ранее к административной ответственности не привлекался. Также представитель ответчика указал, что общество находится в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций и, в соответствии со ст.4.1.2 КоАП РФ имеет право на назначение штрафа в размере половины административного штрафа.
Дело рассмотрено при отсутствии возражений сторон в порядке ст. 137 АПК РФ, п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности с данными суду пояснениями, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, Межрайонной прокуратурой по результатам проведения мониторинга сайта ОАНО ДПО «Скаенг» (далее - Организация) по электронному адресу: https://skyeng.ru установлено нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Организация имеет лицензию (бессрочную) №Л035-01298-77/00181469 от 06.08.2019 на осуществление образовательной деятельности, по реализации образовательных программ по видам образования, уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования) по подвидам дополнительного образования, по дополнительному образованию детей и взрослых, дополнительному профессиональному образованию, оказывает платные образовательные услуги.
Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии со ст.24 Конституции Российской федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152^ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных).
Данный Закон определяет принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, права и обязанности иных участников правоотношений, регулируемых этим законом.
Согласно п. 1 статьи 3 Закона о персональных данных, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу п. 3 статьи 3 Закона о персональных данных под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.
При этом из содержания части 1 статьи 6 Закона о персональных данных следует, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных, за исключением отдельных случаев, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 названного закона.
В соответствии с статьей 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п.4 и п. 5 ч.4 ст.9 Закона о персональных данных согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности цель обработки персональных данных и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных.
Вместе с тем согласно информации с официального сайта Организации по адресу: https://skveng.ru/ в целях доступа к функционалу образовательной платформы потребителю необходимо заполнить форму регистрации в личном кабинете, которая предполагает указание сведений об адресе электронной почты потребителя и о пароле, который в дальнейшем будет использоваться для входа в личный кабинет. Под регистрационной формой располагается «чекбокс» для проставления «галочки», справа от которого содержится строка текста, включающая в себя следующую фразу: «Я принимаю условия соглашения». При этом словосочетание «условие соглашения» представляет собой активное поле, содержащее гиперссылку на согласие на обработку персональных данных и получение рекламной рассылки (далее - Согласие). Указанное согласие располагается по адресу: https:/_______________________.
В соответствии с текстом Согласия «Согласие распространяется на следующие категории данных, включая персональные данные: фамилия, имя, отчество; номер телефона; адрес электронной почты. Согласие на обработку персональных данных предоставляется с целью получения рекламы от Организации».
Установлено, что в результате регистрации на официальном сайте Организации пользователь получает доступ к личному кабинету, посредством которого пользователь может приобретать образовательные услуги. При этом в разделе личного кабинета «профиль» пользователь имеет возможность заполнить поле «основная информация», в котором имеются графы для введения данных, в частности, о поле и дате рождения. Кроме того, в этом же поле имеется возможность для прикрепления фотографии пользователя. При попытке ввести данные в поле «основная информация» в указанном поле появляется информационная строка следующего содержания: «Фото поможет преподавателю найти вас, если имя совпадает с другим учеником».
Более того, на официальном сайте Организации размещена политика
конфиденциальности ОАНО ДПО «Скаенг» по адресу:
https://___________________________________________.
В соответствии с информацией, размещенной на страницах 15-25 Политики, Организация осуществляется обработку персональных данных потребителей в целях продвижения товаров, работ и услуг на рынке и в целях подготовки, заключения и исполнения гражданско-правового договора. Вместе с тем в Политике также содержится указание на обработку Организацией намного большего объема персональных данных, чем тот объем данных, который указан в Согласии.
Таким образом, в нарушение положений ч.4 ст.9 Закона о персональных Организация осуществляет обработку персональных данных в целях, которые не поименованы в Согласии, а также осуществляет обработку тех персональных данных, согласие на обработку которых не дается пользователями в связи с тем, что в Согласии указание на обработку таких персональных данных отсутствует.
Указанное свидетельствует о том, что Организация осуществляет обработку персональных данных физических лиц с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Ч.2 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В силу ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ не истек.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ОАНО ДПО «Скаенг» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу каких-либо чрезвычайных событий или обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом не установлено.
В то же время, учитывая наличие у Общества статуса субъекта малого
предпринимательства, суд считает возможным применить положения статьи 4.1.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (ч.2 ст. 4.1.2 КоАП РФ).
Согласно с части 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.
Учитывая положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд привлекает Общество к административной ответственности по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 000 руб.
Суд считает, что такое наказание будет являться разумным, справедливым и соразмерным содеянному.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68,71,75, 167-170, 176, 180, 181, 202-206 АПК, суд
РЕШИЛ:
Привлечь ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ АВТОНОМНУЮ НЕКОММЕРЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СКАЕНГ" (Г.Москва, ОГРН:1187700001686, Дата присвоения ОГРН: 29.01.2018, ИНН: 9709022748, КПП: 770901001, 109004, Г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г.МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТАГАНСКИЙ, УЛ.АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА,Д.23А, СТР.4, ПОМЕЩ.2/1) к административной ответственности по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (сто пятьдесят тысяч рублей).
Указанную сумму штрафа перечислить на счет получателя по следующим платёжным реквизитам: УФК по г. Москве (УФССП России по г. Москве л/с 05731785710), ИНН 7704270863, КПП 770101001, БИК 004525988, ОКТМО 45382000, Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО), Казначейский счет 03100643000000017300, Единый казначейский счет 40102810545370000003, КБК 32211601071019000140, УИН ФССП России 32277000250004805112.
Оригинал квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате
административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: С.О.Ласкина
https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/78b5e67d-1490-4857-aa99-55c903d62619/bb99d218-e4fa-478b-a86e-dea9c2a9e38b/A40-182660-2025_20251009_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True
Учащиеся
Согласие
Политика
Неожиданные решения
категорий:
Размещение на официальном сайте образовательного учреждения в фотографий воспитанников с утренников
В ходе проверки установлены нарушения при обработке персональных данных
Обработка персональных данных работников без письменного согласия
Отсутствие согласия законного представителя на обработку его персональных данных
Отсутствие политики на сайте, требований к защите
Отсутствие согласия в анкетах религиозной организации
Отсутствие на сайте документа, определяющего политику, сведений о реализуемых требованиях к защите
Осуществление звонков и смс-сообщений субъекту без правовых оснований
Нет политики на сайте и согласия
Отсутствие политики в отношении обработки персональных данных на сайте
Передача персональных данных абонентов в расчетный центр без их письменного согласия