Судебная практика

МИРОВОЙ СУДЬЯ СУДЕБНОГО УЧАСТКА № 6 ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО СУДЕБНОГО РАЙОНА КАМЧАТСКОГО КРАЯ 683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр. Циолковского, д. 83/1,

тел. факс (84152) 22-05-50, E-mail: 06.kam@msudrf.ru,  сайт: __

Дело  № 5-376/2023

УИД41MS0006-01-2023-001616-76

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

 

г. Петропавловск - Камчатский                              23 июня 2023 года

 

Мировой судья судебного участка № 6 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Геготаулина Анна Геннадьевна, при помощнике ФИО, с участием старшего помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Камчатского края ФИО4, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - заведующей Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № __»: 

ФИО<ОБЕЗЛИЧЕНО> согласно материалам дела ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,  

по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

 В ходе проведения прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского проверки соблюдения законодательства в сфере обработки персональных данных несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, выявлено совершение заведующей Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № __» (далее - МБДОУ «Детский сад № __») ФИО административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившееся в нарушении ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ»), а именно, оператором персональных данных не опубликован или другим способом не обеспечен неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки и защиты персональных данных несовершеннолетних обучающихся. Кроме этого, в нарушение требований ч.1 ст. 22.1 Федерального закона № 152-ФЗ ответственным за обеспечение безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных  МБДОУ «Детский сад № __» назначена ФИО1., которая не является работником указанного учреждения.

<ФИО1> о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещена надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала. В адресованном суду заявлении, просила рассмотреть дело в своё отсутствие. Указала, что приняты все необходимые меры к устранению нарушений закона, просила назначить ей наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Камчатского края ФИО2 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала, полагала, что оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имеется.

Заслушав старшего помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 1 КоАП РФ).

В силу ст.26.1  КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч.2 ст.26.2  КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона__ февраля 2021 года № 19-ФЗ) невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей.

В силу п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь издоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ  обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 

Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11  указанного Федерального закона.

Согласно ч.ч. 1, 4, 6, 9 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ, субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами

Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, в том числе на страницах принадлежащего оператору сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с использованием которых осуществляется сбор персональных данных, документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети (ч.ч. 1 и 2 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 152-ФЗ оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Частью 2 статьи 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что  оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, в том числе на страницах принадлежащего оператору сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием которых осуществляется сбор персональных данных, документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

Как следует из ч.ч. 1, 2, 4 ст. 22.1 Федерального закона № 152-ФЗ, оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных.

Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, получает указания непосредственно от исполнительного органа организации, являющейся оператором, и подотчетно ему.

Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, в частности, обязано: 1) осуществлять внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных; 2) доводить до сведения работников оператора положения законодательства Российской Федерации о персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных; 3) организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.

Факт совершения ФИО. административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных ходе судебного разбирательства материалов дела:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 мая 2023 года, согласно которому в нарушение ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ на сайте МБДОУ «Детский сад № __» отсутствует локальный акт, определяющий политику оператора в отношении обработки и защиты персональных данных несовершеннолетних обучающихся, в нарушение ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона № 152-ФЗ ответственным за обеспечение безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных МБДОУ «Детский сад № __» назначена ФИО1., которая не является работником указанного учреждения (л.д. 1-5);

- объяснением ФИО., согласно которому нарушение допущено в связи с отсутствием надлежащего контроля (л.д. 5).

- решением от 7 апреля 2023 года № 469-р/7 о проведении проверки МБДОУ «Детский сад № __», целью которой является соблюдение образовательными организациями законодательства при работе с персональными данными. Предмет проверки - исполнение образовательным учреждением требований Федерального закона № 152-ФЗ  (л.д. 6);

- актом проверки МБДОУ «Детский сад № __» от 7 апреля 2023 года, согласно которому в ходе проверки установлено следующее: на сайте образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № __» не опубликованы документы, которые определяют политику оператора в отношении обработки персональных данных (л.д. 7);

- представлением прокуратуры города Петропавловска-Камчатского от 11 апреля 2023 года № 21/36-1862/23, вынесенной заведующей МБДОУ «Детский сад № __» ФИО, об устранении нарушений закона в сфере защиты персональных данных (л.д. 9-11);

