Судебная практика

Решение по административному делу

    Дело № 5-106-1027/10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Волгоград                                                            21 октября 2010 г.

  Мировой судья  судебного участка № 106 Волгоградской области (Советский район г.Волгограда) Бортовая Е.В., рассмотрев поступившие в судебный участок 06.10.2010г. материалы дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении: ТСЖ «<АДРЕС> по адресу: г.Волгоград, ул. Тулака, д. 1 «а»,

УСТАНОВИЛ:

 В отношении ТСЖ «<АДРЕС> заместителем прокурора Советского района Волгограда 30.09.2010 г. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ.

 В период с 24.09.2010 г. по 30.09.2010 г. на момент проведения проверки выявлены следующие нарушения: 1) непредставление в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) уведомления об обработке персональных данных, в части осуществления деятельности по обработке персональных данных, не подпадающие под исключения ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных» <НОМЕР> от <ДАТА5>, а именно обработки персональных данных физических лиц, не состоящих в договорных отношениях с ТСЖ «<АДРЕС>; 2) несоблюдение оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, без использования средств автоматизации, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки; 3) отсутствие документов об установлении мест хранения персональных данных физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, перечня мер, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к персональным данным, не определен перечень лиц, ответственных за реализацию вышеуказанных мер; 4) нарушение обязательных требований при обработке персональных данных в рамках трудовых отношений в части отсутствия документов, устанавливающих порядок хранения и использования персональных данных работников; 5) нарушение обязательных требований при обработке персональных данных в рамках трудовых отношений в части отсутствия документов, подтверждающих ознакомление работников и их представителей с документами работодателя, устанавливающими порядок хранения и использования персональных данных работников.

В судебном заседании председатель ТСЖ «<АДРЕС>  <ФИО> в судебном заседании вину в совершении правонарушения признала, просила строго не наказывать.

 Выслушав <ФИО>., заслушав заключение прокурора <ФИО>., полагавшего постановление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, мировой судья находит причастность ТСЖ «<АДРЕС> в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ доказанной по следующим основаниям.

 Согласно ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 В соответствии с ч.1 и 2 ст. 19 ФЗ «О защите персональных данных» оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

 Правительство Российской Федерации устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

 В судебном заседании установлено, что ТСЖ «<АДРЕС> не представлены в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) уведомления об обработке персональных данных, в части осуществления деятельности по обработке персональных данных, не подпадающие под исключения ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных» <НОМЕР> от <ДАТА5>, а именно обработки персональных данных физических лиц, не состоящих в договорных отношениях с ТСЖ «<АДРЕС>.

 Согласно ст. 22 ФЗ «О защите персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

 Данное уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

3) категории персональных данных;

4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.

 Также ТСЖ «<АДРЕС> не соблюдены требования по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, без использования средств автоматизации, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки.

 Согласно п. 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденное постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР> (далее - Положение), лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

 Кроме того, у ТСЖ «<АДРЕС> отсутствуют документы об установлении мест хранения персональных данных физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, перечня мер, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к персональным данным, не определен перечень лиц, ответственных за реализацию вышеуказанных мер.

 Однако, в силу п.п. 13, 15 Положения, обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

 Также, ТСЖ «<АДРЕС> нарушило обязательные требования при обработке персональных данных в рамках трудовых отношений в части отсутствия документов, устанавливающих порядок хранения и использования персональных данных работников.

 На основании ст. 87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и федеральных законов.

 У ТСЖ «<АДРЕС> отсутствуют документы, подтверждающие ознакомление работников и их представителей с документами работодателя, устанавливающими порядок хранения и использования персональных данных работников.

 Однако, в силу п. 8 ст. 86 ТК РФ в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие требования: работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

<АДРЕС> обстоятельства подтверждаются актом проведения проверки (л.<АДРЕС>0), объяснениями председателя ТСЖ «<АДРЕС>  <ФИО><ФИО4> (л.д. 8) и материалами дела.

 Таким образом, в действиях ТСЖ «<АДРЕС> имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ.

 В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 При определении вида и меры административного наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности содеянного ТСЖ «<АДРЕС>, и в силу ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ признает смягчающим административную ответственность обстоятельством раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, признание им своей вины.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

 В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости назначения ТСЖ «<АДРЕС> наказания в виде предупреждения, указанного в санкции ст. 13.11 КоАП РФ.

  Вместе с тем, суд разъясняет, что  предупреждение, равно как и другое административное наказание, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 13.11, 29.10  КоАП РФ, суд:

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ТСЖ «<АДРЕС> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и  назначить ему наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 суток в Советский районный суд г.Волгограда со дня вручения или получения копии постановлении путем подачи жалобы  через судебный участок № 106 Волгоградской области.

Мировой судья                                                          Е.В. Бортовая

Источник: http://106.vol.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=1866681&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №106 Волгоградской области
Судья
Бортовая Е.В.
Дата решения
2010-10-21
Категории
Работники
Уведомление
Локальные акты оператора
Обязанность оператора
Порядок хранения
Другие дела из подобных
категорий:

Оператор ПДн привлечен к ответственности за непринятие необходимых мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

Отсутствие политики, ответственного, ознакомления с законодательством

Превышение объема обрабатываемых персональных данных работников

У окна регистратуры медицинского учреждения размещены результаты флюорографических исследований пациентов

Осуществление видеонаблюдения на режимном предприятии

Оператором не исполняются требования федерального закона "О персональных данных"

Несоблюдение Оператором обязательных требований при заключении договора аутсорсинга

Обработка персональных данных родственников работников в объеме, превышающем допустимый

Не приняты меры, необходимые для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством

Положение о порядке обработки и обеспечения безопасности персональных данных, обрабатываемых в учреждении на официальном  сайте или стенде не размещено

Отсутствие согласия на обработку персональных данных от иностранных граждан, заключивших договоры об оказании услуг по приему комплексного экзамена

Не приняты меры, необходимые для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством

Обработка персональных данных работников

Отсутствие политики в отношении обработки персональных данных в отношении обработки персональных данных на сайте администрации

Нарушены требования законодательства о персональных данных