новости
Пропавших детей предложили искать по геоданным с их телефонов

23 июля 2019

Ежегодно в России пропадает почти 50 тысяч подростков, найти которых поможет мобильная геолокация


Полиции могут разрешить использовать данные о геолокации гаджетов при поиске пропавших детей без решения суда. Соответствующий законопроект, подготовленный группой депутатов во главе с вице-спикером Ириной Яровой, Госдума приняла во втором чтении на пленарном заседании 23 июля.


Выиграть бесценное время


В ночь на 21 июля из детского лагеря под Липецком сбежали двое подростков 15 и 16 лет. Уже двое суток их мобильные телефоны не отвечают на звонки близких. К поискам подключены местные власти и волонтёры. Финал у этой истории пока открытый — возможен как счастливый конец, так и трагедия… И это — всего лишь один из тысяч подобных случаев.
Ежедневно, согласно данным МВД за 2018 год, в России пропадает 16 детей, ежегодно — около 50 тысяч. Они теряются, убегают от семейных и личных конфликтов, становятся жертвами преступников. Несмотря на то что 90 процентов несовершеннолетних на момент пропажи имеют мобильные телефоны и другие гаджеты, в подобной ситуации они не хотят или физически не могут дать о себе знать, используя мобильники самостоятельно.
В арсенале правоохранительных органов есть простой и надёжный способ найти человека - проверить биллинг сотовой связи, чтобы установить геолокацию его мобильного телефона. Сейчас, чтобы использовать эту возможность, нужно получить разрешение суда: данные о местонахождении абонентов подпадают под понятие тайны связи. Процедура может занять до трёх и более дней. Счёт же в таких ситуациях идёт на часы и даже минуты. Часто, когда ребёнка находят по гаджету, бывает уже слишком поздно.
«Действовать незамедлительно, использовать оперативно шанс на быстрое установление местонахождения ребёнка по данным геолокации мобильного устройства — означает возможность выиграть бесценное время на помощь и спасение жизни ребёнка и в ситуации, когда ребёнок потерялся, когда заблудился, когда произошёл несчастный случай и когда стал жертвой преступления», — отметила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.
По её словам, данное законодательное решение создаёт реальные возможности для опережения тяжких последствий и спасения ребёнка.
Согласно предлагаемым поправкам, для получения данных о геолокации мобильных устройств пропавших без вести правоохранители обязаны получить разрешение одного из родителей и уведомить суд в течение 24 часов. Подобные оперативно-розыскные мероприятия могут быть начаты только на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа внутренних дел.
Тем не менее необходимость в судебном разрешении не устраняется из закона полностью: полицейские должны получить его в течение 48 часов после того, как были начаты поиски. Если за этот срок суд разрешения не даёт, поисковики обязаны прекратить использовать биллинг.
Законопроект поддержали Минкомсвязи, МВД России, Генпрокуратура, Следственный комитет, Минюст, Роскомнадзор. В то же время Правительство в своём отзыве указало, что установление геолокации не в полной мере относится к оперативно-розыскным мероприятиям, а прописываемая в законопроекте процедура получения разрешения на использование биллинга для поисков пропавших без вести может усложнить процесс.


Параллельное предложение


С похожей инициативой год назад выступала ещё одна группа парламентариев, включая председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко, сенаторов Андрея Клишаса, Андрея Турчака, Людмилу Бокову, Ирину Гехт и депутата Госдумы Татьяну Касаеву. Законодатели по поручению президента Владимира Путина тоже предлагали разрешить использовать биллинг без судебного решения при поиске пропавших без вести. В первую очередь, поправки должны были вывести сами геоданные из понятия тайны связи, а соответствующую норму предполагалось прописать в Законе «О связи».
Кроме того, ключевым отличием этого законопроекта от предложения Яровой является то, что основанием для использования биллинга предлагалось считать лишь мотивированное постановление одного из руководителей органа МВД. Уведомление суда в течение суток и его согласие в течение двух дней, а также разрешение одного из родителей в законопроекте не предусматривались.

Источник: Парламентская газета