- сообщением МБДОУ «Детский сад № __» № 43 от 11 апреля 2023 года об исполнении представления об устранении нарушений закона в сфере защиты персональных данных (л.д. 12);

- приказом № 41-к/2 от 11 апреля 2023 года о дисциплинарном взыскании (л.д. 13);

- приказом начальника Управления образования г. Петропавловска-Камчатского от 30 июля 1996 года № 94-к § 10 о назначении ФИО. на должность заведующей МБДОУ «Детский сад № __» с 1 июля 1996 года (л.д. 16). Материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, признаю их допустимыми доказательствами.

Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину заведующей «Детский сад № __» ФИО  в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ - невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Своими действиями заведующая «Детский сад № __» ___ нарушила требования ч. 2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона № 152-ФЗ. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность заведующей «Детский сад № __» ФИО., мировой судья признает добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность заведующей «Детский сад № __» ФИО не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, судья учитывает характер совершённого правонарушения, обстоятельства его совершения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины, отношение к содеянному, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, и приходит к выводу о необходимости назначить ей наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.

Довод ФИО. о необходимости назначения ей административного наказания в виде предупреждения является несостоятельным.

Так, в силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение необходимо учитывать, что преференция, установленная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной.

В рассматриваемом случае оснований полагать, что имеются условия, позволяющие заменить назначенный должностному лицу мировым судьей административный штраф на предупреждение, не имеется, поскольку неисполнение должностным лицом ФИО. возложенных на нее требований законодательства о защите персональных данных, регулирующего отношения между неограниченным кругом субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются, с одной стороны, и муниципальным учреждением (в данном случае) с другой стороны, свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, посягающим на общественные отношения, связанные с использованием персональных данных, эффективное и правильное обеспечение защиты которых возможно только при выполнении требований Закона о персональных данных, и как следствие, правильной организации работы оператора.

Таким образом, поскольку вменяемое должностному лицу административное правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, то в представленной ситуации оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать должностное лицо - заведующую Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № __» ФИО виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Документ об оплате штрафа рекомендуется представить на судебный участок № 6 Камчатского края по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Циолковского д. 83/1.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, л/с 04382009020), ИНН 4101128815, КПП 410101001, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ БАНКА РОССИИ//УФК по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский, БИК 01300__02, расчетный счет 40102810945370000031, корр.счет 03100643000000013800 ОКТМО 30701000 КБК 83411601133019000140 УИН 0319726723062300063700017

Мировой судья                                                       А.Г. Геготаулина 

Источник: http://6.kmch.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=19697618&case_number=1839__37&delo_id=1500001 

Информация по делу
Статьи
ч.3 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка № 6 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края
Судья
Геготаулина А.Г.
Дата решения
2023-06-23
Категории
Сайт
Часть 3 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Обязанность оператора
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие документов, определяющих политику в отношении обработки персональных данных и (или) сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Хранение карточек по форме Т2 на стеллажах, отсутствие стойки, ограничивающей доступ в кабинет;Медицинские карточки пациентов и их анализы -на столе лечащего врача;в карточке беременной указана национальность

Отсутствие политики, ответственного, ознакомления с законодательством

Не опубликование политики на сайте МБОУ

Оператор обрабатывал персональные данные субъектов с многочисленными нарушениями законодательства о персональных данных

Не выполнены обязанности, возложенные на оператора фз "О персональных данных"

Отсутствие на сайте политики при сборе персональных данных в целях оформления полиса ОСАГО

Невыполнение образовательным учреждением обязанности по обеспечению неограниченного доступа к политике в отношении обработки персональных данных

Не осуществляется внутренний контроль соответствия обработки персональных данных действующему законодательству и принятым нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора

Отсутствие документа, определяющего политику в отношении обработки персональных данных, и сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, обработка персональных данных без согласия субъекта

Неопубликование на сайте политики при сборе данных

Невыполнение оператором, являющимся муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных

ТСЖ не обеспечен неограниченный доступ к политике

Сбор персональных данных через сайт при отсутствии политики

Нарушение порядка ведения личных дел муниципальных служащих