Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-149/2017

по делу об административном правонарушении

            

11 мая 2017года                                     Город Самара

                            

            И.о. мирового судьи судебного участка № 13 Кировского судебного района г.Самары Самарской области - мировой судья судебного участка № 16 Кировского судебного района г.Самары Самарской области Якишина Ж.Ю., рассмотрев дело № 5-149/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ответственного за обработку персональных данных <ОБЕЗЛИЧЕНО>, расположенного по адресу: <АДРЕС> Н.Е., родившейся <ДАТА2> в <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

            Прокуратурой <АДРЕС> района г. Самара проведена проверка законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Наименование учреждения» г.о.Самара. В ходе проведения проверки установлено, что в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных значится МБУ ДО «НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» г.о. Самара. МБУ ДО «НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» г.о.Самара осуществляет деятельность, связанную с обработкой персональных данных обучающихся. Так, в реестре операторов персональных данных, лицом ответственным за обработку персональных данных по состоянию на дату внесения записи в реестр, <ДАТА3> значится <Ф.И.О.1>. Вместе с тем, приказом директора МБУ ДО «НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» г.о. Самара <НОМЕР> от <ДАТА4> ответственными за обработку персональных данных назначена  Н.Е. Таким образом, должностным лицом - <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ответственным за обработку персональных данных,  Н.Е. не соблюдены положения ст. 22 ФЗ от 27.07.2006г. № 152 - ФЗ в части ненаправления уведомления об изменениях сведений об обработке персональных данных в уполномоченный орган, чем  Н.Е. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.13.11 КоАП РФ.

   В судебном заседании  Н.Е. вину в совершенном правонарушении признала, просила назначить минимально возможное наказание.

Мировой судья, заслушав пояснения  Н.Е., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, выражается в нарушении установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152- ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152- ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическимилицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152- ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с п. 2 ст. 3  Федерального закона от 27.07.2006г. № 152- ФЗ «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Положениями п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152- ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом и допускается в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016г. № 27 Управление обладает полномочиями в сфере персональных данных,  в том числе ведет реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152- ФЗ оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152- ФЗ уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом.

Как следует из ч. 7 ст. Федерального закона от 27.07.2006г. № 152- ФЗ в случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

Мировым судьей установлено, что прокуратурой <АДРЕС> района г. Самара проведена проверка законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Наименование учреждения» г.о.Самара. В ходе проведения проверки установлено, что в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных значится МБУ ДО «НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» г.о. Самара. МБУ ДО «НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» г.о.Самара осуществляет деятельность, связанную с обработкой персональных данных обучающихся. Так, в реестре операторов персональных данных, лицом ответственным за обработку персональных данных по состоянию на дату внесения записи в реестр, <ДАТА3> значится <Ф.И.О.1>. Вместе с тем, приказом директора МБУ ДО «НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» г.о. Самара <НОМЕР> от <ДАТА4> ответственными за обработку персональных данных назначена  Н.Е. Таким образом, должностным лицом - <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ответственным за обработку персональных данных,  Н.Е. не соблюдены положения ст. 22 ФЗ от 27.07.2006г. № 152 - ФЗ в части ненаправления уведомления об изменениях сведений об обработке персональных данных в уполномоченный орган, чем  Н.Е. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.13.11 КоАП РФ.

   Вина  Н.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами, исследованными мировым судьей:

- постановлением заместителя прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС><Ф.И.О.2> о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - ответственного за обработку персональных данных МБУ ДО «НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» г.о. Самара  Н.Е. от <ДАТА8>,

- копией приказа <НОМЕР> от <ДАТА4> о назначении  Н.Е. ответственной за обработку персональных данных в ОУ;

- копией дополнительного соглашения к трудовому договору <НОМЕР> от <ДАТА9>

Таким образом, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств и в их совокупности, мировой судья приходит к выводу о том, что в действиях ответственного за обработку персональных данных МБУ ДО «НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ» г.о. Самара  Н.Е. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

При назначении административного наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, мировой судья признает совершение  Н.Е. подобного административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, мировым судьей  не установлено. 

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, мировым судьей не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо - <ОБЕЗЛИЧЕНО>, Н.Е. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Самары через мирового судью судебного участка № 13 Кировского судебного района г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

  Мировой судья                    Ж.Ю.Якишина

                                                                                                          

Источник: http://13.sam.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=73758705&case_number=5-149/2017&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 13 Кировского судебного района г.Самары Самарской области
Судья
Якишина Ж.Ю.
Дата решения
2017-05-11
Категории
Уведомление
Другие дела из подобных
категорий:

Не соблюдены положения закона в части направления уведомления об обработке персональных данных в уполномоченный орган

Не подано уведомление

Обрабатываемые персональные данные не указаны в уведомлении

Размещение в ГИС ЖКХ персональных данных в общем доступе, отсутствие уведомления в реестре операторов

Осуществление обработки персональных данных банком без соблюдения принципов и правил, предусмотренных ФЗ "О персональных данных"

Уведомление не подано до начала обработки;обработка персональных данных жильцов без согласия

Неполные сведения в уведомлении; отсутствие документов, определяющие перечень лиц, допущенных к обработке данных в ИСПДн; не ведется журнал учета машинных носителей персональных данных

При проверке выявлены многочисленные нарушения законодательства о персональных данных

Не уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных

Нарушения в деятельности медицинской организации

При проверке выявлено несоответствие обработки персональных данных требованиям законодательства

Нарушения при обработке персональных данных работников

Оспаривание предписания в части

Оспаривание предписания

Невыполнение оператором обязанности по уведомлению уполномоченного органа об изменениях сведений в Реестре операторов