Судебная практика

Дело № 5-91-232/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о  назначении  административного  наказания

Резолютивная часть постановления оглашена 29 мая 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2018 года.

Мировой судья судебного участка №91 Волгоградской области Рассказова О.Я. (г. Волгоград, ул. Удмуртская, 91),

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ˂ФИО˃,

рассмотрев в городе Волгограде в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении

˂Наименование организации˃, расположенного в <АДРЕС> (<НОМЕР> дата государственной регистрации в качестве юридического лица - <ДАТА1>),

привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении ˂Наименование организации˃.

Согласно протокола протокола об административном правонарушении №АП-34/4/668 от 08 мая 2018 года, ˂Наименование организации˃ нарушен пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных", а именно между ˂Наименование организации˃ и ˂Наименование организации˃ 01 марта 2018 года заключен договор №07-18/ТО на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовой территории. Согласно п.2.4.9 договора ˂Наименование организации˃ передало ˂Наименование организации˃ персональные данные населения (ФИО, дата рождения, дата регистрации и т.д.) для обработки и расчета размера платы за услуги. Однако правовые основания для передачи персональных данных жильцов у ˂Наименование организации˃ отсутствовали.

В судебном заседании законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ˂Наименование организации˃ по доверенности ˂ФИО˃, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ˂Наименование организации˃ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в связи с тем, что общество осуществляет обработку персональных данных на основании договора управления. Согласно протокола общего собрания от 08 мая 2015 года общество наделено правом производить обработку персональных данных собственников помещений, а также использовать их самостоятельно или путем заключения договора с другими лицами при расчетах платы за жилищно-коммунальные услуги.

Выслушав доводы законного представителя юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья в соответствии с ч 2 ст. 2.1, ст. 24.5 и 26.1 КоАП РФ выясняет, какие обстоятельства подлежат выяснению, а также обстоятельства, исключающие производство, на основе оценки всех обстоятельствах дела - устанавливает, виновно ли лицо, совершившее противоправное деяние, имеется ли в действиях (бездействии) этого лица умысел или неосторожность.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Как установлено в судебном заседании, ˂Наименование организации˃ осуществляет управление многоквартирным домом <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в <АДРЕС> на основании заключенного с собственниками помещений в данном доме договора управления многоквартирным домом <НОМЕР> от <ДАТА5>

Согласно договора <НОМЕР> от <ДАТА3> на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовой территории, заключенного между ˂Наименование организации˃ (заказчик) и ˂Наименование организации˃ (исполнитель), заказчик поручает исполнителю осуществлять выполнение комплекса работ по техническому обслуживанию, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовой территории (Приложение <НОМЕР>). Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по техническому обслуживанию, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовой территории в соответствии с Приложением <НОМЕР> настоящего Договора.

Пунктом 2.2.16 настоящего Договора, на ˂Наименование организации˃ возложено право оказывать Заказчику услуги по начислению и сбору платы за работы, выполняемые в целях надлежащего технического обслуживания, санитарного содержания и текущего ремонта жилищного фонда и придомовой территории многоквартирных домов, в том числе осуществлять информационно-вычислительные работы по расчетам за вышеуказанные услуги, печать и доставку адресно-именных платежных документов (АИПД), а также сбор платежей, в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 5 настоящего Договора.

 В соответствии с разделом 5 настоящего Договора, ˂Наименование организации˃ обязуется осуществлять информационно-вычислительные работы по расчетам за услуги, выполняемые в целях надлежащего технического обслуживания, санитарного содержания и текущего ремонта жилищного фонда и придомовой территории многоквартирных домов потребителя категории «Население», проживающим в многоквартирных домах, перечень которых приведен в Приложении <НОМЕР> к настоящему Договору;осуществлять печать и доставку адресно-именных платежных документов (АИПД) Потребителям категории «Население» за услуги, выполняемые в целях надлежащего технического обслуживания, санитарного содержания и текущего ремонта жилищного фонда и придомовой территории многоквартирных домов; осуществлять сбор платежей потребителей категории «Население» за услуги, выполняемые в целях надлежащего технического обслуживания, санитарного содержания и текущего ремонта жилищного фонда и придомовой территории многоквартирных домов по АИПД.

