Судебная практика

Дело № 2а-3054/2019 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 октября 2019 года                                                 город Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коноваловой И.Е.,

при секретаре судебного заседания ФИО3.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Название» об оспаривании недобровольной госпитализации, возложении обязанности уничтожить медицинскую карту амбулаторного психиатрического больного и сведений из электронной базы данных,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Название» (далее - ГБУЗ ПК «Название») об оспаривании недобровольной госпитализации, возложении обязанности уничтожить медицинскую карту амбулаторного психиатрического больного и сведений из электронной базы данных.

В обоснование требований указала, что 26 марта 2013 года она привела сына в ГБУЗ ПК «Название» для прохождения лечения. Ей сообщили, что сына необходимо госпитализировать в стационар, после чего сына на автомобиле скорой медицинской помощи увезли, а она пошла в сторону дома. Ее догнал сотрудник полиции, насильно посадил в автомобиль скорой медицинской помощи, на котором она была доставлена в стационар «Энергия», где она находилась на протяжении 3 дней. От лечения истец отказалась. Через 3 дня ее отпустили, сообщив, что не нашли оснований для ее лечения. 22 июня 2018 года, при прохождении медицинского осмотра, она узнала, что на ее имя заведена медицинская карта, при этом она в амбулаторию психиатрической клиники за медицинской помощью не обращалась. Просит признать недобровольную госпитализацию от 26 марта 2013 года в ГБУЗ ПК «Название» и насильственное удерживание в закрытом помещении в течение 3 дней незаконным; возложить на ответчика обязанность уничтожить незаконно заведенную на ее имя медицинскую карту амбулаторного психиатрического больного; возложить на ответчика обязанность уничтожить сведения из электронной базы данных.

Административный истец – ФИО о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя, на требованиях настаивает.

Представитель административного истца – ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам административного иска. Пояснила, что о нарушении своих прав административный истец узнала 22 июня 2018 года при прохождении медицинского осмотра.

Административный ответчик – ГБУЗ ПК «Название» о месте и времени судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных возражениях указывают, что 26 марта 2013 года ФИО привела сына на осмотр к участковому психиатру. В связи с обострением заболевания ФИО было предложено госпитализировать сына в стационар, на что истец ответила категорическим отказом, утверждала, что ее сын здоров. После обследования сына комиссией врачей было принято решение о его недобровольной госпитализации. В момент помещения сына в автомобиль скорой медицинской помощи ФИО начала громко кричать, оказывала сопротивление сотрудникам полиции и скорой медицинской помощи. В связи с психомоторным возбуждением ФИО ее неадекватной реакцией на госпитализацию сына, отсутствием критики на состояние сына, с целью предотвращения возможных негативных последствий поведения ФИО, во избежание нападения на медицинский персонал, ее агрессивным поведением в отношении сотрудников СОБР и полиции, комиссией врачей принято решение о недобровольной госпитализации ФИО в психиатрическую больницу. Была проведена беседа с дочерью, которая согласилась с решением врачей. 26 марта 2013 года в 16:30 часов ФИО была госпитализирована в психиатрический стационар ГБУЗ ПК «Название», добровольно согласие на госпитализацию и лечение не дала. Врачом-психиатром ФИО1 было принято решение о ее недобровольной госпитализации с целью наблюдения и обследования пациентки в сроки, установленные законодательством. В ходе наблюдения и обследования у ФИО не было выявлено острой психотической симптоматики, 28 марта 2019 года истец была освидетельствована комиссией врачей-психиатров, которая не выявила оснований для лечения пациентки, установлен диагноз расстройство личности параноидного типа, психомоторное возбуждение. 28 марта 2013 года в 14:00 ФИО выписана, общее время госпитализации менее 48 часов, лечение за время госпитализации не проводилось. 23 июля 2018 года установлено, что принудительная госпитализация ФИО была обоснованной, так как у нее подозревалось острое психотическое расстройство. Медицинская карта амбулаторного пациента оформлена согласно Приказу Минздрава РФ № 420 от 31 декабря 2002 года, карта заполняется на каждого обратившегося за психиатрической помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение. Карта является основным медицинским документом больного и заполняется на всех больных при первом обращении за медицинской помощью. Карта ФИО заведена 26 марта 2013 года при заседании врачебной комиссии по вопросу ее недобровольной госпитализации. При поступлении ФИО в стационар на нее была заведена карта стационарного больного, которая является основным медицинским документов стационара, который составляется на каждого поступившего в стационар больного. Срок хранения карты 25 лет. Ведение электронной базы данных регламентировано законодательством Российской Федерации. Уничтожение персональных данных возможно в установленных законом случаях. ФИО на диспансерном наблюдении в ГБУЗ ПК «Название» не состоит и ранее никогда не состояла. Диагноз установлен комиссией врачей-психиатров 28 марта 2013 года в стационаре.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-2056/2019, медицинские карты, приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обязанность доказывания соответствия закону принятых постановлений лежит на должностном лице.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении № 376-О от 28 февраля 2017 года установлено, что положения Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предоставляющие пациентам, находящимся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, право подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд, к адвокату, в государственное юридическое бюро (при наличии) (статья 37) и устанавливающие ответственность за нарушение положений этого Закона (статья 50), не препятствуют защите прав граждан, полагающих, что в отношении них были неправомерно применены процедуры госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке. Такие граждане вправе отстаивать свои права и свободы в порядке, установленном разделом VI Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ст. 28 Закона РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» основаниями для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении психиатрического обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи (п. 1). Госпитализация лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 настоящего Закона, осуществляется добровольно - по его просьбе или при наличии его согласия на госпитализацию (п. 3).

