Судебная практика

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Дело№5-АД19-239

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва                                                                    27 декабря 2019 г.


Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,

рассмотрев защитника - адвоката Михеенковой М.А., действующей в интересах компании Тмйег, 1пс (Твиттер, Инк), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района города Москвы от 05.04.2019 № 5-618/19, решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 08.05.2019 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 09.07.2019 № 4а-4186/2019, состоявшиеся в отношении компании Т\У1г1ег, 1пс (Твиттер, Инк) (далее также - компания) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района города Москвы от 05.04.2019 № 5-618/19, оставленным без изменения решением судьи Таганского районного суда города Москвы от 08.05.2019 и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 09.07.2019 № 4а-4186/2019, компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 3000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник -адвокат ФИО выражает несогласие с указанными актами, состоявшимися в отношении компании по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее также - Закон о персональных данных, нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения компании к административной ответственности) в целях данного закона используются, в частности, следующие основные понятия: 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); 2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; 3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно части 5 статьи 18 Закона о персональных данных при сборе персональных данных, в том числе посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 указанного закона.

Как следует из части 4 статьи 20 Закона о персональных данных оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, компания привлечена к административной ответственности на основании приведенной выше статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в нарушение требований части 4 статьи 20 Закона о персональных данных в установленный срок ею не представлены в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) сведения (информация), указанные в запросе руководителя названного административного органа от 17.12.2018 № 08ЖА-106548 (поступившем в компанию в обозначенную дату), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а именно: информация о результатах принятия компанией мер по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных российских пользователей социальной сети Тшйег с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе с предоставлением заверенной блок-схемы размещения рабочих мест, на которых осуществляется хранение персональных данных российских пользователей;
справки о постановке на балансовый учет компании приобретенных серверных мощностей; договора купли-продажи серверных мощностей; копии договора аренды компанией технических площадок (ЦОД, серверные мощности) на территории Российской Федерации.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-7), запросом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 17.12.2018 № 08ЖА-106548 (л.д. 14-17) и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Деяние компании квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства, направленного на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

Применив приведенные выше положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» мировой судья и согласившиеся с ним судебные инстанции, рассмотревшие жалобы защитника компании на постановление о назначении административного наказания, обоснованно расценили деятельность компании, организующей и (или) осуществляющей обработку персональных данных, определяющей цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными, в качестве оператора. Невыполнение предусмотренных законом обязанностей послужило основанием для привлечения компании к административной ответственности по настоящему делу.

Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в вынесенных судебных актах.

В силу части 1 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без
гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Признавая несостоятельными доводы защитника - адвоката ФИО о незаконности привлечения компании к административной ответственности судебными инстанциями в обжалуемых актах обоснованно отмечено, в числе иного, на то, что о направленности сайта х^т^.гмЦег.сот в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территорию Российской Федерации свидетельствует, в частности, наличие русскоязычной версии данного сайта; использование социальной сети Т\у№ег предполагает обработку личной информации, предоставляемой российскими пользователями в учетных данных; сведений, свидетельствующих о выполнении компанией в установленный срок запроса руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 17.12.2018 № 08ЖА-106548, не имеется; довод о том, что из протокола об административном правонарушении и обжалуемых судебных актов не усматривается, невыполнение какого запроса административного органа вменяется в вину компании, необоснован, так как противоречит содержанию этого протокола и судебных актов; осуществление компанией рабочей переписки с административным органом не свидетельствует об отсутствии в деянии компании события и состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что компания
ТЫИег, 1пс (Твиттер, Инк) имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Заявителем поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы сведений об обратном также не представлено.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.

Вопреки доводам заявителя поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении, не допущено, нормы материального права применены правильно.

Должностным лицом, а также судебными инстанциями были созданы необходимые условия для реализации права компании на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном  правонарушении, рассмотрении дела и при рассмотрении жалоб на постановление судьей районного суда и заместителем председателя Московского городского суда. Право на защиту не нарушено и реализовано компанией в ходе производства по делу по своему усмотрению, в том числе посредством привлечения к участию в деле защитника ФИО Порядок и срок давности привлечения компании к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено компании Тшйег, 1пс (Твиттер,
Инк) в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2- 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 422 Таганского района города Москвы от 05.04.2019 № 5-618/19, решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 08.05.2019 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 09.07.2019 № 4а-4186/2019, состоявшиеся в отношении компании Тшйег, 1пс (Твиттер, Инк) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката ФИО, действующей в интересах компании ТшШег, 1пс (Твиттер, Инк), - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации                             С Б . Никифоров

Источник: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1849788

 

№ дела 5-618/19

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 апреля 2019 года                                               г. Москва, Большой Демидовский пер., д. 9

 

 Мировой судья судебного участка № 422 Таганского района г. Москвы Козырев А.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении иностранного юридического лица – Твиттер Инк. «Данные изъяты».

