
Решение по административному делу
Дело №5-715/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 декабря 2018 года г. Петровск
Мировой судья судебного участка № 1 Петровского района Саратовской области, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №2 Петровского района Саратовской области Кондрашова О.С.,
при секретаре - ФИО1,
с участием старшего помощника Петровского межрайонного прокурора Саратовской области ФИО,
в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «НАИМЕНОВАНИЕ» (далее по тексту - МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ» ФИО, <ДАТА1> рождения, уроженки <ОБЕЗЛИЧЕНО>
в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ФИО, являясь директором МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ», совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.
Как следует из постановления заместителя Петровского межрайонного прокурора Саратовской области от 23 ноября 2018 года, проведен мониторинг сайта МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ», расположенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» <адрес>.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту - Закон №152-ФЗ):1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона №152-ФЗ - оператор обязан принимать меры, принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
Частью 2 названной выше правовой нормы - оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
Согласно п. 9 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года №582 при размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации персональных данных.
В постановлении далее указывается, что проведенным мониторингом установлено, что образовательное учреждение осуществляет сбор и обработку персональных данных обучающихся, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при этом, в нарушение ч. 2 ст. 18.1 Закона №152-ФЗ, оператором персональных данных на официальном сайте МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ» не опубликован документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных, сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, что в свою очередь нарушает права обучающихся в области защиты персональных данных, а также на доступ к данной информации.
Как далее следует в постановлении, директор образовательного учреждения ФИО в силу занимаемой должности обязана исполнять указанные выше требования закона, однако, надлежащих мер к его исполнению не приняла.
С учетом изложенного выше, в постановлении указывается, что в действиях ФИО усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ - невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, и сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
ФИО в судебное заседание не явилась, хотя о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом - телефонограммой. Ходатайств об отложении судебного заседания не представила.
В судебном заседании старший помощник <АДРЕС> межрайонного прокурора <АДРЕС> области <ФИО1> поддержал в полном объеме доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и просил признать директора <ФИО2> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.
Заслушав помощника прокурора, а также исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, оценка доказательств производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, исходя из положения ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации, не допускается.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическим лицами с использованием средств автоматизации, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств, соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются Законом №152-ФЗ «О персональных данных».
Так, п. 1 ст. 3 Закона №152-ФЗ, установлено, что персональными данными являются -любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона №152-ФЗ - обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действия (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона №152-ФЗ - оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
В силу положений ч. 1 ст. 18.1 Закона №152-ФЗ - оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
Согласно п. 9 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года №582, при размещении информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона №152-ФЗ - обязанность оператора опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
Между тем, как установлено в судебном заседании из представленных материалов, в ходе проведенного мониторинга, выявлен факт неопубликования на официальном сайте МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документа, определяющего политику МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ» в отношении обработки персональных данных, и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных. При этом, указанное образовательное учреждение осуществляет сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством получения персональных данных на адрес электронной почты.
Приведенное выше обстоятельство подтверждается представленным скриншотом официального сайта образовательного учреждения - МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ».
Как следует из выписки из приказа №192-К от 09 октября 2001 года, ФИО назначена на должность директора МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ» с 09 октября 2001 года и в силу занимаемой должности обязана выполнять требования Закона №152-ФЗ.
При изложенных выше обстоятельствах факты, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, признаются установленными.
С учетом изложенного выше, оценив и проанализировав все имеющиеся доказательства в совокупности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к убеждению о виновности директора МБОУ «НАИМЕНОВАНИЕ» ФИО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ - невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, и сведениям реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО., в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, признаю наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений правонарушителем, что установлено ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
При решении вопроса о мере наказания ФИО, учитываю характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность виновной и ее имущественное положение.
При таких обстоятельствах в наибольшей степени отвечать цели административного наказания в данном случае, будет административная ответственность ФИО в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 13.11 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «НАИМЕНОВАНИЕ» ФИО, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Петровский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного постановления путем подачи жалобы мировому судье или в Петровский городской суд Саратовской области непосредственно.
Мировой судья: О.С. Кондрашова
Источник: http://96.sar.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=2096277&delo_id=1500001
Часть 3 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Политика
категорий:
В ходе проверки туристической фирмы выявлены нарушения закона
На сайте общества размещены персональные данные должников
В договоре поручения учтены не в полном объеме требования закона
Оператор не опубликовал политику в отношении обработки персональных данных
Отсутствие на официальном сайте учреждения политики
Размещение на сайте списков участников олимпиады, отсутствие политики