Согласно ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, он подлежит немедленной выписке.

Согласно п. 3 ст. 40 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» выписка пациента, госпитализированного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, производится по заключению комиссии врачей-психиатров или постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации.

В соответствии с ст. 47 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а также в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или прокурору (п. 1). Жалоба может быть подана лицом, чьи права и законные интересы нарушены, его представителем, а также организацией, которой законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, в месячный срок, исчисляемый со дня, когда лицу стало известно о совершении действий, ущемляющих его права и законные интересы (п. 2). Лицу, пропустившему срок обжалования по уважительной причине, пропущенный срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу (п. 3).

Из медицинских карт на имя ФИО следует, что 26 марта 2013 года пациентка привела сына, страдающего шизофренией на инъекции в процедурный кабинет. У сына выявлено состояние декомпенсации, врачебной комиссией принято решение о его госпитализации в недобровольном порядке. ФИО была категорически против такого решения, объяснения врачей не слушала, настаивала на том, что ее сын здоров, а нейролептики ему только вредят. В момент помещения сына в машину скорой медицинской помощи ФИО начала громко кричать, звать на помощь, вела себя неадекватно, оказывала сопротивление сотрудникам полиции и скорой медицинской помощи. ФИО постоянно вмешивается в лечебный процесс сына: забирает его со стационарного лечения раньше времени, поддерживающее лечение не контролирует. Не может адекватно воспринимать ухудшение психического состояния сына. Постоянно пишет жалобы с целью «защитить сына от произвола психиатров». В связи с психомоторным возбуждением, ее неадекватной реакцией на госпитализацию сына, отсутствием критики на состояние сына и происходящую ситуацию, а также с целью предотвращения возможных негативных последствий поведения ФИО, во избежание нападения на медицинский персонал (медицинскую сестру, ставившую инъекции, врачей, госпитализирующих сына), ее агрессивным поведением в отношении сотрудников СОБР и полиции, комиссией врачей принято решение о недобровольной госпитализации пациентки в психиатрическую больницу. Диагноз: острое психотическое расстройство. Выписано направление на недобровольную госпитализацию. 26 марта 2013 года в 16 часов 30 минут ФИО поступила в психиатрический стационар. 28 марта 2013 года ФИО от госпитализации и лечения в условиях ГБУЗ ПК «Название» отказалась. Заключением комиссии врачей от 28 марта 2013 года оснований для лечения по ст. 29 Закона «О психиатрической помощи» нет. Пациент подлежит выписке. Диагноз: расстройство личности параноидного типа. Психомоторное возбуждение. 28 марта 2013 года в 14 часов 00 минут выписана из стационара.