УСТАНОВИЛ:

Твиттер Инк. (Twitter Inc.), являясь иностранным юридическим лицом, не представило в орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль сведения, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, при следующих обстоятельствах.

 Твиттер Инк. (Twitter Inc.), расположенное по адресу: *****, и не имеющее регистрации на территории Российской Федерации, в нарушение ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), в срок до 16 января 2019 года включительно, не представило в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), расположенную по адресу: *****, сведения (информацию), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, определенные в запросе руководителя Роскомнадзора № 08ЖА-106548 от 17 декабря 2018 года, а именно информацию о результатах принятых указанной компанией мер по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных российских пользователей социальной сети Twitter с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе: заверенную блок-схему размещения рабочих мест, на которых осуществляется хранение персональных данных российских пользователей; справку о постановке на балансовый учёт организации приобретенных серверных мощностей; договор купли- продажи серверных мощностей; в случае аренды технических площадок (ЦОД, серверные мощности) на территории Российской Федерации необходимо было представить копию договора аренды, заключенного с компанией, представляющей соответствующие услуги.

 Таким образом, своими  бездействиями Твиттер Инк. (Twitter Inc.) 17 января 2019 года по адресу: ***** (место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7  КоАП РФ.

 Законный представитель иностранного юридического лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом, направил в суд своих защитников.

 Защитник ФИО в судебное заседание явилась, вину юридического лица не признала по доводам, изложенным в письменных объяснениях.

 Защитник ФИО в судебное заседание явился, вину юридического лица не признал по доводам, изложенным в письменных объяснениях. Так же пояснил, что при регистрации на платформе Twitter пользователям необходимо предоставить любое имя, пароль, адрес электронной почты или номер телефона.

 Несмотря на отрицание защитниками вины Твиттер Инк. (Twitter Inc.) в совершении инкриминируемого правонарушения, таковая подтверждается совокупностью доказательств, исследованных мировым судьей в ходе судебного разбирательства.

 Так, в судебном заседании в качестве свидетеля допрошен главный специалист-эксперта отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу ФИО, который пояснил, что Роскомнадзором в адрес Твиттер Инк. было направлено письмо от 27 сентября 2018 года о предоставлении  информации, касающейся исполнения требований по локализации баз данных. После этого Роскомнадзором было составлено письмо от 17 декабря 2018 года о предоставлении Твиттер Инк. конкретной информации, а именно заверенной блок-схемы размещения рабочих мест, на которых осуществляется хранение персональных данных российских пользователей, справки о постановке на баланс и учет организации приобретённых серверных мощностей, договор купли-продажи серверных мощностей, в случае аренды компанией Твиттер Инк. технических площадок серверных мощностей на территории РФ так же необходимо было представить копию договора аренды с компанией, предоставляющей данные виды услуг. 17 января 2019 года компания Твиттер Инк. ответила на письмо от 17 декабря 2018 года, дополнительно сообщив, что для детального ответа на запрос им нужно время и информация будет представлена, при этом запрашиваемая информация и указанные документы представлены не были, и не представлены на сегодняшний день, что подтверждает нежелание компании Твиттер Инк. предоставлять данную информацию, и неисполнение требований законодательства по локализации баз данных.

 В письме от 27 сентября 2018 года также был запрос о предоставлении информации о локализации баз данных, содержащих персональные данные граждан РФ. Роскомнадзор взаимодействует с Твиттером на протяжении долгого времени, проводит рабочие встречи. 15 апреля 2017 года Роскомнадзором было получено письмо от Твиттера: «Мы верим, что сможем разместить эти коммерческие данные в России к середине 2018 года и будем держать вас в курсе исполнения этих сроков, очередной задачей для нас будет обеспечение хранения персональных данных без угроз безопасности для уязвимости для Российских пользователей и их учетных записей». Это письмо было взято Роскомнадзором на контроль. После этого было направлено сентябрьское письмо о предоставлении сведений по исполнению требований о локализации. Оператором долгое время не предоставлялся ответ на это письмо. Затем было направлено письмо с запросом о предоставлении вышеуказанных сведений и документов, через два дня после направления которого пришёл ответ на сентябрьское письмо, в котором конкретной информации представлено не было, потом пришёл ответ 17 января 2019 года.

