Судебная практика

Решение по административному делу

Дело № 5-191/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

22 июня 2017 года                                             город Архангельск

 Мировой судья судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска Кирилова Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном статьёй 13.11 КоАП РФ, и материалы, поступившие из Прокуратуры г. Северодвинска в отношении индивидуального предпринимателя ФИО.1, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, проживающего по адресу: <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО.1 (далее - ИП ФИО.1) виновен в нарушении установленного законом порядка сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных). Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Проведённой прокуратурой г. <АДРЕС> проверкой деятельности в период с <ДАТА3> по 12.05.2017 установлено, ИП ФИО.1, осуществляющим предпринимательскую деятельность по выполнению строительных работ согласно договору субподряда № <НОМЕР> от <ДАТА5> на объекте недвижимости - многоквартирный дом, расположенный в <АДРЕС>  выявлены нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования персональных данных работников, осуществляющих трудовую деятельность у ИП ФИО.1    

На судебном заседании старший помощник прокурора г. <АДРЕС> <ФИО2> полагал необходимым привлечь ИП ФИО.1 к административной ответственности за совершённое деяние. 

Заслушав старшего помощника прокурора г. <АДРЕС> <ФИО2>, исследовав письменные материалы дела, оценив всё в совокупности с нормами действующего законодательства, мировой судья приходит к следующему.

Диспозиция статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (часть 1) (далее - ФЗ «О персональных данных»).

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (часть 2 ФЗ «О персональных данных»).

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 3 ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О персональных данных» закреплено, что оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19  настоящего Федерального закона;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

5) оценка вреда, который может быть причинён субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных (часть 1 статьи 19 ФЗ «О персональных данных»).

В соответствии с частью 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО.1 приобрёл статус индивидуального предпринимателя 11.10.2016 (л.д. 16).

Из положений статьи 2 ГК РФ следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом  порядке.

<ДАТА3> заместителем прокурора г. Северодвинска на основании рапорта старшего помощника прокурора г. Северодвинска принято решение о проведении проверки ИП ФИО.1 в срок с  <ДАТА3> (л.д. 10).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ») в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (часть 2 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (часть 3 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки (часть 4 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

В силу части 2 статьи 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (часть 1 статьи 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Решение о проведении проверки от <ДАТА3> получено лично ИП ФИО.1 <ДАТА3> (л.д. 10).

Административным правонарушением, в силу пункта 1 статьи 2.1 КоАП РФ,  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В ходе проведения проверки установлено, что ИП ФИО.1 в помещении офиса, расположенного по адресу: <АДРЕС>, путём сбора, хранения и использования осуществляется обработка персональных данных работников, в том числе по договорам подряда с иностранными гражданами (<ФИО3>, <ФИО4>. и др.), к которым относятся: фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, место работы, адрес места жительства, сведения о пенсионных страховых свидетельствах, номер телефона и др., т.е. ИП ФИО.1 является оператором обработки персональных данных работников.   

 При этом в нарушение вышеуказанных требований законодательства о защите персональных данных, у ИП ФИО.1 ответственное за организацию обработки персональных данных лицо не назначено; документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальные акты по вопросам обработки персональных данных, а также локальные акты, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, не разработаны и не утверждены; внутренний контроль и (или) аудит соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора, не осуществляется; оценка вреда, который может быть причинён субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных», соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных», не проводится; ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников, не проводится.

 При указанных обстоятельствах, мировой судья находит вину ИП ФИО.1 в инкриминируемом деянии доказанной, его действия мировой судья квалифицирует по статьи 13.11 КоАП РФ, то есть нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных).

 Санкцией статьи 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трёхсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ИП ФИО.1, мировой судья признаёт совершение правонарушения впервые.

 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП ФИО.1, не имеется.

 При назначении административного наказания ИП ФИО.1 мировой судья учитывает характер совершённого административного правонарушения, его семейное и имущественное положение, отсутствие отягчающих и наличие смягчающего ответственность обстоятельств.

 Учитывая изложенное, мировой судья считает возможным назначить ИП ФИО.1 минимальное наказание, предусмотренное статьёй 13.11 КоАП РФ, в виде предупреждения, поскольку назначение данного наказания будет способствовать достижению целей, предусмотренных статьёй 3.1 КоАП РФ.

 Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ мировой судья не усматривает.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

индивидуального предпринимателя ФИО.1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                                Л.М. Кирилова

Источник: http://1mg.arh.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=11911834&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 7 Ломоносовского судебного района г.Архангельска
Судья
Кирилова Л.М.
Дата решения
2017-06-22
Категории
Локальные акты оператора
Обязанность оператора
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

Невыполнение обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Оператор ПДн привлечен к ответственности за непринятие необходимых мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

Хранение документов, содержащих пдн в сейфе, ключ от которого находится в свободном доступе

Отсутствие на сайте и стенде школы политики

Невыполнение обязанности по обеспечению неограниченного доступа к политике, требованиям к защите

Отсутствие политики на сайте

Оператор ПДн привлечен к ответственности за неисполнение своих обязанностей по обеспечению безопасности обрабатываемых персональных данных

Муниципальным органом не приняты меры, предусмотренные законодательством

Неполные сведения в уведомлении; отсутствие документов, определяющие перечень лиц, допущенных к обработке данных в ИСПДн; не ведется журнал учета машинных носителей персональных данных

В обществе не приняты необходимые локальные акты

Не опубликование документа, определяющего политику в отношении обработки персональных данных, сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных

При проверке выявлено несоответствие обработки персональных данных требованиям законодательства

Размещение на сайте списков участников олимпиады, отсутствие политики

Невыполнение требований законодательства при обработке персональных данных абонентов

На официальном сайте отсутствует информация, регламентирующая работу образовательного учреждения с персональными данными (политика), а также сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных