новости
Из-за новых правил защиты персональных данных европейские фоторепортеры в замешательстве

30 мая 2018

Европейские СМИ в замешательстве. Вступившие в силу 25 мая во всех государствах Евросоюза новые правила защиты персональных данных не дают однозначного ответа на  вопрос: должны ли фотокорреспонденты в Европе спрашивать разрешения на публикацию изображений всех людей, попавших на сделанные ими снимки?

"Любая информация, относящаяся к идентифицируемой особе, то есть особе, которая может быть идентифицирована напрямую или косвенно, например, по ее имени, местонахождению, онлайн-идентификатору, либо по одному или более признакам из области физической, физиологической, генетической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентификации" - такое определение дает персональным данным регламент ЕС от 27 апреля 2016 года "О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных". За неисполнение закона грозит штраф до 20 миллионов евро или четырех процентов от оборота компании, но в реальности смысл закона пока что мало кто понимает. В том числе и СМИ - кто, по идее, должен информировать население.

Польские фоторепортеры пока в замешательстве. Один из известных профессиональных фоторепортеров, признался, что, как и многие его коллеги, не имеет ни малейшего понятия, как теперь снимать репортажи. Он пояснил, что пока очень многое не понятно, например как применение этого закона будет выглядеть на практике, с разъяснением этого вопроса помогают юристы. Есть такая информация, что под действие нового закона подпадают биометрические снимки, то есть четкие характеристичные фотографии, по которым можно установить личность того, кто на них изображен. А так называемые "уличные" сюжеты - не обязательно, но зато на "уличные" сюжеты распространяется  польский закон об авторском праве.

Французский фотожурналист Диего Запата, работавший на многие крупные информационные агентства, такие как AFP, рассказал, что во Франции для того, чтобы запечатлеть кого-либо на видеокамеру или сфотографировать, требуется получить разрешение у субъекта съемки. Для публикации, где бы то ни было - в журнале, в газете, в телепрограмме или в социальной сети, необходимо поставить в известность эту личность и повторно получить разрешение. Необходимо будет получить  двойное разрешение, от обоих родителей, если речь идет о детях. Публикация такого материала без разрешения, по местным законам, наказывается сроком тюремного заключения до одного года и штрафом до 45 тысяч евро. Но на практике обычно подобные дела заканчиваются лишь штрафом в несколько тысяч евро. Диего Запата отметил, что в этом правиле есть исключения - это снимки, сделанные в ходе каких-либо имеющих общественный резонанс событий, к примеру, митингов или манифестаций. В это же число входят фотографии известных людей, в том числе политических или государственных деятелей, выступающих на публичных мероприятиях, или артистов на различных фестивалях. Но ситуация в корне меняется, если те же самые личности попали в кадр, находясь в приватной обстановке. По его мнению, новый регламент, мало отразится на их профессиональной деятельности.

Италия не подготовилась к вступлению в силу нового регламента. Как пишет специализированная онлайн-платформа QuiFinanza, для более мягкого перехода на новые правила Италия должна была одобрить к 21 мая национальный норматив по данному вопросу. Предположительно это произойдет  через три месяца, к 21 августа. Но это не освобождает страну от ответственности по выполнению общеевропейского регламента. Итальянские журналисты и фоторепортеры, не знают про этот регламент. В Союзе римских журналистов,  рассказали, что "новый европейский регламент касается только компаний, имеющих доступ к персональным данным. Работники СМИ обладают правом на освещение хроники, поэтому на их работе новый регламент никоим образом не отразится".

По мнению секретаря Союза фотохудожников России Дмитрия Иванова, если съемка проходит в публичном месте, то попадание людей в кадр неизбежно. Вопрос в том, идентифицируется человек или нет. Такой закон принят, конечно, в связи с защитой приватности. Каждый человек имеет право на частную жизнь, и может вызывать неудовольствие, когда в нее вторгается камера. Необходимо досконально изучить этот документ, очевидно, что он создаст большие сложности, особенно по уличной съемке, и вероятнее всего, повлечет за собой многочисленные судебные иски. Что делать фоторепортеру, который снимает городской фестиваль? Разогнать людей? А если репортер снимает демонстрацию протеста, он запечатлел это событие, естественно, в кадр попали люди, но репортер выполнял свои служебные обязанности. Вполне возможно, что  в законе этот момент будет предусмотрен. 

Заместитель директора Мультимедиа Арт Музея Ольга Нестерцева рассказала, что когда Большой театр открывался после реконструкции, была выпущена большая нарядная книга - подарочный вариант про историю театра, постановки, реконструкцию. Для съемок труппы приглашалось несколько фотографов, один из них Питер Линдберг снимал солистов балета. Это была в основном черно-белая съемка, непарадная, очень лаконичная. Тогда я увидела, как был организован процесс работы с зарубежным фотографом. Все модели (любой человек на фотосъемке - это модель) подписывали специальное разрешительное письмо. В этом письме говорилось,  что артисты не против, чтобы их фотографировали,  они согласны с тем, что автор использует их изображение в этой книге, имеет право использовать их для своих выставок и полиграфической продукции. Снимки можно было использовать в гуманитарных целях, но нельзя для рекламы.

С принятием такого закона, получается, что работа любого фоторепортера сводится на нет тем,  что он должен получить разрешение на съемку снимаемого человека. Как делать снимки из горячих точек? Как снимать пострадавших людей? Как проводить независимые журналистские расследования? Иногда  такие фотографии спасают людям жизнь. Создается впечатление, что это попытка некой цензуры, которую придумали люди, не желающие попадать на снимки, их не устраивающие.

по материалам: Российская газета