В соответствии с российским законодательством Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. В соответствии с законодательством о персональных данных Роскомнадзор имеет право требовать информацию и получать её на безвозмездной основе касательно своей деятельности. Согласно ч. 5 ст. 18 при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 ФЗ «О персональных данных» оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к каким относится локализация баз данных на территории РФ. Согласно ч. 4 ст. 18.1 ФЗ «О персональных данных» оператор обязан представить документы и локальные акты, указанные в части 1 настоящей статьи, и (или) иным образом подтвердить принятие мер, указанных в части 1 настоящей статьи, по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.                                                                                    

 Компания Твиттер Инк. предоставляет множественные виды услуг, связанные с осуществлением общения пользователей в своей социальной сети. Перед тем как направить письмо в Твиттер от 17 декабря сотрудниками Роскомнадзора был проведен анализ локальных актов, размещенных на сайте Твиттер.ком, а также информации, размещенной в общедоступных источниках. После проведенного анализа информации, размещенной на сайте, была составлена докладная записка на имя ВРИО заместителя руководителя и было выявлено, что посредством сайта Твиттер.ком осуществляется сбор персональных данных, а также сведения из общедоступных источников показывали информацию, что серверные мощности находятся на территории США. При анализе локальных актов оператора –  Твиттер Инк. не скрывал, что использует серверные мощности, размещенные на территории США, Евросоюза и других стран, где находятся его подразделения. После этого был сделан запрос от 17 декабря для предоставления конкретных документов подтверждающих локализацию или её отсутствие. При этом, пользователем является лицо, которое зарегистрировалось на данной платформе, при этом в условиях пользования сервисом Твиттер указан большой объём информации, данные документы размещены на сайте оператора. При регистрации пользователь знакомится с данными документами и ставит соответствующую отметку об ознакомлении. В этих правилах указано, что Твиттер для предоставления разнообразных сервисов использует, как правило: имя, телефон, электронную почту, анализирует информацию о том, что нравится какая-либо запись, делится этой информацией на своей странице для анализа возраста пользователя, его интересов. Регистрация пользователя не произойдёт, если он не согласился с указанными условиями

Граждане Российской Федерации регистрируются на этом сайте на русском языке путём создания учетной записи. Пользователь, когда создаёт свою учетную запись, вводит информацию о себе в поля для регистрации: имя, телефон, почту, далее уже вводит информацию по своему желанию.

 Твиттер Инк. является оператором обработки персональных данных, поскольку осуществляет обработку персональных данных пользователей сайта Твиттер. ком, а именно граждан Российской Федерации, путём систематизации, хранения, удаления. Персональные данные – любые сведения, относящиеся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу.

 Вывод о том, что персональные данные граждан Российской Федерации не хранятся на территории РФ сделан на основании информации с общедоступных источников «*****» сервисов. Указанные сервисы позволяют узнать данные об администраторе доменного имени «Твиттер. ком», где расположены базы данных, обеспечивающих работу данного ресурса, и дополнительную информация о регистраторе, контактах, о том, как можно связаться с администратором или регистратором данного доменного имени. Эта информация с общедоступных источников в интернете. В соответствии с проведенным анализом, было выявлено, что серверные мощности располагаются на территории США.

 Протокол об административном правонарушении был составлен им в связи с поступлением на имя руководителя управления Роскомнадзора по ЦФО из Роскомнадзора соответствующего поручения за подписью Врио руководителя службы, поскольку в соответствии с положением о службе –  Роскомнадзор является органом, уполномоченным по защите прав субъектов персональных данных, и осуществляет деятельность самостоятельно и через свои территориальные управления. Он удовлетворил, заявленное при составлении протокола, ходатайство об осуществлении отметки ведения аудио фиксации. Сведения о локализации баз данных включены в протокол, поскольку данная информация была запрошена у компании Твиттер Инк. Материалы дела, располагающиеся на листах: 36, 38, 39, 40, 41, 42 – скриншоты, изготовленные им лично до составления протокола об административном правонарушении для подтверждения позиции и приобщенные после составления протокола, при дополнительном анализе для обоснования своей позиции.

 Кроме того, вина иностранного юридического лица – Твиттер Инк. (Twitter Inc.) в совершении административного правонарушения предусмотренного  ст. 19.7 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении от 21.02.2019, из которого следует, что Твиттер Инк. (Twitter Inc.), расположенное по адресу: *****, и не имеющее регистрации на территории Российской Федерации, в нарушение ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), в срок до 16 января 2019 года включительно, не представило в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), расположенную по адресу: город Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, сведения (информацию), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, определенные в запросе руководителя Роскомнадзора № 08ЖА-106548 от 17 декабря 2018 года, а именно информацию о результатах принятых указанной компанией мер по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных российских пользователей социальной сети Twitter с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации (л.д. 1-7);

