Судебная практика

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 

 г. Самара                                                            «07» мая 2018 года

 

Резолютивная часть постановления оглашена 03.05.2018 года.

Мотивированное постановление изготовлено 07.05.2018 года.

 

Мировой судья судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области Дяченко В.А., рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ˂Наименование учреждения˃  <НОМЕР>» городского округа <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР> местонахождения: <АДРЕС>,

У С Т А Н О В И Л:

 05.04.2018 года заместителем прокурора Промышленного района г.Самары в отношении юридического лица - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида <НОМЕР>» г.о. <АДРЕС> вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, согласно которому в  ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что <ДАТА5> заведующей ˂Наименование учреждения˃ <НОМЕР> г.о. Самара утверждено «Положение об организации работы с персональными данными воспитанников». Установлено, что ˂Наименование учреждения˃ имеет официальный сайт в сети Интернет: ˂Ссылка на адрес сайта˃.

  В нарушение требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ на официальном сайте ˂Наименование учреждения˃ документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных ˂Наименование учреждения˃ не опубликован, неограниченный доступ к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно­-телекоммуникационной сети не обеспечен. Действия юридического лица - ˂Наименование учреждения˃ образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. Законный представитель ˂Наименование учреждения˃ - заведующая Учреждением ˂ФИО˃ в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признала, пояснила, что на данный момент документ, определяющий политику ˂Наименование учреждения˃ в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных опубликован.

 Помощник прокурора Промышленного района г. Самары ˂ФИО˃ в судебном заседании доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала в полном объеме, просила привлечь ˂Наименование учреждения˃ к административной ответственности по ч. 3 ст.13.11 КоАП РФ. Выслушав представителя ˂Наименование учреждения˃ ˂ФИО˃, помощника прокурора Промышленного района г. Самары ˂ФИО˃, изучив материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. На основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 327-ФЗ «Об образовании РФ», образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

  Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ, оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

  Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных должна осуществляться в соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных. Согласно положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций по Самарской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 года № 27 Управление обладает полномочиями в сфере персональных данных, в том числе ведет реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Положениями ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ установлено, что оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети. Частью 3 статьи 13.11 КоАП РФ, установлена административная ответственность за невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела мировым судьёй, в ходе проведения проверки прокуратурой Промышленного района г. Самары установлено, что 12.01.2015 года заведующей ˂Наименование учреждения˃ утверждено «Положение об организации работы с персональными данными воспитанников». Установлено, что ˂Наименование учреждения˃ имеет официальный сайт в сети Интернет: ˂Ссылка на адрес сайта˃.

  В нарушение требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ на официальном сайте ˂Наименование учреждения˃ документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных ˂Наименование учреждения˃ не опубликован, неограниченный доступ к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно­-телекоммуникационной сети не обеспечен.

 Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Факт совершения ˂Наименование учреждения˃ административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, установлен и подтверждается следующими доказательствами: - постановлением заместителя прокурора Промышленного района г. Самары о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.04.2018 года; - решением о проведении проверки от 27.03.2018 года; - актом проверки от 27.03.2018 года; - положением ˂Наименование учреждения˃ «Об организации работы с персональными данными воспитанников» от 12.01.2015 года; - свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учёт в отношении ˂Наименование учреждения˃; - уставом ˂Наименование учреждения˃; - скриншотами с сайта Учреждения и другими материалами дела.

 Оценивая собранные по делу доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях ˂Наименование учреждения˃ состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, поскольку последним допущено невыполнение предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Доказательства соблюдения Учреждением требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в части размещения соответствующего документа (акта) в установленном порядке и своевременно в материалах дела отсутствуют. Таким образом, исследовав материалы дела, судья полагает, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены. Доказательства, собранные по делу являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности ˂Наименование учреждения˃ в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.

 Сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истекли. Мировой судья, обсуждая вопрос об административном наказании, отмечает следующее. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 ст. 4.1 КоАП РФ). Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной  справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Оснований для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, не усматриваю.

 Таким образом, принимая во внимание характер правонарушения, установленные по делу обстоятельства, имущественное и финансовое положение юридического лица, ранее ˂Наименование учреждения˃ <НОМЕР>» г.о. Самара не привлекалось к административной ответственности за аналогичные прапвонарушения, и с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о необходимости назначения наказания ˂Наименование учреждения˃ в виде предупреждения, то есть минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. Оснований для освобождения лица от административной ответственности и наказания, а равно и прекращения производства по делу, в том числе и по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо - ˂Наименование учреждения˃ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела.

Постановление может быть обжаловано в Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью судебного участка № 41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области.

Мировой судья                                                                        В.А.Дяченко

Информация по делу
Статьи
ч.3 ст.13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области
Судья
Дяченко В.А.
Дата решения
2018-05-07
Категории
Сайт
Часть 3 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
Обязанность оператора
Политика
Другие дела из подобных
категорий:

Не опубликован документ, определяющий политику муниципального органа власти

Размещение на официальном сайте образовательного учреждения в фотографий воспитанников с утренников

В типовой форме анкеты, оформляемой при приеме на работу, отсутствуют обязательные сведения

На официальном сайте отсутствует информация, регламентирующая работу образовательного учреждения с персональными данными (не размещен документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных), а также сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Отсутствие политики образовательного учреждения на сайте

Не принято мер по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему политику организации в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите

Несоблюдение обязательных требований законодательства РФ "О персональных данных"

Не обеспечена разработка и утверждение локального нормативного акта, регламентирующего порядок хранения и использования персональных данных работников

Сбор персональных данных через сайт при отсутствии политики

Отсутствие политики, требований к защите при сборе персональных данных на сайте

Отсутствие на сайте УК политики

Отсутствие в свободном доступе (в.т.ч. на сайте) Политики в отношении обработки персональных данных

Хранение карточек по форме Т2 на стеллажах, отсутствие стойки, ограничивающей доступ в кабинет;Медицинские карточки пациентов и их анализы -на столе лечащего врача;в карточке беременной указана национальность

Политика отсутствует на сайте МБДОУ

Нарушения законодательства о персональных данных в деятельности ТСЖ