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии по контролю качества медицинской помощи ГБУЗ ПК «Название» от 23 июля 2018 года, по жалобе ФИО о том, что на нее заведена амбулаторная карта пациента, нарушений прав и свобод пациентки не установлено, карта заведена согласно установленным законам (л.д. 10).

Из представленных суду медицинских документов следует, что недобровольная госпитализация ФИО связана с ее агрессивным поведением при госпитализации ее сына, отсутствием критики к его состоянию здоровья, в связи с чем у врачей психиатров имелись основания подозревать у ФИО наличие психического расстройства, которое, исходя из поведения ФИО, может представлять опасность для нее и окружающих, возможность наступления существенного вреда здоровью ФИО в случае не оказания ей медицинской помощи.

Указанные обстоятельства являются основанием для недобровольной госпитализации ФИО в психиатрический стационар, процедура направления на недобровольную госпитализацию соблюдена, при этом, как следует из медицинских документов, в соответствии с действующим законодательством, истец в течение 48 часов после помещения в стационар была освидетельствована комиссией врачей-психиатров, по результатам которой оснований для дальнейшей ее недобровольной госпитализации установлено не было, ФИО выписана из стационара.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях сотрудников ГБУЗ ПК «Название» нарушений действующего законодательства.

Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Кроме того, истцом пропущен срок для обжалования действий по недобровольной госпитализации 26 марта 2013 года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, оснований для восстановления срока судом не установлено. Доводы истца о том, что она узнала о нарушении своих прав только 22 июня 2018 года являются не состоятельными, поскольку о нарушенном праве истец знала и могла знать в марте 2013 года.

Согласно ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана: вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 11); обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности (п. 12).

Минздрав РФ в своем Письме от 7 декабря 2015 № 13-2/1538 разъяснил, что медицинские карты амбулаторного и стационарного больного хранятся 25 лет.

Поскольку ведение медицинской документации является обязанностью учреждения, оказывающего медицинскую помощь, то оформление медицинской карты амбулаторного психиатрического больного и медицинской карты стационарного больного при оказании медицинской помощи является обязательным, с учетом необходимости хранения медицинской документации в установленные сроки, требования об уничтожении такой документации удовлетворению не подлежат, в связи с тем, что ФИО ГБУЗ ПК «Название» была оказана медицинская помощь, в том числе в недобровольном порядке. Доказательств нарушений ведения медицинской документации суду не представлено.

Также о наличии медицинских карт ФИО узнала 22 июня 2018 года, в связи с чем срок по данному требованию пропущен.

Согласно ст. 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (далее - информационные системы в сфере здравоохранения) (ч. 1). В информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны (ч. 2).

В соответствии с ст. 91.1 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система) (ч. 1). Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2). Единая система включает в себя: 4) указанные в статье 94 настоящего Федерального закона и обезличенные в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования; 5) сведения о медицинской документации, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой медицинская документация создана и хранится (ч. 3). Единая система обеспечивает возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 5). Поставщиками информации в единую систему являются: 6) медицинские организации и фармацевтические организации (ч. 6). Пользователями информации, содержащейся в единой системе, являются органы и организации, указанные в части 6 настоящей статьи, а также граждане (ч. 7). Доступ к информации, содержащейся в единой системе, предоставляется поставщикам информации в единую систему, а также органам и организациям, являющимся пользователями единой системы, в соответствии с их компетенцией, установленной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (ч. 8).