- копией запроса о направлении требования № 08ЖА-106548 от 17.12.2018, подписанного  руководителем Роскомнадзора ФИО, из содержания которого следует, что компания Твиттер Инк. (Twitter Inc.) в 30-дневный срок должна представить информацию о соблюдении компанией требований Закона о персональных данных в части локализации компанией баз данных, содержащих сведения о российских пользователях социальной сети Twitter, на территории Российской Федерации. Подтверждением соблюдения вышеуказанных требований является представление в адрес Роскомнадзора копий документов: заверенной блок-схемы размещения рабочих мест, на которых осуществляется хранение персональных данных российских пользователей; справка о постановке на балансовый учёт организации приобретенных серверных мощностей; договор купли- продажи серверных мощностей; в случае аренды технических площадок (ЦОД, серверные мощности) на территории Российской Федерации необходимо представить копию договора аренды, заключенного с компанией, представляющей соответствующие услуги (л.д. 14-17);

- сведения о направлении запроса на адреса электронной почты от 17.12.2018, согласно которому запрос о направлении требования № 08ЖА-106548 направлен 17.12.2018 по адресам электронной почты *****, *****, *****, *****, *****, *****, принадлежащим Твиттер Инк. (Twitter Inc.), и получено в тот же день (л.д. 18-19);

- ответом от 19 декабря 2018 года за подписью  вице-президента по вопросам публичной политики в странах Европы, Ближнего Востока и Африки ФИО4, направленного в адрес руководителя Роскомнадзор ФИО, из которого следует что компания Твиттер Инк. (Twitter Inc.) продолжает работать над поднятыми вопросами, и рассчитывает на взаимноудобное время визита команды Твиттер Инк. (Twitter Inc.) в Москву, а также с нетерпением ожидает обсуждения этих и других вопросов в ближайшие месяцы (л.д. 20-26);

- копией запроса о направлении требования № 08-109545 от 21.12.2018, подписанного  руководителем Роскомнадзора ФИО3, из содержания которого следует, что ввиду контрольных сроков предоставления информации о результатах принятых мер по обеспечению локализации баз данных российских пользователей социальной сети Twitter на территории Российской Федерации, установленных письмом Роскомнадзора от 17.12.2018 № 08ЖА-106548, предложено провести указанную встречу в период с 10 по 16 января 2019 года (л.д. 27-30);

- сведения о направлении запроса на адреса электронной почты от 21.12.2018, согласно которому запрос о направлении требования № 08А-109545 направлен 21.12.2018 по адресам электронной почты *****, *****, *****, *****, *****, *****, принадлежащим Твиттер Инк. (Twitter Inc.), и получено в тот же день (л.д. 31-32);

- копией письма от 09.01.2019, подписанного сотрудником компании «Albright Stonebridge Group» ФИО, из содержания которого следует, что указанная компания осуществляет помощь компании Твиттер Инк. (Twitter Inc.) в контактах с органами власти Российской Федерации, Твиттер Инк. (Twitter Inc.) получив предложение о проведении рабочей встречи для обсуждения вопросов об исполнении требований федерального закона «О персональных данных», делегация не сможет прибыть в Россию до 16 января 2019 года (л.д. 33);

- ответом от 17 января 2019 года за подписью  вице-президента по вопросам публичной политики в странах Европы, Ближнего Востока и Африки ФИО, направленного в адрес заместителя руководителя Роскомнадзор ФИО1, из которого следует что направляется новая информация в отношении письма от 17 декабря 2018 года. 20 декабря 2018 года в адрес Роскомнадзора направлено письмо, компания Твиттер Инк. (Twitter Inc.) продолжает изучать все вопросы в совокупности и в ближайшие дни направит ответ (л.д. 34-35, 37);

- копией докладной записки начальника отдела ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных ФИО1 от 13.12.2018, согласно которой по результатам анализа содержания локальных актов компании Твиттер Инк. (Twitter Inc.), размещенных на интернет-сайте *****, было установлено, что компания Twitter, Inc. является оператором, осуществляющим обработку персональных данных граждан Российской Федерации, на которого распространяются требования ч. 5 ст. 18 Закона в части локализации баз данных, содержащих сведения о российских пользователях социальной сети Twitter, на территории Российской Федерации.

  - копией сообщения Врио руководителя Роскомнадзора ФИО «О привлечении к административной ответственности» от 21.01.2019 № 08-5231, в котором сообщается о нарушении положений ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», совершенном 17 января 2019 года компанией Твиттер Инк. (Twitter Inc.), являющейся оператором, осуществляющим обработку персональных данных, а также другими материалами дела.

 Оценивая имеющиеся в деле и исследованные в судебном заседании доказательства, мировой судья признает их относимыми, допустимыми, достоверными и полученными в соответствии с требованиями действующего законодательства, объективно фиксирующими фактические обстоятельства по делу, носящими последовательный и непротиворечивый характер и в своей совокупности достаточными для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении и рассмотрения дела по существу. При этом, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, должностным лицом органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, копия протокола вручена защитнику Твиттер Инк. (Twitter Inc.) ФИО.

