Решение по административному делу
Дело <НОМЕР> КОПИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Нижний Новгород |
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
18 января 2019 года |
Мировой судья судебного участка №8 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области <ФИО1>, в помещении судебного участка, расположенного по адресу: 603950, г. Н.Новгород, ул. Советская, д. 13, с участием защитника <ФИО2> <ФИО3>, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), в отношении
юридического лица <ФИО4> (<ФИО2> ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации: <ДАТА>, юридический адрес: <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА> главным специалистом - экспертом Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу <ФИО5> составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР>, согласно которому <ДАТА> в 00 час. 00 мин. <ФИО2> допущена обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных Федеральным законом от <ДАТА> <НОМЕР> «О персональных данных», является нарушением требований ч.1 ст.6 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР> «О персональных данных». Деяние <ФИО2> квалифицировано должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, по ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с участием защитника <ФИО2> <ФИО3>, действующей на основании доверенности, которой в подготовительной части судебного заседания разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, и ст. 51 Конституции РФ. До начала и в ходе судебного заседания по данному делу об административном правонарушении, какие-либо ходатайства не поступили, отводов не заявлено.
В ходе судебного заседания защитник <ФИО2> <ФИО3> пояснила, что в результате проведенной Управлением Роскомнадзора по ПФО проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства, допущенные при обработке персональных данных лиц. В настоящее время все нарушения устранены. Подробно позиция защитника изложена в приобщенных к материалам дела возражениях на протокол об административном правонарушении.
Выслушав защитника <ФИО2> <ФИО3>, изучив материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Поручение обработки персональных данных третьим лицам подтверждается наличием договорных отношений между субъектом персональных данных, оператором и третьим лицом. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данные» содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» определяет случаи, при которых допускается обработка персональных данных:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07. 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального условии обязательного обезличивания персональных данных;
10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», обязанность представить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия иных оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, возлагается на оператора. Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» определено, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 13.11 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) является Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. На территории Нижегородской области Уполномоченным органом является Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному. На основании приказа руководителя Управления от 21.09.2018 № 134-нд Управлениемв период с 01.10.2018 по 26.10.2018 проведена плановая выездная проверка в отношении <ФИО4> за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства в области персональных данных.
В процессе своей деятельности <ФИО2> обрабатывает персональные данные работников, близких родственников работников, уволенных работников, кандидатов на замещение вакантных должностей, близких родственников кандидатов на замещение вакантных должностей, обучающихся в образовательном центре <ФИО2> пассажиров Компании, граждан, приобретающих авиа- и железнодорожные проездные (перевозочные) документы в кассах железнодорожных станций <ФИО2> пользователей официального сайта компании.
Анализ анкеты соискателя показал, что данная типовая форма содержит в себе одновременно сведения о соискателе, его близких родственниках и лицах, которые могут дать рекомендации.
Анкета не содержит подтверждения согласия кандидатов, близких родственников либо лиц, рекомендующих соискателя на обработку персональных данных.
В разделе «Семья» кандидатом заполняются сведения об отце, матери, муже/жене, детях в объеме: фамилия, имя, отчество полностью, дата рождения полностью, место работы и должность.
В анкете кандидата <ФИО6> от <ДАТА> обнаружены заполненные сведения о матери (фамилия, имя, отчество, день, месяц, год рождения, место работы (социальный статус) и дочери (фамилия, имя, отчество, день, месяц, год рождения, место работы - домохозяйка).
В рамках проверки у <ФИО2> было запрошено правовое основание обработки персональных данных близких родственников соискателей, либо их письменные согласия, однако подтверждение согласий близких родственников соискателя на обработку их персональных данных не представлены.
<ФИО2> представлена информация о том, что соискатель на вакантные должности по отношению к персональным данным близких родственников выступает как оператор по обработке персональных данных и поручает их обработку компании, в связи с чем, согласия на обработку персональных данных <ФИО2> не требуется, при этом не предоставлено доказательств получения согласий близких родственников соискателей на обработку их персональных данных, либо доказательства наличия иных законных оснований для обработки их персональных данных.
Таким образом, <ФИО2> допущена обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, в отсутствие согласия субъекта персональных данных на их обработку.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от <ДАТА> <НОМЕР>,
- копией анкеты кандидата на вакансию от <ДАТА>, составленной на имя <ФИО7>,
- копией согласия на обработку персональных данных от <ДАТА>,
- копией отчета о проверке <ФИО2> <НОМЕР> от <ДАТА>,
- копей запроса о предоставлении <НОМЕР> от <ДАТА>,
- копией акта проверки <ФИО2> <НОМЕР> от <ДАТА>,
- копией выписки из журнала учета проверок с указанием сведений о времени проведения проверки,
- копией сведений о результатах плановой выездной проверки в отношении <ФИО2>
- копией справки о результатах плановой выездной проверки соблюдения <ФИО2> требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных,
- выпиской из ЕГРЮЛ.
Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, мировой судья считает, что они относятся к факту совершения юридическим лицом - <ФИО2> рассматриваемого административного правонарушения, являются допустимыми, т.е. получены с соблюдением требований закона, существенных процессуальных нарушений при их составлении, способных повлечь признание их недопустимыми, не допущено. Указанные доказательства достоверно устанавливают фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, в своей совокупности являются достаточными для правильного разрешения дела, оснований не доверять исследованным доказательствам у мирового судьи не имеется.
Из материалов дела следует, что <ФИО2> не предоставило правовое основание обработки персональных данных близких родственников соискателей, либо их письменные согласия.
Признаков уголовно наказуемого деяния в действиях <ФИО2> либо оснований для квалификации деяния по ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ не усматривается.
При таких обстоятельствах, совокупность доказательств, исследованных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, дает основание признать вину юридического лица - <ФИО2> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ, доказанной, мировой судья квалифицирует деяние юридического лица как обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Оснований для применения положений ст.ст. 2.7, 2.9 КоАП РФ не усматривается.
При назначении наказания <ФИО2> мировой судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
При таких обстоятельствах в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений в дальнейшем, как самим правонарушителем, так и другими лицами, мировой судья считает возможным назначить <ФИО2> наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ.
Руководствуясь ч.1 ст. 13.11, ст.29.7, ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - <ФИО4>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Канавинский районный суд г. Н.Новгорода путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 8 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья п/п <ФИО1>
Копия верна.
Мировой судья <ФИО1>
Секретарь
Подлинник хранится в материалах дела об административном правонарушении <НОМЕР> судебного участка №8 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области.
Источник:http://kanav8.nnov.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=3318376&delo_id=1500001
Согласие
Цель обработки
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Согласие не содержит необходимых сведений; данные переданы без согласия
Направление в ИФНС обращения с приложением копии паспорта гражданина РФ
Национальность в анкете при трудоустройстве
Письменная форма согласия работника не соответствует ч.4 ст.9 ФЗ "О персональных данных"
Размещение на сайте информации, содержащей персональные данные, в том числе, специальной категории
На сайте детского сада отсутствует политика, обработка персональных данных ведется без согласия
Фото персональных данных и направление по мессенджеру третьему лицу
Отсутствие согласия субъекта на обработку персональных данных, содержащихся в открытых источниках
Отсутствие у субъекта возможности выразить согласие на обработку персональных данных либо отказ
Обработка персональных данных бывшего работника в ИСПДн
Обработка персональных данных родственников работников в объеме, превышающем цели обработки
Размещение в открытом доступе списка должников с их персональными данными