Согласно ст. 92 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при осуществлении медицинской деятельности ведется учет персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования (ч. 1). В целях осуществления персонифицированного учета операторы информационных систем в сфере здравоохранения, указанные в части 3 статьи 91 настоящего Федерального закона, получают информацию от органов и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и иных организаций в рамках информационного взаимодействия в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2). При ведении персонифицированного учета должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных (ч. 4).

В соответствии с ст. 94 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в системе персонифицированного учета осуществляется обработка следующих персональных данных о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования: 1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); 2) пол; 3) дата рождения; 4) место рождения; 5) гражданство; 6) данные документа, удостоверяющего личность; 7) место жительства; 8) место регистрации; 9) дата регистрации; 10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; 11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица (при наличии); 12) анамнез; 13) диагноз; 14) сведения об организации, осуществляющей медицинскую деятельность; 15) вид оказанной медицинской помощи; 16) условия оказания медицинской помощи; 17) сроки оказания медицинской помощи; 18) объем оказанной медицинской помощи, включая сведения об оказанных медицинских услугах; 19) результат обращения за медицинской помощью; 20) серия и номер выданного листка нетрудоспособности (при наличии); 21) сведения о проведенных медицинских экспертизах, медицинских осмотрах и медицинских освидетельствованиях и их результаты; 22) примененные стандарты медицинской помощи; 23) сведения о медицинском работнике или медицинских работниках, оказавших медицинскую помощь, проводивших медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2018 года № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» утверждено Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, согласно которому Настоящее Положение определяет: а) задачи единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - единая система); б) структуру и порядок ведения единой системы; в) порядок и сроки представления информации в единую систему; г) участников информационного взаимодействия; д) порядок доступа к информации, содержащейся в единой системе; е) требования к программно-техническим средствам единой системы; ж) порядок обмена информацией с использованием единой системы; з) порядок защиты информации, содержащейся в единой системе (п. 1). Задачами единой системы являются: а) информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения; б) информационная поддержка деятельности медицинских организаций, включая поддержку осуществления медицинской деятельности; в) информационное взаимодействие поставщиков информации в единую систему и пользователей информации, содержащейся в единой системе; г) информирование населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, передачи сведений о выданных рецептах на лекарственные препараты из медицинских информационных систем медицинских организаций в информационные системы фармацевтических организаций; д) обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), информационных систем государственных внебюджетных фондов (п. 2). Выполнение задач, указанных в пункте 2 настоящего Положения, осуществляется посредством следующих функций единой системы: е) обработка и хранение указанных в статье 94 Федерального закона и обезличенных в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 91.1 Федерального закона; к) предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных услуг) по перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 2521-р, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг; л) обеспечение оказания медицинской помощи в медицинских организациях, включая выдачу направлений на проведение диагностических исследований и медицинского обследования (консультации) (п. 3). Единая система включает в себя следующие подсистемы: г) федеральная интегрированная электронная медицинская карта; д) федеральный реестр электронных медицинских документов; к) подсистема обезличивания персональных данных (п. 4). Федеральная интегрированная электронная медицинская карта представляет собой подсистему единой системы, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (п. 13). Федеральная интегрированная электронная медицинская карта обеспечивает: а) получение, проверку, обработку и хранение структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования; б) формирование баз данных обезличенной информации по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи, позволяющих систематизировать информацию для изучения течения и исхода заболеваний, клинической и экономической эффективности методов профилактики, а также для диагностики, лечения и реабилитации при отдельных заболеваниях, состояниях в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, и номенклатурой медицинских услуг, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона (п. 14). Федеральный реестр электронных медицинских документов представляет собой подсистему единой системы, содержащую сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится (п. 15). Федеральный реестр электронных медицинских документов обеспечивает: а) получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которая создается и хранится медицинскими организациями; б) преемственность и повышение качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам с согласия пациента или его законного представителя доступа к медицинской документации в форме электронных документов вне зависимости от места и времени ее оказания; в) предоставление пациенту доступа к медицинской документации в форме электронных документов, в том числе с использованием единого портала государственных услуг; г) представление медицинской документации в форме электронных документов в государственные информационные системы, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и организациями, в соответствии с настоящим Положением (п. 16). Подсистема обезличивания персональных данных представляет собой специализированную подсистему единой системы, предназначенную для выполнения процесса обезличивания сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, поступающих из информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона (п. 25). Размещение информации, определенной в части 3 статьи 91.1 Федерального закона, в единой системе осуществляется в составе и сроки, которые приведены в приложении N 1 к настоящему Положению (п. 32).