 В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ административная ответственность наступает за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.

 Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в непредставлении, а также несвоевременном представлении в государственный орган или должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

 Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере обеспечения деятельности государственных органов и должностных лиц достоверной и полной информацией.

 В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, принят Закон о персональных данных, регулирующий отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях (часть 1 статьи 1, статья 2 Закона о персональных данных).

 Данный Закон определяет принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, права и обязанности иных участников правоотношений, регулируемых этим законом.

 Согласно статье 3 Закона о персональных данных, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1);

 Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2);

 Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3).

 Согласно п. 5 ст. 18 Закона о персональных данных, при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

 В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 17 декабря 2018 года руководителем Роскомнадзора в адрес иностранного юридического лица – Твиттер Инк. (Twitter Inc.), являющейся оператором, осуществляющим обработку персональных данных граждан Российской Федерации посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направлено письмо № 08ЖА-106548, содержащее требование о предоставлении в 30-дневный срок информации о соблюдении компанией требований п. 5 ст. 18 Закона о персональных данных, в части локализации компанией баз данных, содержащих сведения о российских пользователях социальной сети Twitter, на территории Российской Федерации. Указанный запрос получен иностранным юридическим лицом в тот же день – 17 декабря 2018 года. Исходя из изложенного, последним днём, когда Твиттер Инк. (Twitter Inc.) должно было представить истребуемые документы (информацию) в уполномоченный государственный орган по защите прав субъектов персональных данных (должностному лицу органа), являлось 16 января 2019 года. Однако, в установленный срок иностранное юридическое лицо – Твиттер Инк. (Twitter Inc.), в нарушение ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», не представило в Роскомнадзор (должностному лицу) информацию о соблюдении компанией требований Закона о персональных данных в части локализации компанией баз данных, содержащих сведения о российских пользователях социальной сети Twitter, на территории Российской Федерации, а также подтверждающие документы, а именно заверенную блок-схему размещения рабочих мест, на которых осуществляется хранение персональных данных российских пользователей; справку о постановке на балансовый учёт организации приобретенных серверных мощностей; договор купли- продажи серверных мощностей; в случае аренды технических площадок (ЦОД, серверные мощности) на территории Российской Федерации необходимо было представить копию договора аренды, заключенного с компанией, представляющей соответствующие услуги. При этом, представление указанных сведений (информации) предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

 Доводы защитников ФИО и ФИО1 о том, что в действиях компании отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку компания ответила на письмо Роскомнадзора от 17.12.2018 № 08ЖА-106548, своего подтверждения в ходе производства по делу не нашли, поскольку полностью опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в частности  протоколом об административном правонарушении, копией сообщения Врио руководителя Роскомнадзора ФИО2 «О привлечении к административной ответственности» от 21.01.2019 № 08-5231, а также показаниями, допрошенного в ходе рассмотрения дела, главного специалиста-эксперта отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу ФИО3, который показал, что несмотря на ответ компании на письмо Роскомнадзора от 17.12.2018, Твиттер Инк. (Twitter Inc.) до настоящего времени не представила информацию о результатах принятых указанной компанией мер по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных российских пользователей социальной сети Twitter с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе: заверенную блок-схему размещения рабочих мест, на которых осуществляется хранение персональных данных российских пользователей; справку о постановке на балансовый учёт организации приобретенных серверных мощностей; договор купли- продажи серверных мощностей; в случае аренды технических площадок (ЦОД, серверные мощности) на территории Российской Федерации необходимо было представить копию договора аренды, заключенного с компанией, представляющей соответствующие услуги, которые объективно подтверждаются ответом от 19 декабря 2018 года за подписью  вице-президента по вопросам публичной политики в странах Европы, Ближнего Востока и Африки ФИО, направленного в адрес руководителя Роскомнадзор ФИО, копией письма от 09.01.2019, подписанного сотрудником компании «*****» ФИО3, ответом от 17 января 2019 года за подписью  вице-президента по вопросам публичной политики в странах Европы, Ближнего Востока и Африки ФИО4, направленного в адрес заместителя руководителя Роскомнадзор ФИО, из анализа содержания которых следует, что каких-либо упоминаний или ссылок на информацию о результатах принятых компанией Твиттер Инк. (Twitter Inc.) мер по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных российских пользователей социальной сети Twitter с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, они не содержат, как не содержат и подтверждающих данное обстоятельство документов.

 В случае возникновения неясностей Твиттер Инк. (Twitter Inc.) вправе была обратиться в Роскомнадзор для получения разъяснений и уточнений относительно запрашиваемой информации и документации, однако этого не сделало.

