Судебная практика

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
Именем Российской федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва
08 октября 2019 года                         Дело № А40-173866/19-139-1491

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 08 октября 2019 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Ваганова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Акционерного общества "Обезличено" (Адрес, , ОГРН: ________________-, Дата присвоения ОГРН: 25.03.2003, ИНН: ________________________)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан (420111, Республика Татарстан, г. Казань,ул. Б.Красная, д. 30)
о признании незаконным и отмене постановления от 13.06.2019 №596/З
при участии:
от заявителя – ФИО, дов. №82 от 01.10.2019;
от ответчика – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

АО "Обезличено" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Роспотребнадзора по Республике Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления от 13.06.2019 №596/З о привлечении АО "Обезличено" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 10 000 руб.
 В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие в его действиях события и состава вмененного административного правонарушения.
 Ответчик представил копии материалов дела об административном правонарушении и отзыв, в котором требования заявителя не признает, указывая на то, что общество было привлечено к административной ответственности на законных основаниях при соблюдении установленной процедуры.
 Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
 Согласно п.7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
 В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
 Судом проверено и установлено, что срок на обжалование постановления предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюден.
 Как следует из материалов дела, управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее - Управление, Административный орган) вынесено постановление по делу об административном правонарушении №596/з от 13.06.2019г. (далее - Постановление) о признании Акционерного общества «Обезличено» (далее - Страховщик, Заявитель) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.8. КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей).
 Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
 В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
 Частью 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской
Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, возникают из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе, в сфере кредитования населения.
 Согласно мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 № 4-П гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, то есть для банков.
 Конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц.
 На основании требований Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421); договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам,  установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим -в момент его заключения (пункт 1 статьи 422). В случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами (статья 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»).
 Пункт 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» указывает, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
 Как следует из материалов дела, 21.05.2019 г. в 10 час. 30 мин. в Управлении Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), расположенном по адресу: г.Казань, ул. Б. Красная, д. 30, в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, при рассмотрении и анализе документов, приложенных к письменному обращению ФИО (per. № 4017/2/14 от 09.04.2019 г.) по вопросу нарушения прав потребителей АО «Обезличено», юридический адрес: 107023, г. Москва, ул. Адрес, было установлено, что в договор страхования, заключенный между ФИО (смена фамилии была произведена на основании свидетельства о заключении брака) и АО «Обезличено», включены условия, ущемляющие права потребителя, а именно:
 В договоре страхования указано, что «Подписывая настоящий договор страхования я, являясь Страхователем и Застрахованным лицом, даю свое согласие на обработку своих персональных данных АО «Обезличено» (место нахождения: Адрес), АО «Обезличено» (Адрес) (далее - «Банк»), Я даю свое согласие на обработку (в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, распространение, предоставление, передачу (включая трансграничную передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение) моих персональных данных.
 Такое согласие дается мной: на обработку персональных данных любым способом, в том числе как с использованием средств автоматизации (включая программное обеспечение), так и без использования средств автоматизации (с использованием различных материальных носителей, включая бумажные носители);в отношении любой информации, относящейся ко мне, полученной как от меня, так и от третьих лиц, включая: фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, дату рождения, пол, адрес места жительства, адрес места пребывания, семейное положение, должность, доходы, номера контактных телефонов и адрес электронной почты, в том числе на обработку специальных категорий персональных данных, в частности данных, касающихся состояния моего здоровья и данных составляющих врачебную тайну; для цели исполнения Договора страхования, продвижения продуктов (услуг) Страховщика и/ или Банка на рынке, равно как продвижения совместных продуктов Страховщика и/ или Банка и продуктов (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) третьих лиц -партнеров Страховщика и/ или Банка;на весь срок моей жизни, при этом я понимаю, что я могу отозвать свое согласие посредством направления Страховщику и Банку письменного уведомления».
 Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее -Закон N 152-ФЗ) определяет, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе (часть 1 статьи 5).
 Исходя из положений ст. 6 и 9 Закона № 152 - ФЗ, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а без его согласия - в случаях, регламентированных Законом № 152 - ФЗ.
 В силу части 1 статьи 9 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
 Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
 Так, из ст. 6 Закона № 152-ФЗ следует, что оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
 Как следует из ст. 7 Закона № 152 - ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 152 - ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных,
номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
 Между тем, из текста заключенного с потребителем договора страхования невозможно установить наименование или фамилию, имя, отчество и адрес компаний, которым предусмотрена передача (распространение, предоставление, передачу) персональных данных.
 Таким образом, не поименованные лица, фактически становясь операторами либо лицами, получившими доступ к персональным данным потребителя, не становятся обязанными сохранять конфиденциальность таких данных.
 Подписав данное условие договора, потребитель фактически согласился с возможностью передачи его персональных данных третьими лицами, при этом страховой организацией не были учтены установленные законом специальные требования к письменному согласию субъекта персональных данных.
 Следовательно, данное условие договора ущемляет права потребителя посредством предоставления третьему лицу необоснованного права на обработку и передачу персональных данных потребителя без получения от такого потребителя соответствующего согласия в письменной форме, установленной законом.
 Вышеуказанное условие в договоре не охвачено самостоятельной волей и интересом потребителя, поскольку согласие, в данном случае, определено наличием напечатанного текста в договоре типографским способом.
 В пункте 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
 В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
 В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и пункту 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 В соответствии со статьей 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
 Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, функции, связанные с осуществлением надзора и контроля за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 Полномочия Управления на осуществление государственного надзора в сфере защиты прав потребителей также подтверждаются Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412.
 Довод заявителя о том, что страховая организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, опровергается договором страхования, в котором четко прописано действия организации.
 Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт вынесен уполномоченным лицом. Требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
 Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
 В соответствии с ч. 2 статьи 14.8 КоАП включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
 В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.
 Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
 У юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об  административных правонарушениях, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 Срок привлечения к административной ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в один год, соблюден Управлением.
 Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемые постановления вынесены обоснованно и в соответствии с законом, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
 При этом суд указывает, что поскольку представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.06.2019 содержит также указание на нарушение Банком указанных требований закона о защите прав потребителей, которое Банком допущено, то требования заявителя об отмене указанного акта также не подлежит удовлетворению.
 Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.
 При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о законности вынесенных в отношении заявителя представления и постановления, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
 Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
 На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 6.3, 14.8 , 24.5, 25.1, 25.4, 29.7, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                 РЕШИЛ:
 В удовлетворении заявленных требований отказать.
 Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                   Е.А. Ваганова