Таким образом, ведение электронной базы данных учреждениями здравоохранения предусмотрено действующим законодательством и направлено на предоставление гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в случае выявления неправомерной обработки персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по запросу субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование неправомерно обрабатываемых персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки. В случае выявления неточных персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по их запросу или по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки, если блокирование персональных данных не нарушает права и законные интересы субъекта персональных данных или третьих лиц (ч. 1). В случае подтверждения факта неточности персональных данных оператор на основании сведений, представленных субъектом персональных данных или его представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные либо обеспечить их уточнение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в течение семи рабочих дней со дня представления таких сведений и снять блокирование персональных данных (ч. 2). В случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя, а в случае, если обращение субъекта персональных данных или его представителя либо запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган (ч. 3). В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами (ч. 4). В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами (ч. 5).

Поскольку внесение ответчиком сведения в единую систему правомерно, основано на законе, доказательств внесения недостоверных данных не представлено, цель обработки персональных данных не достигнута, поскольку целью является предоставление квалифицированной медицинской помощи гражданам, то требования об уничтожении сведений из единой системы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Название» о признании недобровольной госпитализации в психиатрический стационар 26 марта 2013 года незаконным, возложении обязанности уничтожить медицинскую карту амбулаторного психиатрического больного, удалить сведения из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 29 октября 2019 года.

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи __________________________

секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам В.В. Шайдуллина

_____________________

"__" _____________ 20__ г

Решение (определение) ____ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-3054/2019

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края

УИД 59RS0040-01-2019-003718-45

Источник: https://chaikov--perm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=68142620&delo_id=41&new=0&text_number=1 

Информация по делу
Статьи
ст.6,10 ФЗ "О персональных данных"
Суд
Чайковский городской суд Пермского края
Судья
Коновалова И.Е.
Дата решения
2019-10-23
Категории
Пациенты
Обязанность оператора
Другие дела из подобных
категорий:

Оператор до начала обработки персональных данных не уведомил уполномоченный орган о намерении осуществлять обработку персональных данных и не осуществил меры, направленные на обработку персональных данных в соответствии с требованиями законодательства

Нарушения законодательства в медицинской организации

Отсутствие согласия работников, ответственного за обработку персональных данных

При проверке выявлено несоответствие обработки персональных данных требованиям законодательства

При проверке выявлены нарушения правил обработки

Размещение персональных данных пациента на спинке кровати

Хранение карточек по форме Т2 на стеллажах, отсутствие стойки, ограничивающей доступ в кабинет;Медицинские карточки пациентов и их анализы -на столе лечащего врача;в карточке беременной указана национальность

Отсутствие политики образовательного учреждения на сайте

Невыполнение обязанности по уведомлению Роскомнадзора об обработке персональных данных

Неисполнение обязанности по использованию баз данных РФ

Хранение копий документов абитуриентов после достижения цели обработки

Не осуществляется внутренний контроль соответствия обработки персональных данных действующему законодательству и принятым нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора

Множество нарушений

Несоответствие согласия ч.4 ст.9 при оказании платных медицинских услуг

Обработка персональных данных после отзыва субъектом согласия на обработку его персональных данных