 Таким образом, Твиттер Инк. (Twitter Inc.) не предоставило запрашиваемые административным органом сведения (информацию) в полном объеме, что свидетельствует о наличии в действиях иностранного юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается также в непредставлении в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

 С учетом изложенного непредставление запрашиваемых должностным лицом Роскомнадзора сведений (информации) о результатах принятых указанной компанией мер по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных российских пользователей социальной сети Twitter с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, образует в действиях Твиттер Инк. (Twitter Inc.) состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

 Доводы защитников ФИО и ФИО о том, что должностное лицо Роскомнадзора не имело право запрашивать информацию, поскольку Твиттер Инк. (Twitter Inc.) является иностранным юридическим лицом, зарегистрированным по праву США, которое не имеет филиалов и представительств на территории Российской Федерации, и не является организацией, действующей на территории Российской Федерации, в связи с чем, также не имелось оснований для составления протокола об административном правонарушении, не основаны на нормах права.

 Так, на основании ст. 23 Закона о персональных данных, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (пункт 1).

 Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных). Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1.1.).

 В силу пп. 1 п. 3 ст. 23 названного Закона, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию.

 Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

 Согласно п. 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по обеспечению, организации и осуществлению государственного контроля и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона «О персональных данных» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пункт 5.1(1).).

 Как следует из п. 6. Названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

 Из системного толкования приведенных норм следует, что Роскомнадзор, как уполномоченный государственный орган по защите прав субъектов персональных данных, на основании пп. 1 п. 3 ст. 23 Закона о персональных данных, имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, относительно соблюдения оператором требований названного Закона в части обеспечения оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, а оператор, на основании п. 4 ст. 20 Закона о персональных данных, обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса. Каких-либо изъятий его действия применительно к иностранным юридическим лицам, осуществляющим обработку персональных данных граждан Российской Федерации, данным нормативными актами не предусмотрено.

 В силу ч. 1 ст. 1.4. КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

 В силу части 1 статьи 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

 Под иностранными юридическими лицами в контексте ст. 2.6 КоАП РФ следует понимать иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, независимо от наличия или отсутствия у них статуса юридического лица по иностранному праву. Основным критерием, определяющим возможность привлечения иностранной организации к административной ответственности по КоАП РФ, является признание ее существования: эта организация должна быть легально созданной в соответствии с законом иностранного государства.

 Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, является любое лицо, на которое распространяются требования соответствующего закона о предоставлении сведений, необходимых для осуществления государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности.

 Таким образом, поскольку ни часть 1 статьи 1.4 КоАП Российской Федерации, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств, ни иные положения данного Кодекса не проводят каких-либо различий между юридическими лицами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранными юридическими лицами, судья приходит к выводу, что требование должностного лица Роскомнадзора о предоставлении сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, являлось законным и подлежало исполнению, в том числе и иностранным юридическим лицом – компанией Твиттер Инк. (Twitter Inc.).

 В ходе рассмотрения дела установлено, что Твиттер Инк. (Twitter Inc.) является владельцем социальной сети Twitter, доступ к которой осуществляется посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу с доменным именем https://twitter.com. Социальная сеть имеет русскоязычную версию.

 Доступ к данной социальной сети свободный, на территории Российской Федерации не ограничен, по кругу лиц по признаку гражданства не ограничен. Необходимо отметить, что все акты, определяющие условия предоставления сервисов, размещенные на сайте https://twitter.com представлены на русском языке. Из этого следует, что деятельность компании направлена на привлечение, в том числе, русскоязычного населения, основную долю которого составляют граждане Российской Федерации и проживающие на ее территории.

 Следовательно, любой граждан имеющий доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имеет возможность зарегистрировать свою учетную запись. При этом осуществляется предоставление гражданином сведений о себе.

 С учетом того, что доступ к социальной сети Twitter осуществляется свободно посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», компания Твиттер Инк. (Twitter Inc.) осуществляет деятельность по сбору персональных данных граждан Российской Федерации посредством сети «Интернет», в том числе, с территории Российской Федерации.

