
Решение по административному делу
Дело № 5-106-1027/10
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 21 октября 2010 г.
Мировой судья судебного участка № 106 Волгоградской области (Советский район г.Волгограда) Бортовая Е.В., рассмотрев поступившие в судебный участок 06.10.2010г. материалы дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении: ТСЖ «<АДРЕС> по адресу: г.Волгоград, ул. Тулака, д. 1 «а»,
УСТАНОВИЛ:
В отношении ТСЖ «<АДРЕС> заместителем прокурора Советского района Волгограда 30.09.2010 г. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ.
В период с 24.09.2010 г. по 30.09.2010 г. на момент проведения проверки выявлены следующие нарушения: 1) непредставление в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) уведомления об обработке персональных данных, в части осуществления деятельности по обработке персональных данных, не подпадающие под исключения ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных» <НОМЕР> от <ДАТА5>, а именно обработки персональных данных физических лиц, не состоящих в договорных отношениях с ТСЖ «<АДРЕС>; 2) несоблюдение оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, без использования средств автоматизации, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки; 3) отсутствие документов об установлении мест хранения персональных данных физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, перечня мер, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к персональным данным, не определен перечень лиц, ответственных за реализацию вышеуказанных мер; 4) нарушение обязательных требований при обработке персональных данных в рамках трудовых отношений в части отсутствия документов, устанавливающих порядок хранения и использования персональных данных работников; 5) нарушение обязательных требований при обработке персональных данных в рамках трудовых отношений в части отсутствия документов, подтверждающих ознакомление работников и их представителей с документами работодателя, устанавливающими порядок хранения и использования персональных данных работников.
В судебном заседании председатель ТСЖ «<АДРЕС> <ФИО> в судебном заседании вину в совершении правонарушения признала, просила строго не наказывать.
Выслушав <ФИО>., заслушав заключение прокурора <ФИО>., полагавшего постановление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, мировой судья находит причастность ТСЖ «<АДРЕС> в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ доказанной по следующим основаниям.
Согласно ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 19 ФЗ «О защите персональных данных» оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.
Правительство Российской Федерации устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.
В судебном заседании установлено, что ТСЖ «<АДРЕС> не представлены в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) уведомления об обработке персональных данных, в части осуществления деятельности по обработке персональных данных, не подпадающие под исключения ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных» <НОМЕР> от <ДАТА5>, а именно обработки персональных данных физических лиц, не состоящих в договорных отношениях с ТСЖ «<АДРЕС>.
Согласно ст. 22 ФЗ «О защите персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
Данное уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:
1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;
2) цель обработки персональных данных;
3) категории персональных данных;
4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
5) правовое основание обработки персональных данных;
6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;
8) дата начала обработки персональных данных;
9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.
Также ТСЖ «<АДРЕС> не соблюдены требования по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, без использования средств автоматизации, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки.
Согласно п. 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденное постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР> (далее - Положение), лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).
Кроме того, у ТСЖ «<АДРЕС> отсутствуют документы об установлении мест хранения персональных данных физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, перечня мер, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к персональным данным, не определен перечень лиц, ответственных за реализацию вышеуказанных мер.
Однако, в силу п.п. 13, 15 Положения, обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.
Также, ТСЖ «<АДРЕС> нарушило обязательные требования при обработке персональных данных в рамках трудовых отношений в части отсутствия документов, устанавливающих порядок хранения и использования персональных данных работников.
На основании ст. 87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и федеральных законов.
У ТСЖ «<АДРЕС> отсутствуют документы, подтверждающие ознакомление работников и их представителей с документами работодателя, устанавливающими порядок хранения и использования персональных данных работников.
Однако, в силу п. 8 ст. 86 ТК РФ в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие требования: работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.
<АДРЕС> обстоятельства подтверждаются актом проведения проверки (л.<АДРЕС>0), объяснениями председателя ТСЖ «<АДРЕС> <ФИО><ФИО4> (л.д. 8) и материалами дела.
Таким образом, в действиях ТСЖ «<АДРЕС> имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При определении вида и меры административного наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности содеянного ТСЖ «<АДРЕС>, и в силу ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ признает смягчающим административную ответственность обстоятельством раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, признание им своей вины.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости назначения ТСЖ «<АДРЕС> наказания в виде предупреждения, указанного в санкции ст. 13.11 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд разъясняет, что предупреждение, равно как и другое административное наказание, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 13.11, 29.10 КоАП РФ, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ТСЖ «<АДРЕС> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 суток в Советский районный суд г.Волгограда со дня вручения или получения копии постановлении путем подачи жалобы через судебный участок № 106 Волгоградской области.
Мировой судья Е.В. Бортовая
Источник: http://106.vol.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=1866681&delo_id=1500001
Уведомление
Локальные акты оператора
Обязанность оператора
Порядок хранения
категорий:
Отсутствие локальных актов и ознакомления с ними работников
Выявлено несколько нарушений требований закона
Отсутствие организации в реестре операторов
В деятельности ИП установлены нарушения при работе с персональными данными
Размещение дополнительного соглашения в сети "Интернет", содержащего персональные данные работника
Не приняты меры по соблюдению законодательства
Не выполнены требования законодательства о персональных данных
Непринятие локальных актов и мер, предусмотренных законодательством
Оператором не исполняются требования федерального закона "О персональных данных"