Дело №5-5-729 (2016г.)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 ноября 2016 года г.Каменск-Шахтинский
Мировой судья судебного участка №5 Каменского судебного района Ростовской области Вэйдэ С.В.,
с участием пом. прокурора Лиховской транспортной прокуратуры фио,
рассмотрев в помещении судебного участка мировых судей Каменского судебного района Ростовской области (расположенном по адресу: 347820 Ростовская область г.Каменск-Шахтинский мкр.Лиховской ул.Гагарина д.16) постановление заместителя Лиховского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.10.2016г. по ст.13.11 КоАП РФ в отношении <ФИО1>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>
разъяснена ст.51 Конституции РФ, а также права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ходатайств и заявлений от ФИО в ходе судебного разбирательства не поступило,
У С Т А Н О В И Л:
Лиховской транспортной прокуратурой с 27.09.2016 по 29.09.2016 на основании поручения Южной транспортной прокуратуры от 14.07.2016 № 23/1-23.1-2016/1495 «О проведении надзорных мероприятий» и п. 6 плана работы прокуратуры на 2 полугодие 2016г. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ОБЕЗЛИЧЕНО, в ходе которой выявлены нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных). Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. На основании п. 1 ст. 9 Закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Частью 4 ст. 9 Закона установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Пунктами 2, 4 ч. 1 ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, ТК РФ и иными федеральными законами. Работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Статьей 24 Конституции Российской Федерации установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, определен ст. 65 ТК РФ. В соответствии с положениями ст. 10 Закона обработка специальных категорий персональных данных, касающихся, в том числе, национальной принадлежности, допускается при предоставлении субъектом персональных данных согласия в письменной форме на обработку своих персональных данных. В ходе проведенной проверки установлено, что в ОБЕЗЛИЧЕНО превышается объем обрабатываемых персональных данных работников. Так, копии страниц военного билета уборщика служебных помещений ОБЕЗЛИЧЕНО ФИО содержат указание на национальную принадлежность, при отсутствии в ОБЕЗЛИЧЕНО согласия на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся национальной принадлежности. Таким образом, правовых оснований обрабатывать эту специальную категорию персональных данного работника без получения в установленной законом форме его согласия у ОБЕЗЛИЧЕНО не имеется. Опрошенная в качестве свидетеля <ФИО2> пояснила, что согласно приказу директора ОБЕЗЛИЧЕНО от 05.11.2014 № 260/л она состоит в должности уборщика служебных помещений по настоящее время. При поступлении на работу ею был представлен пакет документов для оформления приема на работу, в числе которых также имелся военный билет НД № 7799925. Давала ли отдельного согласия на обработку ее персональных данных, касающихся национальной принадлежности, она не помнит. Но предполагает, что если бы давала такое согласие, то оно хранилось бы в ее личном деле. Таким образом,ФИО, являясь должностным лицом, а именно директором ОБЕЗЛИЧЕНО, находясь на своем рабочем месте по адресу: Ростовская область, АДРЕС, нарушил установленный законом порядок сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных), а именно: ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, ст. 86 ТК РФ, совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное правонарушение носит длящийся характер и выявлено прокуратурой 29.09.2016, в связи с чем указанная дата является в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» датой совершения административного правонарушения.Постановлением заместителя Лиховского транспортного прокурора ФИО 12.10.2016г. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ в отношении ФИО и в силу ч.1 ст.23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в мировой суд Каменского судебного района Ростовской области для рассмотрения.
В судебное заседание ФИО явился, пояснил, что с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении него согласен, вину свою признает, в содеянном раскаивается. На вопросы суда пояснил, что имеет на иждивении двоих детей: сына ФИО., 14.03.2009г.р., сына ФИО, 22.07.2011 г.р.
В судебном заседании пом. прокурора Лиховской транспортной прокуратуры ФИО постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО по ст.13.11 КоАП РФ поддержала, просила суд принять законное и обоснованное решение по делу, и назначить наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Федеральным законом от 27 июля 2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ч.1 ст.3 указанного Закона). Свойства данной информации - обеспечивать идентификацию конкретного лица - предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ч.3 ст.6, ст.7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.
Такая защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 и 24 Конституции РФ).
Статьей 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Федеральный закон «О персональных данных» рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.
Из данного основополагающего принципа согласия могут иметь место исключения, предусмотренные в законодательном порядке, в том числе в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также в случаях, связанных с медицинскими и медико-профилактическими целями (п.п.2-7 ч.2 и ч.3 ст.10, ч.2 ст.11,п.п.2-5 ч.3 ст.12 Федерального закона «О персональных данных»).
