Судебная практика

№5-564/16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Мурманск                                                          08 ноября 2016 года.

 Мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г.Мурманска Ватанский Н.В., временно замещающий мирового судью судебного участка № 5 Октябрьского судебного района города Мурманска, в помещении судебного участка ул. Тарана, д.6,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица

<ОБЕЗЛИЧИНО> (<ОБЕЗЛИЧИНО>»), ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, юридический адрес: г<АДРЕС>,  

У С Т А Н О В И Л:

 Прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска, в соответствии с заданием прокуратуры Мурманской области от <ДАТА2> <НОМЕР> об исполнении законодательства РФ при выдаче разрешений и патентов на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ, в отношении <ОБЕЗЛИЧИНО>», проведена проверка соблюдения требований закона при проведении экзаменов на знание русского языка, истории России и основам законодательства РФ.

 Частью 3 статьи 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ выделяется образовательными организациями на территории РФ либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен.

 Перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, утвержден Приказом Минобрнауки России от <ДАТА4> <НОМЕР>. В число указанных организаций входит, в том числе "ОБЕЗЛИЧЕНО" ("ОБЕЗЛИЧЕНО").

 В ходе проверки установлено, что <ОБЕЗЛИЧИНО>» заключен договор <НОМЕР> с ("Обезличено"), согласно которому <ОБЕЗЛИЧИНО>» осуществляет организацию и проведение экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ для иностранных граждан.

<ДАТА5> <ОБЕЗЛИЧИНО>» от лица "ОБЕЗЛИЧЕНО" заключен договор <НОМЕР> (Договор) с ФИО1.

 Предметом указанного договора является оказание услуг по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. Также данный договор содержит персональные данные гражданина ФИО.1., которые внесены в индивидуальную регистрационную карточку.

 Проверка показала, что, в нарушение п.1 ч.1 ст.6, ч.4 ст.9  что Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», получение, обработка, хранение персональных данных ФИО.2 осуществляется <ОБЕЗЛИЧИНО>» без получения от гражданина согласия на осуществление вышеуказанных действий. Аналогично в ходе проверки установлено, что отсутствует согласие на обработку персональных данных от иных иностранных граждан, заключивших договоры об оказании услуг по приему комплексного экзамена.

 Локальных актов, регламентирующих работу с персональными данными иностранных граждан, обратившихся за оказанием услуг, по приему комплексного экзамена в ходе проверки не установлено.

 Порядок осуществления сбора, обработки, хранения персональных данных в <ОБЕЗЛИЧИНО>» регламентирован Положением о персональных данных, утвержденным приказом ректора от 23.12.2010 года. Согласно указанному положению, субъектами персональных данных являются сотрудники образовательного учреждения, студенты, аспиранты, слушатели курсов, стажеры, контрагенты. Таким образом, указанное Положение не распространяется на иностранных граждан, обращающихся в <ОБЕЗЛИЧИНО>» за предоставлением услуг по проведению комплексного экзамена.

 Согласно ч.1 ст.24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

 В соответствии со ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; кроме того оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. Обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая в себя сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, - блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

 Свойства данной информации - обеспечивать идентификацию конкретного лица - предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных, а также в отношении общедоступных персональных данных (часть 2 статьи 6, статья 7 ФЗ от 27.07.2006 года №152-ФЗ). Указанный режим персональной информации обуславливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.

 В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ или другими ФЗ. К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений  Законодательства РФ, устранение последствий таких нарушений;

3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего ФЗ;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему ФЗ и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении персональных данных, локальным актам оператора;

5) оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего ФЗ, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим ФЗ;

6)ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных  и (или) обучение указанных работников.

 Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

 Согласно статьи 22.1. Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных.

 Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, в частности, обязано:

1) осуществлять внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками законодательства РФ о персональных данных, в том числе требований у защите персональных данных;

2) доводить до сведения работников оператора положения законодательства РФ о персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных;

3) организовать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.