Как следует из протокола общего собрания от 08 мая 2015 года, принято решение о поручении обществу производить обработку персональных данных собственников помещений, а также использовать их Управляющей организацией самостоятельно или путем заключения договора с другими лицами при расчетах платы за жилищно-коммунальные услуги, при использовании данных учетно-регистрационной службы, при организации проведения общих собраний собственников и заполнении решений для голосования, при условии обеспечения конфиденциальности персональных данных, а также требований перечисленных в ФЗ <НОМЕР> от <ДАТА6> «О персональных данных».

Таким образом, факт совершения административного правонарушения не подтверждается собранными по делу доказательствами, исследованными мировым судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Напротив представленные оригиналы Договора07-18/ТО от <ДАТА3> на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовой территориии протокола общего собрания от 08 мая 2015 года полностью опровергают обстоятельства, изложенные должностным лицом в протоколе об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации.

Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

   Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ (совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, выраженное в совершении запрещенных действий или в невыполнении лицом своих правовых обязанностей) состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными), нарушениями установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

В случае, когда лицу инкриминируется совершение действий, направленных на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (распространение персональных данных), либо совершение действий, направленных на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (предоставление персональных данных), в предмет доказывая входят:

обязательный признак - лицо, либо круг лиц, которым лицом были предоставлены персональные данные (в том случае, если инкриминируется совершение действий по предоставлению персональных данных), время и дата распространения, предоставления персональных данных, место, способ и средства совершения правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от <ДАТА7> N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных - это действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Согласно ч.ч.15, 16 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пп. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при наличии договорных отношений, в том числе, об оказании коммунальных услуг, не требуется согласие на обработку персональных данных, поскольку такие данные используются юридическим лицом в целях исполнения договора.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Согласно п. 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.

Таким образом, при установленных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом основания для привлечения ˂Наименование организации˃ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку отсутствует состав административного правонарушения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

В ходе составления протокола об административном правонарушении, должностное лицо не приняло во внимание наличие возражений со стороны руководителя ˂Наименование организации˃ и приобщенных к материалам дела Договора 07-18/ТО от 01 марта 2018 года на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовой территории и протокола общего собрания от 08 мая 2015 года, то есть не приняло мер к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Принимая во внимание положение ст. 1.5 КоАП РФ, мировой судья считает необходимым производство по делу об административном правонарушении в отношении ˂Наименование организации˃ прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ,  в соответствии со ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5 ч. 1 п.2, 29.9, 29.10   Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ˂Наименование организации˃, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Красноармейский районный суд  г. Волгограда через мирового судью судебного участка № 91 Волгоградской области в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Мировой судья                                                         О.Я. Рассказова

 

Источник: http://91.vol.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=82301596&delo_id=1500001

 

Информация по делу
Статьи
ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №91 Волгоградской области
Судья
Рассказова О.Я.
Дата решения
2018-06-01
Категории
Жильцы МКД
Согласие
Прекращение производства по делу
Предоставление
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Другие дела из подобных
категорий:

Отсутствие согласия на передачу данных

Отказ в предоставлении согласия на обработку биометрических персональных данных для оформления паспорта моряка

Обработка персональных данных в спортивном учреждении с нарушением законодательства в области персональных данных

Обработка персональных данных супруга, родителей, брата и сестры заемщика без получения от них согласия на обработку

Предоставление Учреждением третьим лицам персональных данных работников без согласия или иного законного основания

Сбор, накопление и хранение персональных данных сотрудника учреждения без её согласия на обработку персональных данных

Нарушения в деятельности медицинской организации

Передача персональных данных должников для взыскания задолженности

Нарушения законодательства о персональных данных в деятельности ТСЖ

Передача персональных данных несовершеннолетнего без согласия родителя

На Интернет-сайте размещены документы, содержащие персональные данные собственников жилья

Доставка квитанций абоненту в виде, дающим доступ третьим лицам к его персональным данным

Согласие работников оформлено с нарушение требований к его содержанию

Предоставление доступа к персональным данным бывшего работника

Отсутствие письменного согласия пациентов