Судебная практика

   Дело № 5-286\2016

Постановление

по делу об административном правонарушении

         14.06.2016 года                                                       г.Ижевск

    Мировой судья судебного участка № 1 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики ОнеговаС.Н. с участием представителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.01.2016 г на срок до 31.12.2017 г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13. 11 КоАП РФ в отношении

    <ОБЕЗЛИЧЕНО> ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР> (сокращенное наименование - <ОБЕЗЛИЧЕНО>), местонахождение: <АДРЕС> Республика<АДРЕС>при рассмотрении дела участвовал помощник прокурора Первомайского района г. Ижевск Мелешко Г.А.2

Установил:

  <ДАТА4> прокурором Первомайского района г. Ижевска  Курбатовым М.Г.3 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношение <ОБЕЗЛИЧЕНО> по признакам наличия в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Как следует из содержания постановления Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике в результате проведения с 06.04.2016 г. по 28.04.2016 г. плановой выездной проверки в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> выявлены нарушения ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а именно <ОБЕЗЛИЧЕНО> в отсутствии согласий субъектов персональных данных и иных законных оснований, допускающих обработку персональных данных без согласий, осуществляет обработку (в том числе, сбор, использование, хранение и пр.) персональных данных следующих категорий субъектов персональных данных:

  - супругов и близких родственников клиентов (в том числе заемщиков) <ОБЕЗЛИЧЕНО> персональные данные которых <ОБЕЗЛИЧЕНО> получает от клиентов в соответствующих анкетах по установленным <ОБЕЗЛИЧЕНО> формам.

    К таким персональным данным относятся: фамилия, имя и отчество, дата рождения, гражданство, место рождения, паспортные данные, ИНН, адрес регистрации, адрес фактического проживания, номера телефонов, социальный статус, место работы, должность, доходы, расходы.

    Указанные факты подтверждаются актом проверки <ОБЕЗЛИЧЕНО> Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 28.04.2016 № А-18/5/44-нд/94 и материалами, прилагаемыми к акту.

   Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике остановлено следующее.

  В соответствии с положениями Закона «О персональных данных» оператором по отношению к указанным категориям субъектов персональных данных является Банк, организующий и осуществляющий обработку персональных данных, а также определяющий цели обработки, состав персональных данных и совершаемые действия (операции) с персональными данными.

 Содержание типовых анкет, которые АКБ «Ижкомбанк» предоставляет для заполнения клиентам, установлено Банком. Анкеты содержат в своем составе поля и предусматривают занесение персональных данных третьих лиц, которые в свою очередь согласие Банку на обработку своих персональных данных не давали.

  Получение Банком персональных данных третьих лиц осуществляется вне рамок предоставления указанным лицам каких-либо услуг, а также вне рамок гражданско-правовых отношений.

 Разработанные Банком типовые формы анкет предусматривают заполнение клиентами сведений о третьих лицах, в т.ч. в случаях потребительского кредитования, при котором третьи лица не являются залогодателями, созаемщиками или поручителями по отношению к клиентам Банка.

 В случаях, когда третьи лица намерены быть поручителем, заемщиком или залогодателем, то они самостоятельно вступают с банком в гражданско-правовые отношения и могут самостоятельно предоставить свои персональные данные при заполнении соответствующих анкет и иных документов.

 Само по себе намерение (желание) клиента Банка воспользоваться услугами Банка (получить кредит) не может являться достаточным основанием для получения Банком персональных данных его супруга и близких родственников без их соответствующего согласия на обработку их персональных данных, в т.ч. в целях хранения и использования при проверке клиента, а также для связи с ними при заключении и исполнении договора с клиентом.

 Кроме того, из содержания представленных Банком письменных пояснений от 25.04.2016 № 11500-11359 следует, что отсутствие в анкетах при заполнении сведений о третьих лицах не влияет на решение Банка о выдаче кредита или иных услуг.

  Ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных» предусмотрены случаи, допускающие обработку персональных данных, в т.ч. согласие субъекта персональных данных и другие случаи.

   В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

  В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона «О персональных данных» обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных», возлагается на оператора.

  В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона «О персональных данных» персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных».

 В ходе проведения проверки установлена обработка Банком персональных данных третьих лиц в отсутствии согласия на обработку их персональных данных Банком.

  Иные законные основания, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Закона «О персональных данных» и допускающие обработку Банком персональных данных без согласия указанных категорий субъектов персональных данных, отсутствуют.

  В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона «О персональных данных» в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение.

   Своими действиями <ОБЕЗЛИЧЕНО> допустило нарушение требования ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «Оперсональных данных».

   В судебном заседании представитель <ОБЕЗЛИЧЕНО> ФИО.Л. 1 представила суду устные и письменные пояснения следующего содержания.

  28.04.2016 г. в адрес <ОБЕЗЛИЧЕНО> поступило Предписание Роскомнадзора по Удмуртской Республике № П-18/8/44-нд/-/1/21 от 28.04.2016 г. об устранении в срок до 07.10.2016 г. нарушений ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», выразившихся во включении в анкеты клиентов персональных данных супругов и близких родственников клиентов Банка.