 Факт того, что компания Twitter, Inc. является оператором, осуществляющим обработку персональных данных граждан Российской Федерации, и несет обязанности, возложенные на оператора законодательством в области персональных данных, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, показаниями, допрошенного в ходе рассмотрения дела, главного специалиста-эксперта отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу ФИО, которые объективно подтверждаются Докладной запиской начальника отдела ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных ФИО от 13.12.2018, согласно которой по результатам анализа содержания локальных актов компании Твиттер Инк. (Twitter Inc.), размещенных на интернет-сайте www.twitter.com, было установлено, что согласно положениям Политики конфиденциальности для регистрации в социальной сети Twitter пользователям в обязательном порядке необходимо предоставить имя, имя пользователя (может быть псевдоним), пароль, адрес электронной почты или номер телефона. Используя сервисы Twitter, зарегистрированные пользователи могут дополнять свои учётные записи сведениями из биографии (включая дату рождения), о местонахождении, фотографическими изображениями, загрузить и синхронизировать список контактов. Также использование отдельных сервисов Twitter предполагает предоставление доступа к платёжным средствам пользователей (номер кредитной или дебетовой карты, срок действия карты, код CVV, адрес биллинга, адрес доставки  товара). Администрация сайта может, в том числе, получать и обрабатывать метаданные, сведения о стране и языке, информацию о беспроводных сетях или вышках мобильной связи вблизи от мобильного устройства, или IP-адрес. Предоставляемый перечень сведений является информацией, относящейся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» является персональными данными. Таким образом, компания Twitter, Inc. является оператором, осуществляющим обработку персональных данных граждан Российской Федерации, на которого распространяются требования ч. 5 ст. 18 Закона в части локализации баз данных, содержащих сведения о российских пользователях социальной сети Twitter, на территории Российской Федерации,

 Согласно ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Следовательно, предоставляемый перечень сведений является информацией, относящейся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» является персональными данными.

 Под оператором понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. При этом, следует отметить, что определяя понятие  «оператора», в статье 2 Федеральным законом «О персональных данных» не уточнено, что под данное понятие подпадают исключительно российские юридические лица.

 Положениями Главы 4 Федерального закона «О персональных данных» установлены обязанности, закрепленные за оператором, осуществляющим обработку персональных данных. В частности, согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О персональных данных» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

 Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» на оператора возложена обязанность принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. А также обязанность по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных представить документы и локальные акты, подтверждающие принятие таких мер (ч. 4 ст. 18.1).

 На основании ч. 4 ст. 20 Федерального закона «О персональных данных» оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

 Таким образом, осуществляя обработку персональных данных, оператор, в том числе, иностранное юридическое лицо, независимо от места нахождения и осуществления деятельности, обязано по запросу уполномоченного органа – Роскомнадзора представить документы и локальные акты или иным образом подтвердить принятие мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

 Анализ указанных норм во взаимосвязи указывает на то, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, являясь органом государственного контроля, при исполнении функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, наделена полномочиями на получение сведений, необходимых для выполнения возложенных на нее функций, а следовательно и на направление запросов в т.ч. иностранным юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации.

 На основании вышеизложенного, судья приходит к убедительному выводу, что иностранное юридическое лицо – Твиттер Инк. (Twitter Inc.) обязано представить по запросу Роскомнадзора сведения и документы, подтверждающие принятие мер, направленных на соблюдение требований предусмотренных ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О персональных данных».

 В то же время ни системное толкование положений названных выше нормативных правовых актов, ни разъяснения уполномоченных органов и должностных лиц, ни совокупность доказательств, представленных в материалы дела администраивным органом, не позволяют признать обоснованной позицию защитников, состоящую в том, что должностное лицо Роскомнадзора не имело право запрашивать информацию, поскольку Твиттер Инк. (Twitter Inc.) является иностранным юридическим лицом, зарегистрированным по праву США, которое не имеет филиалов и представительств на территории Российской Федерации, и не является организацией, действующей на территории Российской Федерации.

 Доводы защитников ФИО и ФИО1 о том, что к иностранной компании не подлежат применению нормы российского законодательства, мировой судья признает несостоятельными по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 При рассмотрении вопросов, возникающих при осуществлении деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, которая в силу своего трансграничного, децентрализованного и виртуального характера не позволяет четко обозначить географические границы осуществления такой деятельности, возможно применение специальных норм гражданского законодательства.

 В соответствии со ст. 1212 ГК РФ выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если контрагент потребителя (профессиональная сторона) осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию этой страны или территории нескольких стран, включая территорию страны места жительства потребителя, при условии, что договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны.

 О направленности интернет - сайта www.Twitter.com на территорию Российской Федерации свидетельствует наличие русскоязычной версии интернет-сайта.

 Доводы защитников ФИО и ФИО  о том, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные ошибки, поскольку должностным лицом, составившим протокол, приобщено к делу, однако не разрешено ходатайство об аудиофиксации составления протокола, своего подтверждения в ходе производства по делу не нашли, поскольку допрошенный главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу ФИО пояснил, что он удовлетворил, заявленное при составлении протокола, ходатайство.

 Согласно разъяснениям, указанным в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

 Таким образом, отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания на разрешение ходатайства, при его фактическом удовлетворении, не является недостатком, влекущим возвращение данного процессуального документа составившему его должностному лицу, а равно признание протокола недопустимым доказательством по делу.

