Дело № 5-945/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 октября 2017 года г. Вилючинск Камчатский край
Мировой судья судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края Скурту Екатерина Геннадьевна, при секретаре Фоменко Я.С., рассмотрев в помещении судебного участка, расположенного в г. Вилючинске по ул. Спортивная, д. 8 каб. 319, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица: ˂Наименование организации˃, расположенного по адресу: ˂Адрес˃, ОГРН ˂Номер˃, дате регистрации 06 июня 2012 года, ИНН/КПП ˂Номер˃, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за однородные правонарушения,
установил:
Юридическое лицо ˂Наименование организации˃ не выполнила предусмотренную законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанность по сохранности персональных данных, и при этом отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния. Юридическое лицо ˂Наименование организации˃ о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание законный представитель юридического лица не прибыл, защитника не направил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил соответствующее заявление, в котором также просил освободить ˂Наименование организации˃ от административной ответственности за малозначительностью либо в случае привлечения к ответственности заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение. При рассмотрении дела помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска ˂ФИО˃ постановление заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска поддержала в полном объеме. Пояснила, что допущенное ˂Наименование организации˃ правонарушение подтверждается материалами дела, в связи с чем просила признать данное юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ, назначить наказание в пределах санкции. Полагала, что оснований для признания данного правонарушения малозначительным, не имеется. Принимая во внимание положения ч. 2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ˂Наименование организации˃. Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». (далее ФЗ № 152-ФЗ). Согласно статье 3 ФЗ № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ предусмотрено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В силу ч. 1, 2, 3 ст. 9 ФЗ № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора. В силу п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152 - ФЗ 5 обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 ФЗ № 152-ФЗ). В силу ч. 1 ст. 19 указанного Закона оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. В соответствии с данной нормой оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. В свою очередь за невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Указанные в постановлении заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края ˂ФИО˃ от 12 октября 2017 года о возбуждении в отношении юридического лица - ˂Наименование организации˃ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.13.11 КоАП РФ, обстоятельства и факт совершения ˂Наименование организации˃ вменяемого ему правонарушения подтверждаются представленными по делу доказательствами, соответствующими требованиям главы 26 КоАП РФ и исследованными в судебном заседании, а именно: - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 октября 2017 года, согласно которому прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края проведена проверка деятельности ˂Наименование организации˃ по соблюдению законодательства при обработке персональных данных граждан по обращению гражданина, из которого следует, что жилец дома <АДРЕС> Камчатского края, являясь истцом по гражданскому делу, в ходе судебного разбирательства в Вилючинском городском суде Камчатского края заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц собственников помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, при этом предоставил список собственников помещения многоквартирного дома <АДРЕС>, в котором указаны персональные данные граждан, проживающих в нем. В ходе проверки установлено, что 20 августа 2012 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома <АДРЕС> избран непосредственный способ управления данным многоквартирным домом и принято решение о заключении с ˂Наименование организации˃ договора на содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома. 20 августа 2012 года между собственниками помещений дома <АДРЕС> и ˂Наименование организации˃ заключен договор № 1А на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома <АДРЕС>. ˂Наименование организации˃ по отношению к жильцам дома <АДРЕС> является оператором персональных данных. На приобщенном к ходатайству списку собственников помещений указанного многоквартирного дома имеется печать ˂Наименование организации˃ и подпись генерального директора ˂ФИО˃, что свидетельствует о невыполнении Обществом обязанности по сокрытию от третьих лиц персональных данных собственников помещений данного дома. - жалобой на действия оператора обработки персональных данных <ОБЕЗЛИЧЕНО>. В ходе производства по делу ˂ФИО˃ представила суду ходатайство с приложением списка собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <АДРЕС>, который содержал персональные данные собственников помещений, а именно: фамилия, имя, отчество, адрес жилого помещения, номер лицевого счета. Данные сведения предоставлены ей ˂Наименование организации˃, что является нарушением ФЗ «О персональных данных», поскольку переданы без соответствующего согласия собственников помещений, тем самым не обеспечена конфиденциальность персональных данных, в связи с чем просила инициировать проверку в отношении ˂Наименование организации˃ в части соблюдения требований ФЗ «О персональных данных» и привлечь данное юридическое лицо к административной ответственности. - копией ходатайства ˂ФИО˃, адресованной в Вилючинский городской суд, о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, собственников помещений в многоквартирном доме <АДРЕС>, как