Судебная практика
Информация по делу

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-13473/2020

Судья: Осипова Е.М.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург                                                     07 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Ивановой Ю.В.

судей Ильичевой Е.В., Стаховой Т.М.

при секретаре Васюхно Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 июля 2020 года административное дело №2а-769/20 по апелляционной жалобе ФИО на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2020 года по административному исковому заявлению ФИО к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» о признании действий незаконными, обязании выдать удостоверение личности моряка.

Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 16 июля 2020 года сроком на десять лет, представителя административного ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от 11 октября 2019 года сроком до 31 декабря 2020 года, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей», выраженных в отказе в выдаче удостоверения личности моряка, оформленном письмом за исходящим номером №28-1245/888 от 20 марта 2019 года.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права ФИО просил обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» выдать удостоверение личности моряка без предоставления согласия на обработку биометрических персональных данных.

В обоснование заявленных требований ФИО указал, что обратился в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» для получения удостоверения личности моряка, обязательного для трудоустройства, при оформлении которого он предоставил заявление об отказе в предоставлении согласия на обработку биометрических данных. Письмом Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» от 20 марта 2019 года за исх.№28-1245/888 ему отказано в выдаче удостоверения личности моряка в связи с тем, что правовые основания на оформление и выдачу удостоверения личности моряка без содержания в нем биометрических данных отсутствуют, поскольку это обязательные сведения, которые предусмотрены Положением об удостоверении личности моряка, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года №628. По мнению административного истца, отказ административного ответчика является незаконным, поскольку, несмотря на то, что подпункт «в» пункта 6 Положения об удостоверении личности моряка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года №628, обусловливает предоставление биометрических данных, что в свою очередь подразумевает обязательность предоставления будущим работником согласия на обработку его биометрических персональных данных, однако частями 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации и статьями 9 и 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» процедура трудоустройства не предусматривает обязательное предоставление согласия на обработку биометрических персональных данных, так как оно добровольное и предоставляется исключительно с согласия заявителя, при этом указанная Инструкция не содержит положений о том, что непредоставление биометрических данных является основанием для отказа в выдаче удостоверения личности моряка; оформление удостоверения личности моряка ему было необходимо для трудоустройства на работу, однако административный ответчик незаконно отказал ему в выдаче удостоверения личности моряка без предварительной дачи им согласия на обработку биометрических персональных данных, тем самым лишив заработка по специальности (л.д.29-30).

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ФИО просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу об отказе заявленных требований, поскольку предоставление согласия на обработку биометрических данных является добровольным и от этого согласия не зависит напрямую выдача удостоверения личности моряка.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - телефонограммой.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Административный истец об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.

Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

05 февраля 2019 года ФИО обратился в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» с заявлением о выдаче удостоверения личности моряка, совместно с которым ФИО представил письменное согласие на обработку персональных данных, в том числе биометрического шаблона отпечатков пальцев, цифровой фотографии владельца, в целях оформления подтверждения выдачи удостоверения личности моряка (паспорта моряка), срока его действия и предоставления информации о своих персональных данных иммиграционным властям и другим компетентным органам Российской Федерации и иностранных государств (л.д.38,54,).

20 февраля 2019 года ФИО направил заявление в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» об отказе от согласия на обработку персональных данных, в том числе биометрических, и выдаче удостоверения личности моряка без биометрических данных (л.д.32-35).

Письмом Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» от 20 марта 2019 года №28-1245/888 ФИО разъяснено о невозможности оформления и выдачи удостоверения личности моряка без содержания в нем биометрических данных (л.д.36-37).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий административного ответчика, выразившихся в отказе выдать ФИО удостоверение личности моряка в связи с тем, что действующим законодательством выдача удостоверения личности моряка без содержания в нем биометрических данных не предусмотрена.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Порядок оформления, выдачи и применения удостоверений личности моряка, установлен Положением об удостоверении личности моряка, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года №628 (далее Положение об удостоверении личности моряка).

Согласно пункту 2 Положении об удостоверении личности моряка удостоверение личности моряка является документом, удостоверяющим личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного (река - море) плавания, используемых для целей торгового мореплавания.

Удостоверение личности моряка выдается гражданам Российской Федерации, трудящимся по найму, занятым или работающим в любом качестве на борту судна, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики (пункт 3 Положения об удостоверении личности моряка).

Согласно пункту 4 Положения об удостоверении личности моряка оформление и выдача удостоверения личности моряка осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта, а также находящимися в его ведении федеральными государственными учреждениями и капитанами морских портов по перечню, утверждаемому Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Аналогичные положения установлены в 2, 3, 4 Инструкции о порядке применения Положения об удостоверении личности моряка, утвержденной Приказом Минтранса России от 19 декабря 2008 года №213 (далее Инструкция о порядке применения Положения об удостоверении личности моряка).

В соответствии с пунктом 5 Положения об удостоверении личности моряка в удостоверении личности моряка указываются следующие сведения о его владельце: а) фамилия, имя (полностью) и другие части имени владельца удостоверения, если таковые имеются; б) пол; в) дата и место рождения; г) гражданство; д) любые особые физические приметы, которые могут оказаться полезными для идентификации личности.

В пункте 6 Положения об удостоверении личности моряка указано, что в удостоверении личности моряка содержатся: а) фотография владельца удостоверения; б) подпись владельца удостоверения; в) биометрические данные, отображаемые в виде биометрического шаблона, составленного на основе отпечатков пальцев владельца удостоверения, представленного в виде цифр в штрих-коде, и отвечающего техническим требованиям по биометрической идентификации моряков.

