Судебная практика

Мотивированное постановление изготовлено 24.04.2013

Дело № 5-107/2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     22 апреля 2013 года                      ЗАТО г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> ЗАТО г. <АДРЕС> области Екимова А.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 13.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении исполнительного директора <ОБЕЗЛИЧИНО> - <ФИО1>, <ДАТА3> рождения, уроженца <АДРЕС> области,  зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>  проживающего по адресу: ЗАТО г. <АДРЕС>, нп.<АДРЕС>, ул. <АДРЕС>,  <АДРЕС>,

Установил:

 <ДАТА4> прокуратурой <АДРЕС> составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении <ФИО1>, согласно которому  <ДАТА4> в ходе проведения проверки выявлен факт совершения <ФИО1> - исполнительным директором  <ОБЕЗЛИЧИНО> правонарушения по ст. 13.11 КоАП РФ -  нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), в частности не исполняются требования ст. 18.1, 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 85, 86,87  ТК РФ.   

<ФИО1>  в ходе составления постановления  разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ходатайств не заявлено. 

 Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал постановление от <ДАТА4>.         

 В судебное заседание <ФИО1>, являющийся исполнительным  директором <ОБЕЗЛИЧИНО> не явился, надлежаще извещен по месту работы, что подтверждается уведомление о вручении. В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившегося лица. Защитнику  - ФИО в ходе рассмотрения дела разъяснены права, предусмотренные ч.5 ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайство не заявлено.  Защитник  пояснил, что на предприятии действует  Положение  22.03.2007 № 1  о работе с персональными данными работников, утвержденное директором предприятия, имеется список работников, ознакомленных с указанным Положением. В целом необходимая работа ведется, на предприятии готовы устранить недостатки.    

 Заслушав представителя прокуратуры, защитника,  исследовав  материалы дела, суд приходит к следующему.

  В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

  Указанная статья закрепляет в качестве основания применения административной ответственности нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Данной нормой обеспечивается один из важнейших принципов работы с персональными данными - принцип обеспечения их конфиденциальности (ст. 7 Федерального закона « О персональных данных»).

Согласно ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ (с последующими изменениями)  под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных представляет собой действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Свойства данной информации - обеспечивать идентификацию конкретного лица - предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ч.3 ст. 6, ст. 7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.

Указанный  Федеральный закон регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5, ч.1 ст. 6 , ст.ст. 9-13, 18.1, 19).

 Действуя в соответствии со ст. 18.1 вышеупомянутого Закона (введенной в действие Федеральным законом от 25.07.2011 № 261-ФЗ)  оператор самостоятельно определяет  состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения и выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных».

 Статья 18.1 Закона о персональных данных обязывает работодателя назначить  ответственного за организацию обработки персональных данных (п.1 ч.1); осуществлять  внутренний контроль соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону (п.4 ч.1); ознакомить работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучить указанных работников (п.6 ч.1).

 Кроме того,  п.2 ч.1 ст. 18.1 ФЗ «О персональных данных» устанавливает обязанность юридического лица по изданию документов, определяющих его политику в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений. Также, аналогичная обязанность закреплена и в п.8 ст. 86  ТК РФ.

 В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от "О персональных данных", оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

 Он (в лице ответственного работника, основной или одной из основных функций которого является реализация мер, направленных на защиту персональных данных) обязан постоянно контролировать обеспечение безопасности персональных данных, предусмотренной в ч. 2 ст. 19 Закона.

  При рассмотрении дела установлено, что в ходе проведения проверки прокуратурой <АДРЕС>  <ДАТА4>  выявлен факт нарушения  должностным лицом - <ФИО1>  требований, предусмотренных ст.ст.  18.1, 19 Федерального закона   «О персональных данных»;  им, как исполнительным директором <ОБЕЗЛИЧИНО>  не  определены  состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения и выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных»,  в частности  предприятии не назначен   ответственный за организацию обработки персональных данных; не осуществляется   внутренний контроль соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону; не проводится работа по ознакомлению  работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучить указанных работников; не изданы документы, определяющие его политику в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений; не приняты  необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

 Факт совершения административного правонарушения и виновность <ФИО1>  подтверждается:

 - составленным с его участием постановлением  о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА4>,  в  котором  в качестве  объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, <ФИО1>  подтвердил обстоятельства совершения правонарушения ( л.д. 3-7)  

- приказом <НОМЕР> от <ДАТА9> о принятии на работу <ФИО1> исполнительным директором  <АДРЕС> <ОБЕЗЛИЧИНО> на основании срочного трудового договора на определенный срок с <ДАТА10> по <ДАТА11> ( л.д. 8,9).