  В соответствии с указанным предписанием Банком допущенные нарушения устранены, утверждены и используются в работе новые типовые формы Анкет клиентов, не предусматривающих предоставление персональных данных по близким родственникам клиента (копия Протокола Правления <ОБЕЗЛИЧЕНО> от 29.04.2016 г. № 08 об утверждении новой типовой формы анкет с приложением анкет приобщены к материалам дела). Сбор и обработка персональных данных третьих лиц без их письменного согласия в настоящее время Банком не осуществляется. Предписание содержало данные о допущенных нарушениях и сроке их устранения. Выявленные нарушения были устранены <ОБЕЗЛИЧЕНО> в установленный в Предписании срок.

 Представитель <ОБЕЗЛИЧЕНО> полагает, что в действиях <ОБЕЗЛИЧЕНО> отсутствуют признаки административного правонарушения, кроме того, просила признать данное нарушение малозначительным.

     В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района г. Ижевска Мелешко Г.А.2 суду пояснил, что при проведении проверки было установлено, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> нарушены  требования ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015), полагает, что допущенное правонарушение признаков малозначительности не имеет, считает, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> необходимо привлечь к административной ответственности.

 Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).

   Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

 Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

 В силу п.1 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

  Частью 5 статьи 5 Закона о персональных данных установлено, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

    Изучив материалы дела, суд считает, что вина <ОБЕЗЛИЧЕНО> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, установлена, достаточной совокупностью представленных в суд допустимых доказательств, а именно:

      - постановлением от 30.05.2016 г., письмом от 28.04.2016 № 2453-05\18, копией свидетельства, выпиской, копией устава в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> актом проверки от 28.04.2016 № А-18\5\44-нд\94, копией приказа № 88\1 от 24.03.2016 г., копией письма № 11500-11359 от 25.04.2016 г., копией акта приема-передачи документов от 06.04.2016 г.Протокол об административном правонарушении в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ судом не усматривается.

Процедура привлечения к административной ответственности <ОБЕЗЛИЧЕНО> соблюдена.

   Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

  В соответствии со ст. 3 Закона о персональных данных, персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

  В силу ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:  обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

   В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

   При проведении проверки установлено, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> в нарушение ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) осуществляет обработку персональных данных в отсутствии согласий субъектов персональных данных и иных законных оснований.

    Таким образом, <ОБЕЗЛИЧЕНО> совершено  административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.11 КоАП РФ - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

  Доводы представителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> о малозначительности совершенного правонарушения суд оценивает с точки зрения следующего

  Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

  Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

 Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

 При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствия правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

  Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

  Объектом административного правонарушения, установленного статьей 13.11 КоАП РФ являются общественные отношения в области связи и информации.

  Совершенное правонарушение является формальным и отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за указанное правонарушение.

 Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий нарушения, а в неисполнении банком своих обязанностей, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

О значимости охраняемых данной статьей общественных правоотношений свидетельствуют установленный законодателем значительный размер штрафа даже при отсутствии негативных последствий правонарушения.

Кроме того, судом принимается ст. 3.1 КоАП РФ о том, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 Обстоятельством, смягчающим административную ответственность банка, является досрочное устранение <ОБЕЗЛИЧЕНО> в установленных в Предписании Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике (до 07.10.2016 г.) нарушений законодательства.

  Отягчающих административную ответственность Банка судом не установлено.

   При назначении вида и меры наказания мировой судья принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, специфику деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО>       

  Принимая во внимание совокупность вышеизложенных обстоятельств, мировой судья считает возможным применить в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

  В соответствии со статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

      На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1- 29.10 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

 <ОБЕЗЛИЧЕНО> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде штрафа в размере 5 000 (Пять тысяч) рублей.

  Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Удмуртской Республике (Прокуратура Удмуртской Республики л\с 04131354980), ИНН 1831021019, КПП 183101001, р\с 0101810200000010001 в Отделение НБ Удмуртская республика г. Ижевска, БИК 049401001, ОКТМО 94701000КБК 415 116 90040 04 6000 140.Данных об УИН не имеется.

Сведения об уплате штрафа представить в суд.

 Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

     Постановление может быть обжаловано в Первомайский районный суд г. Ижевска УР.

    Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба подается судье, которым вынесено постановление по делу.

 В соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ мотивированное постановление изготовлено 16.06.2016 года.

  День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

        

         Мировой судья                                                          С.Н.Онегова

 

Источник: http://pervomir1.udm.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=745814&delo_id=1500001.

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка № 1 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Онегова С.Н.
Дата решения
2016-06-14
Категории
Согласие
Цель обработки
Другие дела из подобных
категорий:

Публикация статьи, содержащей персональные данные умершего

Отсутствие в первичной медицинской документации согласия на обработку персональных данных

Обработка персональных данных родственников соискателей, иных лиц

Заключение договора услуг связи без учета ч.4 ст.9 фз "О персональных данных"

Несоблюдение Оператором порядка обработки персональных данных работников, соискателей, уволенных работников

Прокуратурой выявлены нарушения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Письменные согласия на обработку персональных данных законных представителей учеников школы не отвечают требованиям ч.4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных»

Несоответствие согласия

Применение технологии распознавания лиц в г.Москве

Содержание письменных заявление (согласий) родителей  на обработку персональных данных несовершеннолетних, поступающих на обучение в 1 класс, не соответствует требованиям законодательства

Обработка биометрических персональных данных работников без их письменного согласия

Обработка персональных данных клиента банка без согласия на основании заключенного между сторонами договора

Обработка персональных данных врача на сайте "ПроДокторов"

Обработка ее персональных данных, полученных незаконным путем

Обработка персональных данных в связи с осуществлением деятельности по предоставлению займов