 Доводы защитников ФИО и ФИО  о том, что дело возбуждено в отсутствии повода, предусмотренного ст. 28.1 КоАП РФ, не основаны на нормах права.

 В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

 Одновременно, на основании пункта 4 Положения о Роскомнадзоре Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

 Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28 ноября 2012 года №275 утверждена Схема размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, согласно которой Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу) является территориальным органом Роскомнадзора (пп. 29 Схемы).

 Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 38 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу. Согласно п. 2 Положения Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

 На основании п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ.

 В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

 В соответствии с п. 2  Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 № 16, протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вправе составлять, в том числе, главные специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

 В ходе рассмотрения дела Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу представлена копия письма Врио руководителя Роскомнадзора ФИО «О привлечении к административной ответственности» от 21.01.2019 № 08-5231, в котором сообщается о нарушении положений ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», совершенном 17 января 2019 года компанией Твиттер Инк. (Twitter Inc.), являющейся оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

 Таким образом, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении должностным лицом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу явилось сообщение Врио руководителя Роскомнадзора, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

 Доводы защитников ФИО и ФИО о том, что материалы дела, располагающиеся на листах: 36, 38, 39, 40, 41, 42 являются недопустимыми доказательствами, поскольку не предъявлялись защитникам при составлении протокола об административном правонарушении, не может быть признан состоятельным, поскольку допрошенный главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу ФИО пояснил, что находящиеся на указанных листах дела скриншоты, изготовлены им лично до составления протокола об административном правонарушении для подтверждения позиции и приобщены после составления протокола, при дополнительном анализе для обоснования своей позиции.

 При этом, судья считает необходимым отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

 Достоверность и допустимость указанных скриншотов относительно события административного правонарушения у судьи сомнений не вызывают, поскольку каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку не имеется, скриншоты приобщены к материалам дела в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения, зафиксированные на них, согласуются с совокупностью имеющихся в деле доказательств и имеют значение для производства по настоящему делу, обстоятельств порочащих указанные скриншоты в качестве доказательства по делу об административном правонарушении в ходе рассмотрения дела не установлено, следовательно, указанные документы соответствуют требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам такого рода, ставить под сомнение достоверность зафиксированных в них сведений оснований не имеется.

 На основании вышеизложенного, мировой судья приходит к убедительному выводу, что пояснения защитников ФИО и ФИО о непризнании вины иностранного юридического лица и доводы, изложенные выше и в письменных объяснениях, не нашли своего доказательственного подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку полностью опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, в частности письменными материалами дела, а также показаниями, допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО, которым у судьи не имеется оснований не доверять, так как они подробны, логичны, последовательны, не имеют противоречий, дополняют друг друга, согласуются между собой и с фактическими данными, отраженными в вышеназванных доказательствах. Указанный свидетель предупрежден в судебном заседании  об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, оснований для оговора Твиттер Инк. (Twitter Inc.) со стороны свидетеля судьёй не выявлено, доказательств, подтверждающих наличие у него заинтересованности в исходе дела, в материалы дела не представлено.

 В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 При рассмотрении настоящего дела мировым судьёй не установлено объективных препятствий для соблюдения компанией Твиттер Инк. (Twitter Inc.) требований и обязанностей, предусмотренных нормами Российского законодательства, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии его вины в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

 Исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности, судья приходит к убедительному выводу о виновности иностранного юридического лица – Твиттер Инк. (Twitter Inc.), в совершении инкриминируемого административного правонарушения, поскольку бездействия Твиттер Инк. (Twitter Inc.) образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

 Оснований для переквалификации действий иностранного юридического лица либо прекращения производства по делу не имеется.

 При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Учитывая вышеизложенное, полагаю необходимым подвергнуть Твиттер Инк. (Twitter Inc.) наказанию, предусмотренному санкцией ст. 19.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.6, 29.9–29.11 КоАП РФ, мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:

 Признать иностранное юридическое лицо – Твиттер Инк. (Twitter Inc.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: Получатель платежа: УФК по г. Москве (для Управления Роскомнадзора по ЦФО) л/с 04731А20700, ИНН 7706545288, КПП 772401001, Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО, БИК 044525000, р/с 40101810045250010041, ОКТМО 45918000, КБК 09611690020026000140. Наименование платежа: штраф.

 Разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственности, что административный штраф должен быть уплачен им не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки уплаты штрафа.

 Квитанцию об оплате административного штрафа необходимо предоставить в судебный участок № 422 Таганского района гор. Москвы, как документ, подтверждающий исполнение судебного постановления.

 Постановление может быть обжаловано через мирового судью в Таганский районный суд г. Москвы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

       Мировой судья:                                                А.И. Козырев

Источник: http://mos-sud.ru/ms/422/act/as/?id=17177064&year=2019