указано в приложении, содержащего список собственников помещений данного многоквартирного дома, - копией списка собственников жилых помещений многоквартирного дома <АДРЕС>, где указаны фамилии, имена и отчества собственников помещений многоквартирного дома <АДРЕС>, их лицевые счета, адрес с указанием названия улицы (микрорайона), номера дома и квартиры. Список датирован 3 августа 2017 года и подписан генеральным директором ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ с приложением оттиска печати Общества, - решением прокурора ЗАТО г. Вилючинска о проведении проверки в отношении ˂Наименование организации˃ от 4 сентября 2017 года в период с 4 сентября по 28 сентября 2017 года, целью которой являлось исполнение законодательства при обработке персональных данных, основанием - обращение гражданина. Проведение проверки поручено помощнику прокурора ЗАТО г. Вилючинска ˂ФИО˃, - сведениями из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10 октября 2017 года, из которого усматривается, что ˂Наименование организации˃ является действующим юридическим лицом, его основным видом деятельности является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, - приказом № 3 от 15 апреля 2013 года ˂Наименование организации˃, согласно которому с 15 апреля 2013 года на должность генерального директора ˂Наименование организации˃ назначена ˂ФИО˃, - протоколом № 1 общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <АДРЕС> от 20 августа 2012 года, из которого следует, что собственники многоквартирного дома <АДРЕС> с 1 сентября 2012 года избрали непосредственный способ управления данным многоквартирным домом, - договором № 1А на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме от 20 августа 2012 года, заключенного между ˂Наименование организации˃, как управляющей организацией, представителем собственника муниципальных жилых помещений <АДРЕС> Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа, на основании вышеуказанного протокола, - сообщением генерального директора ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ от 14 сентября 2017 года за № 250 в адрес прокуратуры ЗАТО г. Вилючинска о том, что список жильцов дома <АДРЕС> ˂ФИО˃ не выдавался, информация о собственниках квартир является общедоступной и получить её может любой граждан, в том числе в многофункциональном центре. Исследованные в судебном заседании доказательства получены с соблюдением требований закона, согласуются между собой, в связи с чем, принимаются во внимание мировым судьей при вынесении решения. В силу требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как следует из вышеуказанного договора № 1А на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме от 20 августа 2012 года, общество в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществляет иную, направленную на достижение целей содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме деятельность, а также организовывает начисление, сбор и перерасчет платежей на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, взыскивает с нанимателей в судебном порядке задолженность по оплате за услуги, оказанные управляющей организацией. Такая деятельность предусматривает непосредственную работу с физическими лицами, в частности с собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме <АДРЕС>, и обработку их персональных данных, следовательно, применительно к ст. 3, п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152- ˂Наименование организации˃ является оператором персональных данных. К перечню общедоступных персональных данных вышеуказанные сведения собственников помещения многоквартирного дома не относятся, так как несут в себе информацию, позволяющую идентифицировать личность человека по базе данных. В силу пункта 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687, при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором. Мировым судьей при рассмотрении дела установлено, что ˂Наименование организации˃, обрабатывая и храня персональные данные, полученные при осуществлении деятельности по обслуживанию многоквартирного <АДРЕС>, допустило нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» порядка хранения информации о гражданах (персональных данных). Так, доказательств согласия лиц, чьи персональные данные (имя, отчество, фамилия и адрес) указаны в списке собственников помещений многоквартирного <АДРЕС>, приложенного к ходатайству ˂ФИО˃, на обработку их персональных данных, ˂Наименование организации˃ не представлено, о наличии таковых суду не сообщено. Поскольку Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ч. 1 ст. 19 Закона о персональных данных, за нарушение которых названных Кодексом установлена административная ответственность, так как персональные данные собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме <АДРЕС> стали достоянием третьего лица, использовавшего их по своему усмотрению, такое бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ, то его действия следует квалифицировать по ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ, как невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, копирование, распространение в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, либо исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Обстоятельством смягчающим административную ответственность ˂Наименование организации˃, является признание Обществом своей вины, совершение правонарушения впервые. Оснований для смягчения наказания и для освобождения ˂Наименование организации˃ в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ по делу не усматривается. В соответствии с разъяснением, данным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Вместе с тем совершенное Обществом правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным. От выполнения требований законодательства по охране персональных данных зависит обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Невыполнение указанных требований не может рассматриваться как малозначительный проступок. С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, совершенного Обществом не имеется. При назначении административного наказания, определяя его размер, мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, наличие обстоятельств, смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу, что для достижения целей административного наказания предупреждения совершения новых правонарушений, ˂Наименование организации˃ необходимо назначить наказание в виде штрафа в пределах санкции ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Оснований для удовлетворения ходатайства ˂Наименование организации˃ о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение мировой судья не усматривает. В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Именно при совокупности всех указанных обстоятельств возможна замена административного наказания в виде штрафа предупреждением. Из материалов дела следует, что нарушения ˂Наименование организации˃ законодательства по охране персональных данных выявлены в ходе проверки, проведенной в порядке прокурорского надзора по обращению гражданина, и исходя из обстоятельств совершения данного правонарушения усматривается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, так как повлекло несанкционированное распространение персональных данных. Руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать ˂Наименование организации˃виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей. Реквизиты уплаты штрафа: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (прокуратура Камчатского края), ИНН 4101118140, КПП 410101001, р/с 40101810100000010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю, БИК 043002001, КБК 41511690040046000140, ОКТМО 30735000. Разъяснить ˂Наименование организации˃, что штраф должен быть им оплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. На постановление может быть подана жалоба в Вилючинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Мировой судья Е.Г.Скурту
Источник: http://25.kmch.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=456504&delo_id=1500001
Дело № 5-944/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
31 октября 2017 года г. Вилючинск Камчатский край
Мировой судья судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края Скурту Екатерина Геннадьевна, при секретаре Фоменко Я.С., рассмотрев в помещении судебного участка, расположенного в г. Вилючинске по ул. Спортивная, д. 8 каб. 319, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении должностного лица: <ФИО1>,
установил:
Генеральный директор ˂Наименование организации˃ Филимонова не выполнила предусмотренную законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанность по сохранности персональных данных, и при этом отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния. Должностное лицо ˂ФИО˃ о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не прибыла, своего защитника не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, о чем представила соответствующее заявление, в котором также просила освободить её от административной ответственности за малозначительностью либо в случае привлечения к ответственности заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, вину признала. При рассмотрении дела помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска ˂ФИО˃ постановление заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска поддержала в полном объеме. Пояснила, что допущенное должностным лицом ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ правонарушение подтверждается материалами дела, в связи с чем просила признать данное должностное лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ, назначить наказание в пределах санкции. Полагала, что оснований для признания данного правонарушения малозначительным, не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения Филимоновой от административной ответственности. Принимая во внимание положения ч. 2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие должностного лица ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃. Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». (далее ФЗ № 152-ФЗ). Согласно статье 3 ФЗ № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ предусмотрено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В силу ч. 1, 2, 3 ст. 9 ФЗ № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора. В силу п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152 - ФЗ 5 обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 ФЗ № 152-ФЗ). В силу ч. 1 ст. 19 указанного Закона оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. В соответствии с данной нормой оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. В свою очередь за невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Указанные в постановлении заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края ˂ФИО˃ от 12 октября 2017 года о возбуждении в отношении должностного лица генерального директора ˂Наименование организации˃ - ˂ФИО˃ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.13.11 КоАП РФ, обстоятельства и факт совершения генеральным директором ˂Наименование организации˃ вменяемого ему правонарушения подтверждаются представленными по делу доказательствами, соответствующими требованиям главы 26 КоАП РФ и исследованными в судебном заседании, а именно: - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 октября 2017 года, согласно которому прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края проведена проверка деятельности ˂Наименование организации˃ по соблюдению законодательства при обработке персональных данных граждан по обращению гражданина, из которого следует, что жилец <АДРЕС> Камчатского края, являясь истцом по гражданскому делу, в ходе судебного разбирательства в Вилючинском городском суде Камчатского края заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц собственников помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, при этом предоставил список собственников помещения многоквартирного <АДРЕС>, в котором указаны персональные данные граждан, проживающих в нем. В ходе проверки установлено, что 20 августа 2012 года общим собранием собственников помещений многоквартирного <АДРЕС> избран непосредственный способ управления данным многоквартирным домом и принято решение о заключении с ˂Наименование организации˃ договора на содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома. 20 августа 2012 года между собственниками помещений <АДРЕС> и ˂Наименование организации˃ заключен договор № 1А на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного <АДРЕС>. ˂Наименование организации˃ по отношению к жильцам <АДРЕС> является оператором персональных данных. На приобщенном к ходатайству списку собственников помещений указанного многоквартирного дома имеется печать ˂Наименование организации˃ и подпись генерального директора ˂ФИО˃, что свидетельствует о невыполнении должностным лицом обязанности по сокрытию от третьих лиц персональных данных собственников помещений данного дома. - жалобой на действия оператора обработки персональных данных <ОБЕЗЛИЧЕНО>. В ходе производства по делу Зубарева представила суду ходатайство с приложением списка собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <АДРЕС>, который содержал персональные данные собственников помещений, а именно: фамилия, имя, отчество, адрес жилого помещения, номер лицевого счета. Данные сведения предоставлены ей ˂Наименование организации˃, что является нарушением ФЗ «О персональных данных», поскольку переданы без соответствующего согласия собственников помещений, тем самым не обеспечена конфиденциальность персональных данных, в связи с чем просила инициировать проверку в отношении ˂Наименование организации˃ в части соблюдения требований ФЗ «О персональных данных» и привлечь данное юридическое лицо к административной ответственности. - копией ходатайства ˂ФИО˃, адресованной в Вилючинский городской суд, о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, собственников помещений в многоквартирном доме <АДРЕС>, как указано в приложении, содержащего список собственников помещений данного многоквартирного дома, - копией списка собственников жилых помещений многоквартирного <АДРЕС>, где указаны фамилии, имена и отчества собственников помещений многоквартирного <АДРЕС>, их лицевые счета, адрес с указанием названия улицы (микрорайона), номера дома и квартиры. Список датирован 3 августа 2017 года и подписан генеральным директором ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ с приложением оттиска печати Общества, - решением прокурора ЗАТО г. Вилючинска о проведении проверки в отношении ˂Наименование организации˃ от 4 сентября 2017 года в период с 4 сентября по 28 сентября 2017 года, целью которой являлось исполнение законодательства при обработке персональных данных, основанием - обращение гражданина. Проведение проверки поручено помощнику прокурора ЗАТО г. Вилючинска ˂ФИО˃, - сведениями из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10 октября 2017 года, из которого усматривается, что ˂Наименование организации˃ является действующим юридическим лицом, его основным видом деятельности является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, - приказом № 3 от 15 апреля 2013 года ˂Наименование организации˃, согласно которому с 15 апреля 2013 года на должность генерального директора ˂Наименование организации˃ назначена ˂ФИО˃, - протоколом № 1 общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <АДРЕС> от 20 августа 2012 года, из которого следует, что собственники многоквартирного <АДРЕС> с 1 сентября 2012 года избрали непосредственный способ управления данным многоквартирным домом, - договором № 1А на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме от 20 августа 2012 года, заключенного между ˂Наименование организации˃, как управляющей организацией, представителем собственника муниципальных жилых помещений дома <АДРЕС> Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа, на основании вышеуказанного протокола, - сообщением генерального директора ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ от 14 сентября 2017 года за № 250 в адрес прокуратуры ЗАТО г. Вилючинска о том, что список жильцов <АДРЕС> ˂ФИО˃ выдавался, информация о собственниках квартир является общедоступной и получить её может любой граждан, в том числе в многофункциональном центре. Исследованные в судебном заседании доказательства получены с соблюдением требований закона, согласуются между собой, в связи с чем, принимаются во внимание мировым судьей при вынесении решения. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к указанной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Как следует из вышеуказанного договора № 1А на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме от 20 августа 2012 года, общество в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществляет иную, направленную на достижение целей содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме деятельность, а также организовывает начисление, сбор и перерасчет платежей на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, взыскивает с нанимателей в судебном порядке задолженность по оплате за услуги, оказанные управляющей организацией. Такая деятельность предусматривает непосредственную работу с физическими лицами, в частности с собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме <АДРЕС>, и обработку их персональных данных, следовательно, применительно к ст. 3, п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ ˂Наименование организации˃ является оператором персональных данных. К перечню общедоступных персональных данных вышеуказанные сведения собственников помещения многоквартирного дома не относятся, так как несут в себе информацию, позволяющую идентифицировать личность человека по базе данных. В силу пункта 