- должностной инструкцией  исполнительного директора, с которой <ФИО1> ознакомлен <ДАТА10> ( л.д. 11-13)

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МУП <ОБЕЗЛИЧИНО> 

- сведениями о штатном расписании на предприятии с <ДАТА12>, согласно которому  штат предприятия в количестве 867 единиц.

 Доводы защитника  о том, что на предприятии утверждено Положение  22.03.2007 № 1  о работе с персональными данными работников, имеется список работников, ознакомленных с указанным Положением, судом не принимаются, поскольку  с учетом вносимых в Федеральный  закон   «О персональных данных» изменений и дополнений, утвержденное <ДАТА7> Положение на сегодняшний момент утратило актуальность и требует значительной переработки, кроме того, оно обезличено и не устанавливает конкретных ответственных работников, основной или одной из основных функций которых является реализация мер, направленных на защиту персональных данных. Помимо этого, с учетом приведенного анализа Закона «О персональных данных» на предприятии должен быть принят ряд  документов, определяющих его политику в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, чего на предприятии не имеется,  что не оспаривалось в судебном заседании защитником.  

 Таким образом, действия <ФИО1>  как должностного лица квалифицируются судом  в соответствии со  ст. 13.11  КоАП РФ, как нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 Наказание назначается с учетом обстоятельств совершенного правонарушения и данных о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

<ФИО1>  вину не оспаривает,  к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекался, работает.  Обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность, не имеется. 

Руководствуясь ст. ст. 15.6 ч. 1, 29.9 и 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,

Постановил:

 <ФИО1>  признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ  и  подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) руб.

 Получателем штрафа является: ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, УФК по <АДРЕС> области (Прокуратура <АДРЕС> области), лицевой счет <НОМЕР>, расчетный счет <НОМЕР>, БИК <НОМЕР>, ОКАТО <НОМЕР>, ГРКЦ ГУ Банка России по <АДРЕС> области  г.Мурманск.  КБК <НОМЕР>.

 Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В силу ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

  Копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должна быть направлена судье. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

           

Мировой судья                                                             А.Г.Екимова

Источник: http://1svm.mrm.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=12482758&case_number=5-107/2013&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Cудебный участок № 1 Североморского судебного района
Судья
Екимова А.Г.
Дата решения
2013-04-22
Категории
Локальные акты оператора
Обязанность оператора
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие политике на сайте МДОУ

Невыполнение обязательных требований законодательства в области персональных данных

Отсутствие правовых оснований  для обработки (сбора) сведений о национальной принадлежности;документов, подтверждающих проведение аудита, ознакомление работников с законодательством и локальными актами

На сайте не размещена политика

Не представлены документы, подтверждающие наличие собственных баз данных, обязанности соблюдения  конфиденциальности  персональных данных  и обеспечения  их безопасности, а также  требования  к защите  обрабатываемых  персональных данных отсутствуют

Обработка копий паспортов, отсутствие документов, регламентирующих обработку персональных данных без использования средств автоматизации

В ходе проверки управляющей компании выявлены нарушения

Не принято мер по предоставлению уведомления в уполномоченный государственный орган по обработке персональных данных;отсутствуют место (места) для хранения персональных данных (материальных носителей);не принято мер, направленных на исключение несанкционированного доступа к персональным данным сотрудников организации

Отсутствие на сайте документа, определяющего политику

Неправомерная обработка персональных данных собственников квартир при направлении квитанций

Невыполнение обязанности Оператора по соблюдению условий, исключающих несанкционированный доступ к персональным данным субъекта

Отсутствие документов, подтверждающих ознакомление работников и их представителей с документами работодателя,  устанавливающими порядок хранения и использования персональных данных работников

Оператор не опубликовал и не обеспечил иным образом неограниченный доступ к политике в отношении обработки персональных данных

Нарушение оператором требований законодательства обработки персональных данных

Отсутствие политики, назначение ответственным за обработку ПДн в ИСПДн не работника организации