Ст.13.11 КоАП РФ закрепляет в качестве основания применения административной ответственности нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Указанный выше Федеральный закон регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст.5, ч.1 ст.6, ст.ст.9-13), обеспечивающие, в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным (ст.14); права субъекта данных при обработке его персональных данных (ст.ст.15-16); право на обжалование действий или бездействия оператора (ст.17); обязанности оператора по обработке персональных данных (ст.18-22).
Объектами административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).
Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица, умышленно или по неосторожности допускающие указанные нарушения.
Законодательство РФ устанавливает обязанности представителей определенных профессий (врачей, адвокатов, нотариусов и др.) по сохранению в тайне полученной информации и указывает на уголовную, гражданскую и административную ответственность за разглашение таких сведений. УК РФ и ГК РФ предусматривают такую ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
На основании п. 1 ст. 9 Закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.
Частью 4 ст. 9 Закона установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.
Пунктами 2, 4 ч. 1 ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, ТК РФ и иными федеральными законами. Работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Статьей 24 Конституции Российской Федерации установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, определен ст. 65 ТК РФ.
В соответствии с положениями ст. 10 Закона обработка специальных категорий персональных данных, касающихся, в том числе, национальной принадлежности, допускается при предоставлении субъектом персональных данных согласия в письменной форме на обработку своих персональных данных.
Кроме того, вина ФИО в совершенном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ подтверждается:
-постановлением заместителя Лиховского транспортного прокурора ФИО от 12.10.2016г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО по ст.13.11 КоАП РФ (л.д.3-8);
-объяснениями ФИО (л.д.9-10);
-должностной инструкцией директора филиала ФГБОУ ВПО РГУПС от 25.05.2011г. №ДИ-30.00/01-11 (л.д.11-15)
-актом проверки соблюдения трудового законодательства в Лиховском техникуме железнодорожного транспорта- филиале ФГБОУ ВО РГУПС от 29.09.2016г. (л.д.17-20)
-трудовым договором №43 от 05.11.2014г., заключенного с ФИО (л.д.21-23)
-приказом о приеме работника на работу №260-Л от 05.11.2014г. (л.д.24)
-копией военного билета ФИО (л.д.25-26)
-заявлением-согласием на обработку персональных данных ФИО от 06.11.2014г. (л.д.27)-объяснениями ФИО (л.д.28-29).
Таким образом, выслушав ФИО, заключение пом. прокурора Лиховской транспортной прокуратуры ФИО, оценив в совокупности все доказательства по делу, дав им, анализ и оценку, судья считает, что действия ФИО следует квалифицировать по ст.13.11 КоАП РФ - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
ФИО - директор Лиховского техникума железнодорожного транспорта -филиала ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (л.д.16), то есть должностное лицо, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО, в силу ст.4.2 КоАП РФ, является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, наличие на иждивении малолетних детей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО, согласно ст.4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
На основании изложенного, принимая во внимание личность правонарушителя, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать <ФИО1> виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей с перечислением штрафа на следующие реквизиты: Южная транспортная прокуратура, ИНН 6167093532, КПП 616701001, ОКТМО 60701000, УФК по Ростовской области, р/счет 40101810400000010002, Отделение по Ростовской области Южного главного управления ЦБ РФ, БИК 046015001, КБК 415 116 900 10 01 6000 140.Подлинник квитанции об оплате штрафа в установленный законом срок представить на судебный участок №5 Каменского судебного района Ростовской области (по адресу: 347820 Ростовская область г.Каменск-Шахтинский мкр.Лиховской ул.Гагарина д.16).
Разъяснить ФИО, что, в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. В силу ч.3 ст.32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". В силу ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Копию постановления направить для сведения должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, и вручить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Каменский районный суд Ростовской области через мирового судью судебного участка №5 Каменского судебного района Ростовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья
судебного участка №5 Каменского судебного района Ростовской области С.В.Вэйдэ
Источник: http://k-h5.ros.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=80352732&case_number=79340436&delo_id=1500001
Работники
Согласие
Специальные категории
категорий:
Размещение на сайте персональных данных, в том числе специальной категории воспитанников Учреждения
Отсутствие письменного согласия в амбулаторной карте пациента
Признание требования Роскомнадзора о прекращении обработки персональных данных незаконным
Обработка персональных данных пациента в отсутствие договора и согласия
Нарушения законодательства в медицинской клинике
Оформление медицинской карты без письменного согласия пациента
Нарушение ч.1 ст.6 фз "О персональных данных"
На сайте размещены персональные данные учеников
Ненадлежащее оформление личных дел сотрудников
Оператор поручил обработку персональных данных другому лицу без согласия субъекта
В личном листке по учету кадров указана национальность
Направление в ИФНС обращения с приложением копии паспорта гражданина РФ
Размещение на сайте публичного отчета, содержащего персональные данные учащихся