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687, при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором. Согласно представленным ˂Наименование организации˃ сведениям, должностные обязанности генерального директора общества определены в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ, обществом с ограниченной ответственностью (далее общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества ч.1, ч. 4 ст. 32 ФЗ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ Из положений ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что предусмотрено, что генеральный директор является единоличным исполнительным орган общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Приказом от 15 апреля 2013 года № 3 Филимонова назначена на должность генерального директора ˂Наименование организации˃, следовательно, исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Таким образом, ˂ФИО˃, как должностное лицо, осуществляя управление обществом, обязана соблюдать обязанность по сохранности персональных данных, полученных в результате деятельности ˂Наименование организации˃ в качестве обслуживающей организацией многоквартирного <АДРЕС>. Между тем, мировым судьей при рассмотрении дела установлено, что ˂Наименование организации˃, обрабатывая и храня персональные данные, полученные при осуществлении деятельности по обслуживанию многоквартирного <АДРЕС> г. Вилючинска, допустило нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» порядка хранения информации о гражданах (персональных данных). Так, доказательств согласия лиц, чьи персональные данные (имя, отчество, фамилия и адрес) указаны в списке собственников помещений многоквартирного дома <АДРЕС>, приложенного к ходатайству ˂ФИО˃, на обработку их персональных данных, ˂Наименование организации˃ не представлено, о наличии таковых суду не сообщено. Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ч. 1 ст. 19 Закона о персональных данных, за нарушение которых названных Кодексом установлена административная ответственность, так как персональные данные собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме <АДРЕС> г. Вилючинска стали достоянием третьего лица, использовавшего их по своему усмотрению. Доказательства невозможности исполнения этой обязанности по объективно существующим, независящим от нее обстоятельствам генеральным директором не представлено, как и не представлено доказательств того, что ˂ФИО˃, как генеральным директором ˂Наименование организации˃, предприняты все возможные и зависящие от неё меры по предотвращению нарушений в области законодательства по охране персональных данных. Оценив все имеющиеся доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, мировой судья приходит к выводу о том, что виновность должностного лица - генерального директора ˂Наименование организации˃ ˂ФИО˃ в совершении административного правонарушения доказана полностью и квалифицирует её действия по ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ - как невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, копирование, распространение в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, либо исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Обстоятельством смягчающим административную ответственность ˂ФИО˃ является признание ею своей вины, совершение правонарушения впервые. Оснований для смягчения наказания и для освобождения ˂ФИО˃ в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ по делу не усматривается. В соответствии с разъяснением, данным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Вместе с тем совершенное генеральным директором Общества правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным. От выполнения требований законодательства по охране персональных данных зависит обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Невыполнение указанных требований не может рассматриваться как малозначительный проступок. С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, совершенного ˂ФИО˃ не имеется. Согласно ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В силу ч. 2, ч. 3 ст. 3.4. КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса. При назначении административного наказания, определяя его размер, мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, его финансовое положение, а также то, что постановлением мирового судьи судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края от 30 октября 2017 года, ˂Наименование организации˃ за допущенное нарушение было привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, а также сведения, свидетельствующие о том, что должностное лицо впервые привлекается к административной ответственности за данное правонарушение, полагаю возможным назначить генеральному директору ˂Наименование организации˃ административное наказание в виде предупреждения. Руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9-29.11 ˂Наименование организации˃ КоАП РФ, судья
постановил:
Признать должностное лицо генерального директора ˂Наименование организации˃ ОГРН ˂Номер˃ <ФИО2> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде в виде предупреждения. На постановление может быть подана жалоба в Вилючинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Мировой судья подпись Е.Г.Скурту
Источник: http://25.kmch.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=456501&delo_id=1500001
Предоставление
Обязанность оператора
категорий:
Нарушения при обработке персональных данных работников
Письменная форма согласия работника не соответствует ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"
Отсутствие на сайте организации политики
Непринятие оператором мер,предусмотренных законом
Невыполнение требований по обезличиванию
Невыполнение обязанностей, предусмотренных законом
Невыполнение оператором обязанности по размещению политики на сайте
Отсутствие локальных актов и ознакомления с ними работников
Нарушение оператором требований законодательства обработки персональных данных