Судебная практика

Дело 5-765/2017  

             

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

06 июля 2017 года                                                      г. Ульяновск

 

Мировой судья судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска Анциферова Н.Л., рассмотрев постановление заместителя прокурора Ленинского района г.Ульяновска о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении

А.И. <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, начальника отдела <ОБЕЗЛИЧЕНО> проживающего по адресу: <АДРЕС> не привлекавшегося ранее к административной ответственности за однородные правонарушения,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного 13.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

 Начальник отдела <ОБЕЗЛИЧЕНО> А.И. допустил нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

 По данному факту в отношении  А.И. заместителем прокурора Ленинского района г.Ульяновска 14.06.2017 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание  А.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с правонарушением согласен.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях  нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

   Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

 В соответствии с п.п 2,3,5 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности: применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных; применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации; учетом машинных носителей персональных данных.

Так, вопреки требованиям п.п.2,3,5 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в ОГКУ  «Наименование организации» не была проведена оценка эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных, не были определены актуальные угрозы безопасности персональных данных при их обработке в указанной системе, не установлены уровни защищенности персональных данных, не разработаны модели угроз и модели нарушителя.

Согласно п. 6 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119, под актуальными угрозами персональных данных понимается совокупность условий и фактов, создающих актуальную опасность несанкционированного, в том числе случайного доступа к персональным данным при их обработке в информационной системе, результатом которого могут стать уничтожение, изменении, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия.

При этом согласно п. 17 вышеуказанных требований контроль за их выполнение организуется и проводится оператором (уполномоченным лицом) самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических лиц индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

 Согласно п. 7 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013, защита информации, содержащейся в государственной информационной системе обеспечивается путем выполнения обладателем информации (заказчиком) и (или) оператором требований к организации защиты информации, содержащейся в информационной системе, и требований к мерам защиты информации, содержащейся в информационной системе.

В соответствии с п. 14.3 Приказом ФСТЭК № 17 модель угроз безопасности включает в себя описание информационной системы и ее структурно-функциональных характеристик, а также описание угроз безопасности информации, включающее описание возможностей нарушителей (модель нарушителя), возможных уязвимостей информационной системы, способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации. При этом в соответствии с п.16.6 Приказа ФСТЭК № 17 модель угроз подлежит своевременной актуализации (уточнению).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии с приказом № 2-П от 10.01.2017 ОГКУ «Наименование организации» в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» ответственным за организацию обработки персональных данных назначен начальник отдела защиты информации департамента по технической поддержке  А.И.

В судебном заседании установлено, что начальник отдела <ОБЕЗЛИЧЕНО>  А.И. допустил нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

   В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

  Учитывая вышеизложенное, в действиях  А.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку ею осуществлена обработка персональных данных без согласия субъекта.

 Оснований для прекращения дела об административном правонарушении в отношении  А.И. суд не усматривает.

 При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л :

 Признать начальника отдела <ОБЕЗЛИЧЕНО> А.И. <ФИО1> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить  административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10  суток с момента получения.

 

Мировой судья                                                            Н.Л. Анциферова

 

Источник: http://3lenrn.uln.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=12006104&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска
Судья
Анциферова Н.Л.
Дата решения
2017-07-06
Категории
Принятие мер, предусмотренных законом
Локальные акты оператора
Порядок хранения
Другие дела из подобных
категорий:

Проверкой установлены нарушения законодательства

В результате проверки выявлено несколько нарушений законодательства

Ненадлежащее хранение материальных носителей, содержащих персональные данные; отсутствие перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных субъектов

Оператором не опубликован или иным образом не обеспечен неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных.

Ответственным должностным лицом не приняты меры по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных

Нарушения при обработке анкет кандидатов

Не выполнены обязанности, возложенные на оператора фз "О персональных данных"

Нарушение порядка хранения информации, содержащей персональные данные

Несоответствие согласия закону, отсутствие обязательных сведений в поручении;несоответствие локальных актов закону

Не представлены документы, подтверждающие наличие собственных баз данных,отсутствует политика

Непринятие мер и невыполнение обязанностей, предусмотренных законом; направление персональных данных без согласия работников в МИФНС

Множество нарушений в деятельности банка

Нарушены требования законодательства о персональных данных

Не опубликован документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных

Невыполнение обязанностей, предусмотренных законом, непринятие локальных актов