<ОБЕЗЛИЧИНО>» не приняты меры, необходимые и достаточные для выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом №152-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

 Таким образом, в действиях <ОБЕЗЛИЧИНО>» мировой судья усматривает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 В судебном заседании представитель <ОБЕЗЛИЧИНО>» ФИО3 с административным правонарушением согласилась, пояснила, что <ОБЕЗЛИЧИНО>» изменения в локальные акты, регламентирующие работу с персональными данными иностранных граждан, обратившихся за оказанием услуг, по приему комплексного экзамена были внесены. Представила подтверждающие данный факт документы, а именно «Положение об обработке персональных данных <ОБЕЗЛИЧИНО>», Перечень подразделений и должностей сотрудников, допущенный к работе с персональными данными в <ОБЕЗЛИЧИНО>», Перечень мест хранения ПДн, обрабатываемых в <ОБЕЗЛИЧИНО>».

 В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского АО г. Мурманска ФИО 4 полагала, что в действиях  <ОБЕЗЛИЧИНО>» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.

 Мировой судья, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу о доказанности вины <ОБЕЗЛИЧИНО>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11.КоАП РФ, что подтверждается представленными суду материалами административного дела:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от  <ДАТА8> года;

- пояснениями по факту допущенного административного правонарушения от <ДАТА8> года;

- заданием Прокуратуры Мурманской области <НОМЕР> от <ДАТА2>;

- уведомлением от <ДАТА10> <НОМЕР>;

- копией Положения об обработке персональных данных;

- копией Положения о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным в информационным данным в информационных системах;

- копией приказа от <ДАТА11> <НОМЕР> «О введении режима обработки и защиты персональных данных;

- копией Перечня мест хранения персональных данных, обрабатываемых в МГГУ;

- копиями договоров на оказание услуг с иностранными гражданами;

- копией лист записи ЕГРЮЛ;

- копией Приказа Минобрнауки России от <НОМЕР>;

- копией изменений в устав <ОБЕЗЛИЧИНО>»;

- копией приказа от <ДАТА12> <НОМЕР>;

- копией Устава <ОБЕЗЛИЧИНО>»;

- копией приказа от <ДАТА13> <НОМЕР>;

- копией приказа от <ДАТА14> <НОМЕР>.

- копией <НОМЕР> на проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.

 Оценив представленные в материалах дела доказательства, мировой судья приходит к выводу, что они объективно подтверждают событие административного правонарушения и свидетельствуют о виновности <ОБЕЗЛИЧИНО>» в его совершении.

 Протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы составлены надлежащим образом, получены с соблюдением требований закона, являются допустимыми.

 При определении вида наказания, мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, смягчающие административную ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о назначении наказания в виде предупреждения.

 На основании ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

 Признать виновным и привлечь юридическое лицо <ОБЕЗЛИЧИНО> (<ОБЕЗЛИЧИНО>») к административной ответственности по статье 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г. Мурманска через мирового судью судебного участка № 5 Октябрьского судебного района города Мурманска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                         Н.В. Ватанский

Источник: http://5oct.mrm.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=27974455&case_number=5-564/2016&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г.Мурманска
Судья
Ватанский Н.В.
Дата решения
2016-11-08
Категории
Согласие
Локальные акты оператора
Обязанность оператора
Политика
Неожиданные решения
Другие дела из подобных
категорий:

В ходе проверки по обращению Уполномоченного по правам ребенка выявлены нарушения ст.6,19 федерального закона "О персональных данных"

Нарушение требований ст.18.1 федерального закона "О персональных данных"

Отсутствие письменных согласий родителей на обработку персональных данных школьников

Нарушение требования к составу сведений, включаемых в письменное согласие работника

Отсутствие документа, определяющего политику

Оператором не разработаны локальные нормативные акты, регулирующие обработку персональных данных в организации, а так же, не приняты меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения законодательства о персональных данных

Включение в договор условий о персональных данных, ущемляющих права потребителя

На сайте администрации отсутствует документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных

Обработка фото учащихся без согласия родителей

В ходе плановой проверки выявлены нарушения

Несоответствие согласия закону, отсутствие обязательных сведений в поручении;несоответствие локальных актов закону

Обработка персональных данных работников без письменного согласия

Отсутствие политики, ответственного, ознакомления с законодательством

Отсутствие политики на сайте при сборе персональных данных через сайт

Отсутствие политики на сайте при сборе персональных данных