Согласно пункту 8 Положения об удостоверении личности моряка для оформления удостоверения личности моряка заявитель представляет в учреждение следующие документы:

а) анкету-заявление о выдаче удостоверения личности моряка, содержащая сведения о заявителе, по форме, утверждаемой Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

б) основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства или месту временного проживания либо вид на жительство для иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства;

в) документ, подтверждающий, что заявитель трудится по найму, занят или работает в любом качестве на борту судна, или действительные дипломы и специальные свидетельства, подтверждающие соответствие уровня профессиональной подготовки и состояние здоровья заявителя требованиям, установленным международными конвенциями для членов экипажей судов;

г) основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении полномочий по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и судов рыбопромыслового флота установлены Административным регламентом Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и судов рыбопромыслового флота, утвержденного Приказом Минтранса России от 12 декабря 2013 года №460 (далее Административный регламент).

Для оформления удостоверения личности заявитель представляет в Росморречфлот или учреждение:

1) заполненную анкету-заявление о выдаче удостоверения личности моряка согласно приложению №2 к настоящему Административному регламенту;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя: а) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации: основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации с регистрацией по месту жительства или месту временного пребывания; основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию; б) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за границей: заграничный паспорт; документ, подтверждающий постоянное проживание за пределами Российской Федерации, выданный компетентным органом государства постоянного проживания; в) иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации: вид на жительство в Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства; документ, удостоверяющий личность заявителя, выданный государством гражданства (подданства), признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; г) лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - вид на жительство в Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства;

3) документ, подтверждающий, что заявитель трудится по найму, занят или работает в любом качестве на борту судна;

4) при отсутствии документа, подтверждающего, что заявитель трудится по найму, занят или работает в любом качестве на борту судна, представляется действительный диплом, квалификационное свидетельство, медицинская книжка, подтверждающие соответствие уровня профессиональной подготовки и состояние здоровья заявителя требованиям, установленным международными конвенциями для членов экипажей судов.

Пунктом 11 Положения об удостоверении личности моряка предусмотрено, что при приеме заявления учреждением осуществляется цифровое фотографирование заявителя и сканирование отпечатков пальцев его рук.

В силу пункта 9 Инструкции о порядке применения Положения об удостоверении личности моряка представление в учреждение документов на выдачу удостоверения личности моряка заявитель осуществляет лично. При приеме документов сотрудник учреждения осуществляет проверку соответствия личности заявителя представляемым документам.

Согласно пунктам 13-14 Положения об удостоверении личности моряка по завершении приема документов заявителя осуществляется его фотографирование с использованием цифровой камеры и снятие отпечатков пальцев рук с использованием специального сканера. Полученные данные заявителя, фотография, подпись и шаблон биометрических данных должны увязываться с анкетой-заявлением в течение всей процедуры обработки документов, оформления и выдачи удостоверения личности моряка с использованием технических средств системы удостоверения личности моряка, которыми оборудованы пункты выдачи удостоверения личности моряка в учреждениях.

Таким образом, подача анкеты-заявления для оформления удостоверения личности моряка производится одновременно с получением биометрических персональных данных, использование которых возможно только с письменного согласия гражданина.

Так, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее Федеральный закон «О персональных данных») персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных»).

В силу статьи 7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Учитывая, что нормативно-правовыми актами регламентирующих порядок оформления и выдачи удостоверения личности моряка, установлено, что удостоверение личности моряка содержит биометрические данные, отображаемые в виде биометрического шаблона, и поскольку Завьяловым А.Б. заявлением от 20 февраля 2020 года было отозвано согласие на обработку персональных данных, то у административного ответчика не имелось правовых оснований для выдачи удостоверения моряка.

При этом, использование биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных запрещено.

Оформление удостоверения личности моряка без содержания в нем биометрических данных действующим законодательством не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление согласия на обработку биометрических данных является добровольным и от этого согласия не зависит выдача удостоверения личности моряка, противоречат приведенным нормам материального права и основанием для отмены решения суда не являются.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Источник: https://sankt-peterburgsky--spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=doc&number=43207359&delo_id=42&case_type=0&new=0&text_number=1&srv_num=1 

Информация по делу
Статьи
ст.11 ФЗ "О персональных данных"
Суд
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Судья
Иванова Ю.В.
Дата решения
2020-07-07
Категории
Согласие
Биометрия
Обязанность оператора
Другие дела из подобных
категорий:

Размещение статьи на сайте с указанием персональных данных обратившихся в больницу

Выявлено несколько нарушений требований закона

В деятельности учреждения множество нарушений

Нарушение Обществом установленного законом порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о персональных данных граждан

Работники оператора не ознакомлены с законодательством о персональных данных

Предоставление ответа на запрос субъекта

Нарушения законодательства в медицинской организации

Отсутствие политики, назначение ответственным за обработку ПДн в ИСПДн не работника организации

Передача персональных данных без согласия субъекта

Непредоставление ответа на запрос адвоката субъекта персональных данных

Неправомерное хранение персональных данных субъекта в виде сведений, содержащихся в ключе электронной цифровой подписи

Незаконное распространение персональных данных на сайте

Муниципальным органом не приняты меры, предусмотренные законодательством

Неисполнение обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных

До начала обработки персональных данных, полученных Оператором не от субъекта, Оператор (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 № 152-ФЗ) обязан был предоставить субъекту персональных данных соответствующую информацию, однако не сделал этого