новости
Ох уж этот спам

03 июня 2018

  3 мая 1978 года, ровно 40 лет назад было разослано первое спам-сообщение.
Проблемы, которые создает спам
Ежедневно, на каждого пользователя сети «Интернет» просто сыплется большое количество сообщений, наперебой предлагающих работу, товары, услуги и пр. Все эти сообщения – спам пользователи получают независимо от собственного желания. В огромном «море» полученного спама часто теряются важные письма и уведомления. Но  спам создает и более серьезные проблемы в электронных сетях, порождает излишний трафик, образует дополнительную нагрузку на серверы, от него страдают локальные сети организаций, почтовые провайдеры, он отвлекает сотрудников от основной работы.

Спам служит  хорошим инструментом для мошенничества, рекламы поддельных, нелегальных товаров и совершения других преступлений. Именно спам служит средством доставки вредоносного кода или вируса, способного парализовать работу вашего компьютера. При помощи спама интернет-преступники завлекают пользователей на поддельные сайты, созданные ими  для совершения мошенничества.

Спамеры и наши электронные адреса и номера телефонов
Те, кто рассылают надоедливую рекламу – спамеры, собирают наши электронные адреса и номера телефонов в свою базу. Иногда такие базы попадают в руки спамеров от недобросовестных администраторов или сотрудников сайтов, иногда спамеры воруют наши данные, взламывая сетевые ресурсы. Но в большинстве случаев наши данные попадаю к спамерам при  нашей регистрации на сайтах, форумах или чатах, а также при покупке какого-либо товара.
«Когда вы оплачиваете в терминале QIWI какую-нибудь услугу, например мобильную связь, вы там никогда не прочтёте, что предоставляете свой телефонный номер для рекламных рассылок. И потом вам валится куча спама, — негодует член Комитета Государственной Думы по международным делам Виталий Милонов. - Это случается практически с каждым, потому что в любом месте, где от вас требуют ввести номер телефона либо электронной почты для регистрации, параллельно с этим с вас берут автоматическое согласие на получение рекламных материалов от организаций-партнёров, то есть от широчайшего неустановленного круга лиц».

Милонов, в апреле 2017 года, внёс  на рассмотрение  Госдумы законопроект, запрещающий массовые рассылки рекламного характера в личных сообщениях в соцсетях. За невыполнение требований закона было предложено налагать административный штраф в размере до 300 тысяч рублей на юридических лиц и до 5 тысяч рублей на физических. Но законопроект поддержки в палате не нашел, и поэтому к рассмотрению до сих пор не готов.

Законодательная база


В соответствии с требованиями Федерального  закона «О рекламе» от 13.03.2006     № 38-ФЗ, рекламная рассылка должна производиться только с согласия получателя, а отправитель рекламы обязан немедленно прекратить её распространение в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Кроме того, лица, права и интересы которых были нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд с исками о возмещении убытков и компенсации морального вреда. Нарушение законодательства наказывается наложением административного штрафа, в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ.

Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ стоит на страже интересов субъектов персональных данных, в нем в частности говорится, что  обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ и услуг на рынке, путём осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем, с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. А оператор обязан незамедлительно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных.

 Дополнительные полномочия


В связи с тем, что в законах имеются некоторые противоречия и нечеткие формулировки (например, отсутствует понятие «Спам»), на практике законы применяются редко. Так же  непонятно каким образом оператор или поставщик рекламы должен доказывать согласие адресата на её получение. По мнению некоторых юристов,  обязанность оператора или распространителя рекламы доказывать такое согласие нарушает презумпцию невиновности, то есть операторы или распространители рекламы виновны, если не докажут обратное.

Зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов спрашивает: «Во-первых, тут сложно кому-либо предъявить претензии: рекламодатель всегда может заявить, что не имеет к рассылке никакого отношения. К тому же пользователю требуется произвести целый ряд процессуальных действий — нужно, чтобы он написал заявление, а компетентные органы его рассмотрели. Спрашивается: кто станет этим заниматься?».

Законодатель считает, что для более эффективной борьбы со спамом, необходимо наделить дополнительными полномочиями Роскомнадзор, а  гражданам не следует мириться с ворохом спама и смелее обращаться с жалобами и заявлениями в надзорные органы.

 «К сожалению, я ни разу не видел, ни бумажного, ни электронного обращения в мой адрес с просьбой от граждан принять какие-то меры в отношении компаний, распространяющих спам, — разводит руками парламентарий. - Но если таковые поступят, то я готов внести уточнения в тот или иной закон соответствующими поправками».

     По мнению Виталия Милонова законы толком не работают потому, что до сих пор не определен специальный орган, обязанностью которого было бы отслеживание спама.

«Когда вы видите, что кто-то жжёт костер во дворе, то вы вызываете пожарных и полицию — и приезжают люди, которые ликвидируют нарушение и штрафуют виновных. А рекламными сообщениями заниматься никто не готов», - считает законодатель.

На сегодняшний день, осуществление контроля над соблюдением антиспамового законодательства полномочия для такого контроля не имеют. В частности государственный контроль за соблюдением Закона «О рекламе» осуществляет Федеральная антимонопольная служба, а расследовать дела, связанные со спамом, в силу своих полномочий, имеют право только МВД и спецслужбы.

Сообща против спама


Во многих развитых странах появились «антиспамовые» законы, но и это не спасает ситуацию, количество спама с каждым годом увеличивается. Дело в  том, что спам – явление интернациональное. И еще то, что у виртуального мира нет границ, а вот законы имеют четкие границы и действуют только на территории  определённой страны. Спамеры легко к этому приспособились, серверы размещают в одной стране, деятельность своих компаний регистрируют в другой, а сами находятся в любой точке мира. Такое положение вещей осложняет  поиск виновных и привлечение их к ответственности. Многие эксперты считают, что эффективными в такой ситуации могут быть только международные законодательные акты. Однако такого мнения придерживаются не все: «Всегда найдётся государство, которое за пачку сигарет будет готово дать возможность спамерам стать его резидентами…», — считает Виталий Милонов.

Иное мнение у Андрея Свинцова, он полагает, что сама идея унифицировать в этой области законодательство и создать международный орган по борьбе со спамом хорошая, но учитывая текущую международную обстановку, вряд ли осуществимая: «Должен существовать единый механизм кооперации различных государств в этой области. Но учитывая, что у нас в последние несколько лет натянутые отношения с Западом, успех в этой борьбе ожидается однобоким. То есть будет много саботажа со стороны международных организаций — свои обращения они начнут качественно обрабатывать, а к нашим относиться по остаточному принципу».

Эксперты считают, что только запретов в борьбе со спамом и спамерами недостаточно, необходимо проводить работу, направленную на просвещение пользователей интернета, и прежде всего представителей исполнительной и судебной власти. Значительный прогресс в решении проблем, связанных со спамом можно будет ожидать, только если на глобальном уровне будет признано, что спам является  важной и острой проблемой, а каждая страна будет развивать соответствующие законодательные инициативы и судебную практику.

по материалам: Парламентская газета