Источник: http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/21f45731-f261-4959-8110-9980b5df4793/f1bd66d9-e4d1-477c-a904-eb4456645db8/A40-173866-2019_20191008_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True

Информация по делу
Статьи
ФЗ "О персональных данных"
Суд
Арбитражный суд города Москвы
Судья
Ваганов Е.А.
Дата решения
2019-10-08
Категории
Согласие
Предоставление
Неожиданные решения
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение на информационных досках многоквартирного дома копии решения суда,содержащего персональные данные субъектов

Включение в договор избыточных и навязанных согласий, не связанных с предметом договора

Направление письма с персональными данными супруги должника

Предоставление персональных данных жильцам дома

Отсутствие письменного согласия на обработку персональных данных заемщиков

Размещение на доске почета персональных данных без согласия

Публикация статьи, содержащей персональные данные умершего

Размещение на сайте фотографии несовершеннолетнего в отсутствие согласия законного представителя

Нет политики на сайте и согласия

Предоставление управляющей компанией реестра должников организации в силу договора

Рассылка по электронной почте информации, содержащей персональные данные

Обработка банком персональных данных третьего лица, полученных от заемщика

Обработка персональных данных собственника жилого помещения без его письменного согласия

Обработка персональных данных при отзыве согласия

Письменное согласие субъекта не соответствует требованиям законодательства о персональных данных