Судебная практика

Дело № 5-75/2018                                                                                                                 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

    с.Ульяново                                                        27 июня 2018 года

Мировой судья судебного участка № 45 Козельского судебного района Калужской области Ивановский А.В., с участием помощника прокурора Ульяновского района Калужской области ФИО, рассмотрев дело об административном правонарушении по ст.13.11 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекса) в отношении должностного лица

 <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС> области, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС> область <АДРЕС>, д.Лихун, <АДРЕС>, работающего в должности генерального директора ООО «Наименование» ранее к административной ответственности не привлекавшегося:

УСТАНОВИЛ:

 В ходе проведенной прокуратурой Ульяновского района Калужской области  проверки было установлено, что по состоянию на 28.05.2018 года,  <ФИО> являясь должностным лицом, занимая должность генерального директора ООО «Наименование» в нарушение требований ст.87 Трудового кодекса РФ не разработал и не принял локальный акт или документ, регламентирующий порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах (персональных данных) в ООО «Наименование», не ознакомил с вышеуказанными актами, а так же правами и обязанностями работников предприятия; в нарушение требований ст.ст. 3, 6, 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» не получил согласие работников предприятия на обработку их персональных данных, направив указанные данные без согласия работников ООО «Наименование» в МИФНС №1 по Калужской области; кроме того, в нарушение требований п.п.6, 13, 15 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 года №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» не установил перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих к ним доступ, перечень мест хранения, перечень мер, необходимых для обеспечения сохранности персональных данных, порядок их принятия, не проинформировал лиц, осуществляющих в силу своей трудовой деятельности обработку персональных данных об обработке ими персональных данных сотрудников, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.13.11 КоАП РФ - обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В судебное заседание  <ФИО> не явился, был уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало. Предоставил в суд заявления, согласно которому просил рассмотрение дела об административном правонарушении по ч.2 ст13.11 КоАП РФ рассмотреть в его отсутствие, в заявлении указал, что с выявленными нарушениями согласен в полном объеме.

Руководствуясь ч.2 ст.25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствии  <ФИО>.

Помощник прокурора ФИО в судебном заседании постановление поддержала, просила привлечь  <ФИО> к административной ответственности по ч.2 ст.13.11 КоАП РФ.

Ходатайства в соответствии со ст. 24.4 Кодекса помощником прокурора ФИО в судебном заседании заявлены не были.

Согласно ст.2.1.  КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее Закон №152-ФЗ) регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона №152-ФЗ под понятием персональные данные понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Пункт 3 указанной статьи разъясняет, что обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно пунктам 5,6 статьи 3 Закона 152-ФЗ распространением персональных данных являются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, а предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6 Закона 152-ФЗ Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Частью 1 статьи 9 Закона 152-ФЗ установлено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия.

Согласно части 1 статьи 11 Закона 152-ФЗ сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Статьей 86 Трудового кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:

1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом  и иными федеральными законами;

3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством  Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;

6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;

10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

В соответствии со статьей 87 ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов.

Абзацем 2 статьи 88 ТК РФ установлено, что при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования, в частности, не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 года №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

Пунктами 13,15 указанного Постановления установлено, что обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

Выслушав помощника прокурора ФИО, изучив письменные материалы дела, судья приходит к выводу, что событие административного правонарушения и вина  <ФИО> в его совершении, кроме признания им своей вины, подтверждается совокупностью исследованных письменных доказательств, которые признаются судом допустимыми и достоверными:

- постановлением и.о. прокурора Ульяновского района Калужской области от 28.05.2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Наименование»  <ФИО1>. С вменяемым правонарушением <ФИО> согласился, о чем указал в постановлении. Копия постановления получил лично 28.05.2018 года;

- копией решения №34 от 14.05.2018 года о проведении проверки в отношении ООО «Наименование»;

- копией справки от 28.05.2018 года о результатах проверки трудового законодательства в области персональных данных в отношении ООО «Наименование»;

- копией объяснения  <ФИО> от 28.05.2018 года;

- копией о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;

- копией выписки из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 29.05.2018 года;

- копией списка работающих лиц в ООО «Наименование»;

- копией штатного расписания ООО «Наименование» № 01-Ш от 06.10.2017 года;

- копией приказа о вступлении  <ФИО> в должность генерального директора ООО «Наименование» №4/к от 04.10.2017 года;

- копией протокола №2 заседания Совета директоров ООО «Наименование» от 05.10.2017 года;

- копией трудового договора между ООО «Наименование» и  <ФИО> от 04.10.2017 года;

Согласно ст. 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действия  <ФИО> подлежат квалификации по ст. 13.11 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях как обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством  Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При назначении наказания  <ФИО> учитываю характер и степень опасности правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, в том числе отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность учитываю признание  <ФИО> своей вины и считаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 <ФИО1> признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.13.11 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (Десять тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Оплату штрафа произвести:

УФК России по Калужской области (Прокуратура Калужской области) ИНН 4027020160, КПП 402701001 , ОКТМО 29701000, Р/с 40101810500000010001 в Отделение Калуга г.Калуга, БИК 042908001, КБК 41511690010016000140 наименование платежа: административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Козельский районный суд Калужской области в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

                  Мировой судья:                                  А.В. Ивановский

Постановление не вступило в законную силу.

Источник: http://45.klg.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=12401405&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
Ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок № 45 Козельского судебного района Калужской области
Судья
Ивановский А.В.
Дата решения
2018-06-27
Категории
Работники
Согласие
Локальные акты оператора
Обязанность оператора
Неожиданные решения
Другие дела из подобных
категорий:

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных.

Наличие базы данных организации, содержащий персональные данные пользователей интернет-ресурса

Не приняты необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных

Множество нарушений в деятельности банка

Распространение в СМИ персональных данных несовершеннолетнего

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - 1

В акционерном обществе выявлены нарушения

Размещение на двери в подъезд списков, содержащих персональные данные

Отсутствие порядка  хранения и использования персональных данных работников,  а так же мер защиты персональных данных работников

Предоставление доступа к персональным данным, содержащимся в журнале

Отсутствие на сайте политики

Несоблюдение Учреждением установленных законодательством РФ требований в области обработки персональных данных

В личных делах работников не имеется согласия на обработку персональных данных

Непринятие мер при обработке персональных данных без использования средств автоматизации

Письменное согласие субъекта не соответствует требованиям законодательства о персональных данных